О
П
Д
Т
М
К

«В логопеды б я пошёл!», или полезно знать каждому

23 октября 2021, 12:00–13:00
EN
Одна из самых востребованных профессий — логопед. Научить ребёнка читать, считать и писать родители могут самостоятельно, а вот научить выговаривать звуки, особенно «р» и «л», не всегда удаётся без помощи специалиста.

В современной логопедии применяется нейропсихологический подход. Он базируется на научной теории, суть которой в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть речевые нарушения путём активизации функций мозга и использования своих сильных сторон.

Подробно о нейропсихологии в логопедии рассказала старший преподаватель кафедры специального (дефектологического) образования Российского нового университета (РосНОУ) Наталья Александровна Самотохина 23 октября 2021 года в рамках проекта «Университетские субботы» для школьников и студентов..

Безопасно ли использование нейроприёмов в работе логопеда с детьми, почему нейропсихологический подход эффективен, как преодолеть речевые нарушения, а также не допустить возможных нарушений памяти или письма, — в интервью преподавателя РосНОУ.

— Наталья Александровна, почему приёмы нейропсихологии стали использоваться в логопедии?

— В настоящее время интенсивно развиваются нейронауки. Новые знания о мозге проникают во все сферы жизнедеятельности человека, находят практическое применение. Знания о мозге позволяют качественно улучшить жизнь, сделать её активной и полноценной. Слушатели узнают не только о возможностях применения нейроприёмов для коррекции нарушений речи, но и о том, как использовать эти приёмы в повседневной жизни.

— На чём основаны нейроприёмы?

— В основе нейропсихологии лежит теория системной динамической локализации высших психических функций человека. Это теория Александра Романовича Лурии, основателя отечественной нейропсихологии.

Нейропсихологический подход — это не просто воздействие на нервную систему ребёнка, на какой-то её уровень. Это индивидуальный подход с оценкой слабых и сильных сторон, понимание возможностей ребёнка.

Речь, как и другие психические функции, осуществляется при участии трёх основных блоков головного мозга, согласно теории А. Р. Лурии: энергетический блок; блок приёма, переработки и хранения информации; блок программирования, регуляции и контроля. Согласованная работа всех блоков, а также левого и правого полушарий способствует правильному развитию речи и других высших психических функций. Так, при недостаточном развитии первого, энергетического, блока ребёнок будет быстро утомляться, что отразится на речи: она будет вялой и невыразительной. Недостаточная сформированность второго блока приведёт к проблемам с памятью и письмом (например, зеркальное отображение букв). Кроме того, второй блок мозга обеспечивает фонематическое восприятие, необходимое для правильного различения звуков и букв.

При недостаточном развитии третьего блока ребёнок не может себя контролировать, действовать по образцу.

— Безопасны ли такие занятия?

— Любое лекарство может нести как пользу, так и вред. Механическое, без понимания индивидуальных особенностей ребёнка, применение подобных приёмов способно оказать негативное воздействие. Но ответственный, осознанный нейропсихологический подход к ребёнку, к занятиям способствует не просто улучшению его речи, но и развитию в целом.

— Как нейроприёмы помогают развитию ребёнка?

— Их использование позволяет подойти к ребёнку, выделяя его особенности на уровне как психики, так и тела. А это значит, что процесс коррекции протекает активнее, быстрее, и трудности преодолевать легче. Нейроприёмы позволяют нормализовать динамический фон протекания психических процессов, скомпенсировать проявление нарушений, способствуют формированию адекватной стратегии обработки информации, произвольности, целенаправленности и самоконтроля.

— Как эти приёмы применимы для детей, которые не выговаривают «р» или «л»?

— Нарушения произношения звуков могут быть связаны с проблемами дыхания в процессе речи, речевого слуха, со слабостью мышц артикуляционного аппарата, с патологиями в его строении, что, в свою очередь, может быть напрямую связано с нарушением деятельности мозга. Один из первых этапов коррекции произношения таких звуков, как «р» или «л», — работа над постановкой правильного дыхания, то есть стимуляция первого блока мозга. Работа над дыханием связана с отработкой ритма, развитием базовых составляющих саморегуляции. Упражнения, используемые при этом, будут способствовать и общему оздоровлению ребёнка, что и ценны эти приёмы.

— Почему эти методы эффективны?

— Эффективность методов связана с тем, что изменяется динамика мозговой активности, ребёнок становится более энергичным, успешным. Таким образом, вся коррекционная работа становится более результативной, ведёт к формированию единого функционирования систем мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка.

photo_2021-10-19_17-52-34
Похожие записи
Горячая линия для студентов
Адреса и телефоны

Версия для слабовидящих

Настройка размеров шрифта
Настройка межбуквенных интервалов
Настройка цветовой схемы
О
П
Д
Т
М
К
С изображениями / Без изображений

Задать вопрос

Добавить соц. сеть

Удаление соц.сети

Вы хотите удалить этот профиль?
Это действие нельзя будет отменить