We are quite competitive and extremely motivated

Интревью с директором центра образования иностранных граждан РосНОУ Александром Леонидовичем Замула
Email: zamula@rosnou.ru; sazamula@yandex.ru

«Мы вполне конкурентоспособны и очень заинтересованы»

Центр образования иностранных граждан (до 2016 года подготовительный факультет для иностранных граждан) открылся в Российском новом университете в 2003 году. За 15 лет обучение по программам довузовской подготовки и НА курсах русского языка прошли более 1300 иностранных учащихся — граждан тридцати двух государств. Среди этих тридцати двух субъектов глобального образовательного пространства есть такие загадочные для нас как Мьянма, Камерун, Непал, Индонезия и Колумбия, хорошо знакомые советскому студенчеству Вьетнам и Куба, близкие россиянам Таджикистан, Туркменистан и Египет, а также претендующие на лидерство в современном высшем образовании Китай и Индия. Большинство слушателей осваивают русский язык и готовятся к поступлению в РосНОУ. Несколько человек из выпуска обязательно поступают в другие российские вузы и колледжи.

Возглавляет центр образования иностранных граждан Российского нового университета Александр Замула.

АЛЕКСАНДР ЛЕОНИДОВИЧ, РАССКАЖИТЕ О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ВАШЕГО ЦЕНТРА

У РосНОУ есть все условия, чтобы развивать это направление своей деятельности. Мы вполне конкурентоспособны и очень заинтересованы в наборе иностранных студентов. Обучение в Центре ведется по программам дополнительного общего образования, и пока у нас нет целевых бюджетных мест. Сейчас мы принимаем на обучение исключительно по контракту, но надеемся, что бюджетные места — это дело будущего.

В этом году набор по количественным показателям находится на уровне прошлого года. По моим прогнозам, с учетом «позднего заезда», до конца 2017 года численность иностранных студентов превысит 100 чел. Много это или мало? Если рассматривать численность подфаков исторически сложившихся лидеров в этом направлении, ведущих московских вузов, таких как МАДИ, ИРЯП им. А. С. Пушкина и других, то мы представлены вполне достойно.

ЧТО ОБЕСПЕЧИВАЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОСНОУ НА ЭТОМ ПОЛЕ?

Мы Мы привлекаем студентов за счет высокого качества образования и конкурентной стоимости обучения. Стоимость нашей программы — 120 тысяч рублей. Это основная классическая программа в 936 аудиторных часов, то есть 26 часов в неделю, рассчитанная на 10 учебных месяцев. И она достаточно эффективна. Есть программы меньшей стоимости, рассчитанные на 560 часов в год, стоимостью 85 тысяч рублей.

А КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА С ОБЩЕЖИТИЕМ?

Обеспечить общежитием мы можем всех желающих.

КАК БЫ ВЫ ПРЕДСТАВИЛИ ПОРТРЕТ ИНОСТРАННОГО СТУДЕНТА, КОТОРЫЙ ПРИХОДИТ К ВАМ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ? С КАКИМ МАТЕРИАЛОМ РАБОТАЕТЕ?

Цель большинства слушателей — получение профессионального образования в России. Многим необходим язык для трудовой деятельности в России в различных российских и иностранных компаниях. Некоторые к моменту поступления владеют уже несколькими иностранными языками, особенно те кто, кто работает в сферах гостиничного сервиса и туризма. Русский язык им нужен для профессиональной реализации. А есть и те, кто, прочитав Чехова, Достоевского и Толстого, создали себе образ русского студента-интеллигента, приехали, движимые некими романтическими устремлениями. Они стараются постичь культуру, осваивают русский язык, чтобы читать прозу и стихи без перевода. Причём бывает, что это люди в возрасте. Не всегда они потом поступают в вузы, но так или иначе они связывают свою жизнь с Россией, даже те, кто возвращается на родину. При этом уровень владения языком поступивших на обучение совершенно разный. Есть абсолютно «нулевой», а есть люди, которые самостоятельно или на специальных курсах пытались изучать русский язык у себя на родине. Некоторые обладают хорошим базовым уровнем. Все поступающие проходят вводное тестирование и распределяются по группам с учётом предшествующего учебного опыта и знаний русского языка.

ЕСЛИ ПРОВЕСТИ В РосНОУ МАССОВОЕ ПРАЗДНОВАНИЕ ХОТЯ БЫ ОДНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРАЗДНИКА КАЖДОЙ ИЗ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В ЭТОМ ГОДУ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ 18 СТРАН, ДУХ ДРУЖБЫ НАРОДОВ СТАНЕТ ДОМИНИРУЮЩИМ ИДЕЙНЫМ НАСТРОЕНИЕМ УНИВЕРСИТЕТА, А АТМОСФЕРА В ВУЗЕ СТАНЕТ ЕЩЕ БОЛЕЕ УНИКАЛЬНОЙ И РАСПОЛАГАЮЩЕЙ. ЕСТЬ У ВАС ПЛАНЫ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ?

Мы проводим совместные праздники по традициям разных народов, например: «Давайте познакомимся», Национальный Новый год, День национального языка. Устраиваем театрализованные представления, организовываем международные студенческие научно-практические конференции. Сейчас ведутся дискуссии по поводу создания интернационального студенческого совета, чтобы ещё больше развивать инициативу ребят и придать всем позитивным начинаниям новый импульс.

КАК СЛУШАТЕЛИ ОПРЕДЕЛЯЮТ НАПРАВЛЕНИЕ СВОЕЙ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ? ВЫ ИМ В ЭТОМ ПОМОГАЕТЕ?

В первом семестре преподается только русский язык, а во втором семестре мы предлагаем выбрать какой-то профиль. Мы можем предложить гуманитарную подготовку: русский язык, страноведение, литературу, историю, географию. Либо мы можем предложить экономический профиль подготовки: — это математика, информатика, основы экономики. Возможно обучение по техническому и медико-биологическому профилям. Естественно, на уровне лексических понятий.

КТО РАБОТАЕТ СО СЛУШАТЕЛЯМИ?

Главным образом это преподаватели русского языка и литературы. Но самое важное, что наши преподаватели имеют большой опыт работы с иностранными студентами и прошли переподготовку по русскому языку как иностранному. Те, кто работает на подфаке, должны быть толерантны, терпеливы и терпимы. Учебные группы совершенно разного состава, одновременно приходится работать с представителями совершенно разных языковых групп. Представьте, что испаноязычные слушатели одновременно с турками начинают учить язык с нуля. Одним словом, от преподавателя зависит всё.

ПРОИСХОДИТ ЛИ ОТСЕВ СЛУШАТЕЛЕЙ?

Да, примерно 5-7% к концу первого семестра отчисляются. И вот после этого устоявшиеся группы начинает активное и продуктивное движение вперёд.

С КАКИМИ НЕСТАНДАРТНЫМИ СИТУАЦИЯМИ ПРИХОДИТСЯ СТАЛКИВАТЬСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ И КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАТЬ ПОМИМО УЧЕБНЫХ?

Социально-культурная адаптация слушателей в образовательной среде РосНОУ и в мегаполисе является одной из главных задач. В таком многонациональном коллективе, конечно, случаются трения, но в целом я не могу сказать, что отношения сложные. Опытные преподаватели помогают предупредить недоразумения. Одна из главных целей обучения — создать общую конструктивную атмосферу. Поэтому мы проводим мероприятия, организуем экскурсии в Москве, ходим в музеи, на выставки, просто стараемся больше общаться. Часто наши преподаватели вывозят учащихся в Санкт-Петербург, музеи-усадьбы, например, Мелихово, Абрамцево. Это важный момент для погружения в русскую культуру.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ПОСТУПЛЕНИИ УЖЕ СЕЙЧАС ТЕМ, КТО СОБЕРЕТСЯ ПОСТУПАТЬ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ РОСНОУ В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ? КАКОВ АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ БУДУЩИХ СЛУШАТЕЛЕЙ?

Во-первых, человек должен заранее нам сообщить о своем намерении. Если это визовая страна, надо заранее — желательно обратиться до конца июня — позаботиться о приглашении. Контактная информация есть на сайте университета. Затем абитуриенты присылают необходимый пакет документов, после чего им оформляют учебную визу. С конца июля мы уже ждем их в Москве. Если же человек обратился к нам осенью, то и он сможет начать учебу, но ему будет предложена полугодичная или полуторагодичная программы.

По окончании программы мы выдаем сертификат об окончании обучения в Российском новом университете. И дальше открываются разные возможности. В прошлом году около 40% выпускников факультета остались учиться в РосНОУ. Они поступили на разные факультеты РосНОУ или в Колледж РосНОУ, в том числе значительная часть решила повторить курс обучения русскому языку на более продвинутом уровне. Я считаю это вполне нормальный показатель.

Если есть желание, выпускник нашего факультета в конце обучения может пройти государственное тестирование на знание языка и получить государственный сертификат. Такой сертификат требуется для поступления во многие российские вузы.

Студенты и преподаватели о центре

Фан Динь Куанг (Вьетнам, 20 лет): Мне очень нравится учиться на подготовительном факультете. В дальнейшем хочу продолжить обучение в Российском новом университете по направлению «туризм».

Лам Тхи Тху Хыонг (Вьетнам, 26 лет): По окончании подготовительного факультета хочу учиться в РосНОУ. Мне нравится изучать языки. Русский язык очень сложный, но безумно интересный. В дальнейшем планирую изучать иностранные языки на факультете гуманитарных технологий.

Коста Мендес Фабио (Бразилия, 26 лет): Мне очень нравится изучать русский язык и культуру России. В дальнейшем хочу учиться в РосНОУ на факультете информационных технологий, как мой брат, который уже является студентом факультета информационных систем и компьютерных технологий. От него я слышу только положительные отзывы об учебе и преподавателях.

Ван Шо (Китай, 16 лет): Я пока не знаю, где буду учиться дальше, но мне очень нравится учиться здесь, на подготовительном факультете. Очень трудно дается русский язык, но я стараюсь.

Кандидат филологических наук, ведущий преподаватель русского языка как иностранного (элементарный, базовый, 1 и 2 сертификационные уровни владения русским языком) с элементами риторики Светлана Викторовна Лукашевич: Студенты приходят на подготовительный факультет с разной мотивацией, и это определяет итоговый результат их работы. В этом году, например, приехала группа стажеров из Китая в составе 24 человек. Они очень мотивированы и серьезно относятся к учебе в целом. Но есть на факультете и те, кто приезжает просто провести время в Москве.

Заведующая кафедрой общего и русского языкознания факультета гуманитарных технологий и иностранных языков Российского нового университета (РосНОУ), доцент, кандидат педагогических наук Марина Юрьевна Антропова: Студенты у нас собираются абсолютно разные во всех отношениях. Задача преподавателей – не только научить русскому языку. Мы стараемся создать дружескую атмосферу, чтобы ребята чувствовали себя комфортно. Наши студенты, кстати, очень активно и с удовольствием участвуют в общественной жизни факультета.

Старший преподаватель кафедры общего и русского языкознания, преподаватель подготовительного факультета для иностранных граждан Ольга Дмитриевна Рябова: Русский язык дается слушателям довольно тяжело, но приятно, когда люди стараются. Видеть результаты собственной работы, когда наши ребята начинают разговаривать на русском языке, для нас, преподавателей, большая награда.

Доцент кафедры общего и русского языкознания, преподаватель подготовительного факультета для иностранных граждан Роза Халяфовна Анопочкина: Мне кажется, что в таких университетах, как РосНОУ, отношение к слушателям-иностранцам особенное. В больших государственных университетах, где иностранцы исчисляются сотнями, индивидуального подхода к каждому человеку быть не может. Мы же стараемся найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся и учесть его особенности. Студенты, которые приходят к нам, ценят это. Многие из тех, кто окончил наш факультет много лет назад, до сих пор поддерживают с нами связь.

Моя работа для меня — это одно сплошное удовольствие. Я очень жду, когда начнется учебный год, интересно, какая на этот раз будет группа. Например, сейчас у нас в группе есть студенты из Туркмении, Панамы, Китая и Афганистана. Общего языка у них нет, и именно русский язык становится для них общим.

“We are quite competitive and extremely motivated”

The Foundation Studies Department for foreign nationals at Russian New University was established in 2003. Since then more than 1300 international students from about 32 countries have completed pre-university preparatory programs. We have had students from such mysterious for us countries as Myanmar, Cameroon, Nepal and Columbia, from well-known to Soviet students Vietnam and Cuba, from close to Russia Tajikistan, Turkmenistan and Egypt, and from China and India aspiring to leadership positions in modern higher education. Most of trainees master the Russian language and prepare to enter RosNOU. Every year a few graduates of the Department enter other Russian higher education institutions and colleges.

The Head of the Foundation Studies Department at RosNOU is Alexander L. Zamula.

MR. ZAMULA, COULD YOU TELL US ABOUT THE DEVELOPMENT PROSPECTS OF YOUR DEPARTMENT?

RosNOU has all conditions to develop this direction of its activities. We are quite competitive and extremely motivated to enroll students. There are programs of additional general education at our Department but we don’t have state-funded places yet. At the moment we enroll foreign students only on a contract basis but we hope that in the future we’ll be allocated state-funded places.

This year we have about the same number of foreign students as in the previous year. In my estimation, taking into account “late enrollment”, by the end of 2017 the number of students of the Department will exceed 100 people. Is it much or little? If we consider the number of students at Foundation Studies Departments of historical leaders in this sphere, for example MADI (Moscow State Automobile & Road Technical university) which was among pioneer providers of pre-university preparatory programs for foreigners, we look quite respectable.

WHAT MAKES ROSNOU COMPETITIVE IN THIS SPHERE?

What attracts students in RosNOU is combination of high quality of education and competitive tuition fees. Our program costs 120 000 rubles*. This is the main classical program that lasts ten academic months (936 auditory hours, i.e. 26 hours a week). It has proven to be quite effective. We also have programs that cost less – 85000 rubles*. Duration of the program is 560 academic hours.

* - the cost in 2017/2018

WHAT ABOUT THE RESIDENCE HALL?

We can accommodate everyone who wants to live in our residence hall.

HOW WOULD YOU DESCRIBE A FOREIGN STUDENT WHO COMES TO STUDY AT THE FOUNDATION STUDIES DEPARTMENT AT ROSNOU? WHO DO YOU WORK WITH?

The objective of most students is to get professional education in Russia. The levels of their knowledge are quite different. There are complete beginners at the Russian language, and there are those who had read Chekhov, Tolstoy and Dostoevsky and came to Moscow because of some romantic ideas. Driven by enthusiasm, they try to understand the culture and master the Russian language to continue their studies. Sometimes there are elderly people among our students. Not all of them enter higher education institutions after completing our program but one way or another they twist their fortune with Russia, even those who return home.

IF WE ORGANIZE IN ROSNOU CELEBRATION OF AT LEAST ONE NATIONAL HOLIDAY OF THE 18 COUNTRIES REPRESENTED AT THE FOUNDATION STUDIES DEPARTMENT THIS YEAR, THE SPIRIT OF PEOPLES’ FRIENDSHIP WILL DOMINATE AT THE UNIVERSITY AND THE SOCIAL CLIMATE WILL BE EVEN MORE UNIQUE AND SUPPORTIVE. DO YOU HAVE PLANS OF THIS KIND?

We organize joint festivals in accordance with traditions of different nations, for example, Let's get acquanted, National New Year, International Language Day. We even stage theatre performances. We are also thinking of creating a student council at the Department to develop further students’ initiative and to give renewed impetus to all good undertakings.

HOW DO STUDENTS DECIDE ON THEIR FUTURE SPECIALITY? DO YOU HELP THEM IN THAT?

During the first semester we teach our students the Russian language only and in the second semester they have to choose a profile of learning. We can offer humanitarian preparation: the Russian language, Country Studies, Literature, History, and Geography. Or we can offer the economic profile of preparation: Mathematics, Information Science, and Basics of Economics. We also have technical, and medical and biological profiles of learning. Of course, they are taught at the level of lexical notions.

WHO WORKS WITH INTERNATIONAL STUDENTS?

It’s mostly teachers of the Russian language and Literature. But the most important thing is that our teachers have wide experience of working with international students and they have been retrained as teachers of Russian as a foreign language. Those who work at the Foundation studies Department are to be tolerant and patient. There are students from various countries in one learning group and teachers have to work with representatives of quite different language groups. Just imagine: Spanish-speaking students start learning Russian from scratch along with Turks! In one word, everything depends on the teacher.

IS THERE ATTRITION OF STUDENTS FROM THE DEPARTMENT?

Yes, about 5-7% of students are sent down from the Department by the end of the first semester. After that established groups begin their active and productive development.

WHAT NON-STANDARD SITUATIONS DO THE TEACHERS FACE AND WHAT PROBLEMS, APART FROM EDUCATIONAL, DO THEY HAVE TO SOLVE?

One of the most important missions of the Department is social and cultural adaptation of students to the educational environment of RosNOU and to the megalopolis. Of course, there are tensions sometimes in such a multinational group but on the whole I cannot say that relations are strained. One of the crucial goals of the Department is to create favorable environment for everybody. That is why we organize different events, arrange excursions, visit museums and exhibitions and simply try to communicate more with each other. Our teachers often take students to Saint Petersburg, as this trip is very important for immersion into the Russian culture.

WHAT SHOULD PROSPECTIVE STUDENTS KNOW ABOUT ENROLLING FOR THE FOUNDATION STUDIES DEPARTMENT NEXT YEAR? WHAT IS THE CONSEQUENCE OF ACTIONS FOR THEM?

First of all, a person has to inform us of his or her intention in advance. If a prospective student needs a visa to enter Russia, they should take care of an official invitation from the University in advance and, preferably before the end of June, apply to us (the contact information is on our website). Then students send us a package of necessary documents and after that a student visa is issued for them. We expect students to come from late July. If a person applies to us in the autumn, they also will be able to proceed to studies but the program will last a year and a half.

On completing the program students receive RosNOU’s certificate of completion of the Foundation Studies Department course. Our graduates have various opportunities. Last year about 40% of them decided to continue studies in RosNOU. I believe it is quite a good figure.

Graduates from our Department, if they want, may take the State Test of the Russian language and obtain the state certificate. This certificate is necessary to enter many of the Russian higher education institutions. From January 2013, the Foundation Studies Department at RosNOU is entitled to conduct testing on Russian as a foreign language for foreign citizens. We conduct tests for migrant workers and for foreigners who want to obtain citizenship of the Russian Federation. It is another important component of this unique organization department of the University.

Students about the Foundation Studies Department at RosNOU

Фан Динь Куанг (Vietnam, 20 years old): I like studying at the Foundation Studies Department a lot. I want to continue my education at the Russian New University and study “Tourism”.

Лам Тхи Тху Хыонг (Vietnam, 26 years old): After completing the Foundation Studies Department program I want to study at RosNOU. I like learning languages. The Russian language is very difficult but it is also extremely interesting. In future I’m planning to study foreign languages at the Department of humanitarian technologies.

Коста Мендес Фабио (Brasil, 26 years old): I like studying the Russian language and culture very much. In future I want to study at RosNOU at the Department of information technologies, just as my brother who is already a student at the Department of information systems and computer technologies. I hear only good things about the studies and professors from him.

Ван Шо (China, 16 years old): I still don’t know where I will continue my education but I like studying here very much. The Russian language is very difficult for me but I do my best.

Teachers about the Foundation Studies Department at RosNOU

Svetlana V. Lukashevich:

Students who come to the Foundation Studies Department have different motivations and it determines the result of their work. This year, for example, we have a group of 24 Chinese trainees. They are very motivated and have a serious approach to studies on the whole. However, there are those at the Department who simply want to spend time in Moscow.

Marina Yu. Antropova:

Our students are absolutely different in every way. To teach them Russian is not the sole task of the tutors. We try to create a friendly atmosphere to make all of them feel comfortable. Our students, by the way, eagerly participate in social life of the Department.

Olga D. Ryabova:

The Russian language is rather difficult for our students but it is a pleasure to watch people making efforts. It is a great reward for us, teachers, to see the results of our own work when students begin to speak Russian.

Roza Kh. Anopochkina:

It seems to me that such universities as RosNOU have a special attitude to foreign students. Big state universities with hundreds of foreign students cannot have an individual approach to every person. And we try to find an individual approach to every student taking into account his or her particular qualities. Students who come to us appreciate that. Many of those who graduated from our Department a long time ago still keep in touch with us.

My work is pure delight for me. I can’t wait for the academic year to begin. It’s interesting what the next group will be like. For instance, now we have students from Turkmenistan, Panama, China and Afghanistan. They do not have a common language and it is Russian that is becoming their lingua franca.

Телефоны:
+7 (495) 925-03-88 
Электронная почта:
info@rosnou.ru

Редакция сайта

© 2006-2018 Российский новый университет

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика