В рамках специального дефектологического образования ведётся подготовка специалистов, занимающихся изучением психофизических особенностей развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностей их обучения и воспитания.
Профессия дефектолог находится на стыке педагогики, психологии, и медицины. В своей работе специалисты-дефектологи применяют различные техники и методики, направленные на коррекцию и компенсацию психических и физических недостатков развития.
Кафедра специального дефектологического образования была организована в 2009 году, обеспечивает подготовку дефектологов, логопедов и специальных психологов по образовательным программам «Специальное (дефектологическое) образование»: 44.03.03 «Логопедия», бакалавриат; 44.04.03 «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья», магистратура.
В образовательном процессе применяются логопедические технологии, песочные техники, артпедагогические техники, игровые технологии, аудиовизуальные мультимедийные технологии, выездные занятия в специальных (коррекционных) образовательных организациях, подшефном Сергиево-Посадском доме-интернате слепоглухих для детей и молодых инвалидов. Образовательный процесс сочетает традиционные и инновационные технологии обучения с учётом передового отечественного и зарубежного опыта. Программой обучения предусмотрены мероприятия, ориентированные на карьерный и профессиональный рост наших выпускников.
На кафедре работают высококвалифицированные преподаватели —Елена Владиславовна Лобанова, доктор педагогических наук, профессор, Светлана Васильевна Феоктистова, доктор психологических наук, профессор, Татьяна Вячеславовна Шевырева, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина Сергеевна Кузьмина, доцент, педагог-психолог ГКОУ г. Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 73», Анна Васильевна Голубова, старший преподаватель, старший воспитатель МАДОУ Городского округа Балашиха «Детский сад № 58 «Мозаика» и другие. Преподаватели кафедры — авторы учебников и учебных пособий, обладатели ведомственных наград, знаков отличия, почётные работники высшего профессионального образования РФ, лауреаты и победители региональных, федеральных и международных профессиональных конкурсов. Многие преподаватели совмещают преподавание с практической деятельностью в образовательных организациях, а также в учреждениях здравоохранения и социальной защиты.
Кроме теоретической подготовки в области специального и инклюзивного образования детей с ОВЗ, формирования профессиональных компетенций и практических навыков работы с такими детьми, преподаватели кафедры решают и другие актуальные задачи, в числе которых – анализ современных проблем специального образования, развитие практико-ориентированной составляющей образовательного процесса, внедрение новых форм обучения, научно-исследовательская деятельность.
Под руководством заведующего кафедрой Оксаны Викторовны Дорошенко ведётся научная работа в рамках студенческого кружка «Актуальные проблемы современного специального образования». Цель этой работы – расширение знаний будущих педагогов-дефектологов в области коррекционной педагогики, специального и инклюзивного образования, формирование способности применять полученные знания на практике.
Выпускники вуза, учителя-логопеды и учителя-дефектологи, успешно трудоустраиваются в общеобразовательные и специальные коррекционные школы, детские центры, дошкольные отделения образовательных организаций. Доля работающих по специальности выпускников составляет 87%.
Заведующий кафедрой специального дефектологического образования, кандидат педагогических наук, доцент
Москва, ул. Радио, д. 22, каб. 314
+7 (499) 608-88-25 (вн. 466)
– Наши студенты являются победителями и лауреатами всероссийских научных и творческих конкурсов, стипендиатами Правительства Москвы. Они показывают высокие результаты не только на различных конкурсах, но и совершенствуют профессиональные навыки непосредственно в образовательных организациях и центрах, где обычно после прохождения практики остаются работать. Кроме того, они интересуются научной стороной своей профессии и выполняют исследовательские проекты.
В планах кафедры – развитие различных направлений научной работы, форм взаимодействия с работодателями, совершенствование условий для обеспечения профессиональной мотивации студентов и формирования у них универсальных и профессиональных компетенций.