В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации, реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются региональными или федеральными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования.
Российский новый университет (РосНОУ) подал заявку на получение статуса федеральной инновационной площадки. Были представлены два инновационных образовательных проекта.
Статус проектов: оба проекта успешно прошли экспертную комиссию. Координационный совет по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования Министерства науки и высшего образования РФ рекомендовал присвоить Российскому новому университету статус федеральной инновационной образовательной площадки (Протокол №11-пр/15 от 20.11.2020 (.pdf): Приложение 1. Строки № 84 и № 131).
Университет представил оригинальную концепцию и аннотацию инновационного образовательного проекта «Виртуализация учебно-лабораторного комплекса подготовки наноинженеров».
Основная идея проекта: объединить дистанционные и очные лабораторные технологии в единый учебно-лабораторный комплекс. Комплекс включает учебно-научные лаборатории, аппаратно-программные учебные симуляторы (тренажёры), дистанционные лаборатории (телеметрия, удалённое администрирование) и виртуальные лаборатории (программные симуляторы). Комплекс интегрируется в виртуальную среду университета и общее виртуальное пространство высшего образования.
В качестве иллюстрации к инновационному проекту прилагается небольшая действующая виртуальная лабораторная работа «Юстировка неподвижного зеркала ИК Фурье-спектрометра».
Цели ИОП. «Внедрение психолого-педагогического песочного моделирования в систему современного высшего образования» — создание работоспособной и поддающейся внедрению в образовательный процесс современных вузов модели песочного психолого-педагогического моделирования как одного из высокоэффективных средств формирования и развития универсальных (общекультурных) компетенций обучающихся, придания деятельности преподавательского состава опережающего и креативного характера, используя в этих целях систему дополнительного профессионального образования, а также повышения конструктивной креативности и стрессоустойчивости всех участников образовательного процесса.
Задачи ИОП «Внедрение психолого-педагогического песочного моделирования в систему современного высшего образования»:
1. Обобщить и систематизировать имеющийся мировой опыт применения различных вариантов песочного моделирования, адаптировать его для использования в образовательной деятельности современных вузов.
2. Разработать сценарии учебных занятий с использованием в них элементов песочного психолого-педагогического моделирования.
3. Разработать методики оценки результативности организации и проведения занятий с использованием песочного психолого-педагогического моделирования.
4. Провести эмпирическую проверку действенности подготовленных сценариев организации и проведения занятий с использованием песочного психолого-педагогического моделирования.
5. Оптимизировать образовательный процесс с учетом полученных данных сценарии организации и проведения занятий с использованием песочного психолого-педагогического моделирования.
6. Подготовить учебно-методический комплекс по организации и проведения занятий с использованием песочного психолого-педагогического моделирования.
7. Разработать для системы дополнительного профессионального образования и курсов повышения квалификации работников вузов программу подготовки специалистов по организации и проведению занятий с использованием песочного психолого-педагогического моделирования.
8. Подготовить в рамках действующей в РосНОУ системы дополнительного профессионального образования и курсов повышения квалификации работников вузов группу не менее чем из 15 специалистов по организации и проведению занятий с использованием песочного психолого-педагогического моделирования.
9. Организовать общедоступную систему обобщения и обмена опытом по организации и проведению занятий с использованием песочного психолого-педагогического моделирования в системы высшего профессионального образования.
Основная идея ИОП «Внедрение психолого-педагогического песочного моделирования в систему современного высшего образования».
Современная система обучения на этапе получения высшего образования — это, прежде всего, трансляция, переработка и усвоение облеченной в словесную форму информации. В результате основная часть образовательных средств в современной высшей школе ориентировано на подконтрольное нашему сознанию абстрактно-логическое мышление, на работу с закодированными в виде знаков знаниями. По мере все большей цифровизации нашей жизни и стремительному уплотнению информационного потока в числе дидактических средств высшей школы остается все меньше места наглядно-образному и наглядно-действенному мышлению. Но наряду с наиболее изученными сознательными компонентами человеческого мышления его значительную часть составляют интуитивные находки и озарения, бессознательные и подсознательные процессы. А эти составляющие в большей степени активизируются именно в результате работы с визуальными образами и манипулировании с реальными предметами. И то, что мы реально усваиваем, и то, чем действительно руководствуемся в повседневной практике — это всегда практически неразделимый результат и наших размышлений, и наших переживаний. Усвоенный и используемый нами в повседневной жизни опыт — все всегда неразделимый итог аффективных и интеллектуальных процессов. В этом как раз и проявляется, согласно меткому выражению А. В. Брушлинского, единство аффекта и интеллекта человека.
Именно на активизацию, целенаправленное использование в образовательном процессе в высшей школе и направлено песочное психолого-педагогическое моделирование, что и составляет ключевую идею предлагаемого проекта. Согласно этой идее научно обоснованные и проверенные практикой алгоритмы, приемы и методы песочного психолого-педагогического моделирования:
— позволят интенсифицировать преобразование получаемых студентами знаний в установки на их практическое применение;
— упростят процесс усвоения транслируемых им знаний (их интериоризацию);
— помогут активизировать и направить в конструктивное русло интуитивные составляющие творческого мышления всех участников образовательного процесса;
— позволят придать современному образованию опережающий и креативный характер, направленный на достижение требований к выпускнику вузов.
Период реализации ИОП: 2021–2025 гг.
Обоснование актуальности ИОП:
Наметившийся в конце минувшего столетия «иконический поворот» — существенное возрастание значимости визуальных форм обмена информацией — придал мощный импульс для распространения и развития имажинативных психотерапевтических практик. Построенные на работе с визуальными образами имажинативные практики оказались более подходящими для общества, в котором по принципу цепной реакции растет интенсивность виртуальных коммуникаций. При этом наиболее приемлемыми такие имажинативные техники, которые не заставляют человека генерировать визуальные образы, а, как и в случае с разного рода современными компьютерными системами, позволяют манипулировать с многочисленными наборами готовых иконических символов. Наиболее востребованными оказались визуальные техник, позволяющие быстро получить целостное зрительное отображение интересующего события или явления. По-видимому, в том числе и с этим связано стремительное распространение практики работы психологов с ассоциативными метафорическими картами, различными арт-объектами, песочными композициями.
Песочное моделирование — это построение на песке с помощью игрушечных фигурок таких композиций, которые ассоциируются у человека с какими-то событиями (достижением своей мечты, важными переговорами, ответственное выступление) или сторонами его жизни (важная для этого человека организация, взаимоотношениями с близким людьми, его трудовой коллектив, учебная группа и т. д.). По сути, в специальном ящике для размещения песка человек как режиссер в театре или кино проигрывает с помощью игрушечных фигурок сцены из собственной жизни. В результате ему удается наглядно представить, что и как можно сделать для улучшения таких ситуаций и управления такими событиями.
Песочное моделирование уже более полувека активно используется в психотерапевтической практике во многих странах мира. Существует множество примеров, которые доказывают, что построение песочных композиций помогает человеку справиться с негативными переживаниями, обрести психическое равновесие, облегчить душевные страдания.
Несомненная действенность подобных практик, к сожалению, сочетается с поверхностными описаниями их природы. Но еще большую сложность для продуктивного использования имажинативных практик создает отсутствие понятных критериев и показателей успешности их применения. Серьезными препятствиями для описания четких признаков их эффективности — уникальность создаваемых клиентом творений и высокая вариативность самих процедур. Однако, стремительное накопление опыта применения подобных практик дает все больше возможностей для обобщений и научного обоснования того, что можно было считать нормой для их психотерапевтического и тем более психолого-педагогического применения. Одним из наиболее перспективных в этом плане направлений можно считать песочную терапию, области применения которой в последнее десятилетие быстро расширяются и содержательно, и географически.
Благодаря активно развивающейся индустрии игрушечных миниатюр созданная еще в начале прошлого века песочная терапия из элитарной экзотики превратилась в массовую практику. Буквально за десятилетие во многих странах мира кабинеты песочной терапии стали привычным атрибутом образовательных учреждений, центров оказания психологической помощи. Так, например, подобные кабинеты можно встретить практически в любой современной школе Китая и даже во многих высших учебных заведениях КНР (рис. 1а).
Вполне естественно, что у быстро растущей группы людей, которые, так или иначе, связаны с песочным моделированием и песочной терапией, все чаще возникают вопросы о том, «как же все это работает» и чем им руководствоваться в своей практике.
В данном проекте представлена попытка ответить на этот вопрос с помощь цикла исследований, теоретической основой которых был выбран субъектогентический подход к организации психолого-педагогической практики. В рамках этого подхода под субектогенезом понимается порождение человеком себя как субъекта, становление способности к самодетерминации является для нас самоценной активностью. Это связано с тем, что, стремясь предопределять все то, что происходит с нами, становясь «причиной самих себя», рождаясь в качестве субъекта, мы боремся за реальное обладание одной из самых больших для каждого из нас ценностей — нашей жизнью.
Новизна, инновационность предлагаемых решений.
Впервые решение задач по формированию универсальных компетенций обучающихся, по активизации их творческого потенциала осуществляется путем организации и проведения занятий с использованием песочного психолого-педагогического моделирования. Это обеспечивает органичное сочетание наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактно-логического мышления в ходе практического применения полученных теоретических знаний, касающихся даже таких сфер жизнедеятельности человека, как его функционирование в составе учебных, рабочих, трудовых команд и коллективов, подготовка к различного рода научным дискуссиям и деловым переговорам, определение преподавателем, студентом программы своего саморазвития в системе высшего образования, а также траектории дальнейшего профессионального развития, принятие решений в условиях неопределенности.
Психолого-педагогическое песочное моделирование, прежде всего, предназначено для широкомасштабного использования в образовательном процессе вузов, в ходе формирования и развития компетенций обучающихся, ориентирующихся на профессии типа «человек-человек» согласно известной классификации Е. А. Климова. При подготовке специалистов для остальных типов профессий психолого-педагогическое песочное моделирование может использоваться в целях формирования и развития таких универсальных (общекультурных) компетенций, как готовность действовать в нестандартных ситуациях, готовность к самореализации и использованию своего творческого потенциала, способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде, готовность к совместной трудовой деятельности в составе различных трудовых коллективов, способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни.
Психолого-педагогическое песочное моделирование может применяться в консультативной работе со всеми участниками образовательного процесса в системе высшего образования.
Наиболее востребованным оно становится при работе с представителями творческих профессий как средство стимулирования их креативности, преодоления психологических барьеров в ходе поиска инновационных решений, стоящих перед ними задач. Кроме того, психолого-педагогическое песочное моделирование может быть использовано в коррекционной работе с людьми, чья деятельность предполагает постоянные эмоциональные и стрессовые нагрузки, а также в период временного возрастания стрессовых нагрузок (экзаменационная сессия, различные виды практик, разработка проектов и дипломов).
На представленных ниже презентациях показаны различные сценарии, результаты и фрагменты реальных занятий с применением песочного психолого-педагогического моделирования.
Научным и методическим заделом предлагаемого проекта служат следующие публикации предполагаемых исполнителей проекта:
- Огнев А.С., Николаева Л.П., Лихачева Э.В. Психологическое песочное моделирование как инструмент позитивного субъектогенеза (монография). – М., 2020. DOI: 10.25633/5456-5.
- Огнев А.С. Инновационные модели обучения технологиям личностного развития в современном образовании (монография). – М., 2017. eLIBRARY ID: 29210712.
- Огнев А.С., Лихачева Э.В. Песочное моделирование в профессиональной подготовке психологов-консультантов //коллективная монография под общ. ред. А.С.Огнева «Арт-терапия: основные проблемы и направления». – СПб., 2017. eLIBRARY ID: 28763210.
- Моделирование и оптимизация поведения человека (коллективная монография под общ.ред А.С.Огнева). – М., 2019.
- Лихачева Э.В., Огнев А.С. Инновационный потенциал песочного моделирования как средства обучения квалифицированных пользователей психолого-педагогическими знаниями. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017, №1-4, 114-117 с. eLIBRARY ID: 28083073.
- Огнев А.С., Лихачева Э.В. Песочное моделирование как средство эффективной жизненной навигации. //сб. ст. «Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития». – Вологда, 2017. eLIBRARY ID: 26109587.
- Замолоцких Е.Г., Лихачева Э.В., Огнев А.С. Проблема нормы в песочной терапии // сб. ст. «Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты». – Пермь, 2016. eLIBRARY ID: 2634000.
- Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование как средство подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями // сб.ст. «Психология и педагогика: современный взгляд на изучение актуальных проблем». – Астрахань, 2016. eLIBRARY ID: 27301280.
- Проблемы и достижения современной стрессологии (коллективная монография под общ.ред А.С.Огнева). – М., 2020. DOI: 10.25633/5418-3.
- Фан Ц., Лихачева Э.В., Огнев А.С. Повышение эффективности песочного моделирования путем его сочетания с окулометрией. – Сб. ст. «Современное научное знание: теория, методология, практика». – Смоленкск, 2018.
- Фан Ц., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Социокультурные особенности песочного моделирования в России и Китае // сб.ст. «Наука XXI века: открытия, инновации. технологии». – Смоленск, 2016. eLIBRARY ID: 26066413.
- Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенетический подход к описанию механизмов психологического песочного моделирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016, №7-2, 162-167 с. eLIBRARY ID: 26365958.
- Лихачева Э.В., Огнев А.С., Сидоренко М.Г. Психосемантика композиций в психологическом песочном моделировании // Современные тенденции развития науки и технологий, 2016, № 6-7, С. 91-98. eLIBRARY ID: 26331534.
- Огнев А.С., Лихачева Э.В. Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования. Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 51-67.
- Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез как основа управления процессом формирования и развития универсальных компетенций. - Управление образованием: теория и практика. 2015. № 2 (18). С. 93-113.
- Огнев А.С., Гончар С.Н. Психологические механизмы позитивного разрешения проблем. - European Social Science Journal. - 2013. № 11-2 (38). С. 291-301.
- Огнев А.С., Гончар С.Н. Совершенствование у студентов навыков разрешения проблем как элемент непрерывного профессионального образования. - Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2013. № 3 (7). С. 118-121.
- Лихачева Э.В., Огнев А.С. Ключевые дефекты образования как фактор неготовности к управлению проектами. - Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 8-3. С. 359-361.
- Огнев А.С., Гончар С.Н., Казаков К.А., Кондратенко И.В., Сидоренко М.Г., Цыгина О.Д. Жизненная навигация в системы высшего образования. - Педагогика и психология образования. 2012. №3. С. 99.
- Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности (монография). М., 2009.
- Огнев А.С., Довбыш С.В., Колосова Е.Б. Навигация: жизненная, образовательная, профессиональная (учебно-методическое пособие). – М., 2018. eLIBRARY ID: 35463277.
- Огнев А.С., Лихачева Э.В., Николаева Л.П. Окулографические проявления ситуативных установок, когнитивных схем и жизненных сценариев как разноуровневых составляющих характера // Человеческий капитал. – 2020. – № 9(141).
- Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Развитие субъектного потенциала личности как условие повышения конкурентоспособности студентов вуза. Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №5-2. С.181-183.
- Огнев А.С., Петровский В.А. Субъектогенетический подход к обучению // Ежегодник Российск. 0б-ва психологов, 1996. –Т.2, в. З. - С. 210-211.
- Огнев А.С., Петровский В.А. Субъектогенетический подход к обучению // Ежегодник Российск. 0б-ва психологов, 1996. –Т.2, в. З. - С. 210-211.
- Огнев А.С., Петровский В.А., Лихачева Э.В. Окулометрические проявления психологических установок респондентов в отношении восприятия визуального контента. Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. - 2018. № 2. С. 41-48.
- Петровский В.А., Кузнецов Б.О, Огнев А.С. Психологическая теория субъектогенеза как глобальная основа построения образовательных систем // Образование XXI века: подготовка к жизни в глобальном сообществе. - Воронеж, 1995. - С. 74 - 83.
- Петровский В.А., Огнев А.С. Креативный потенциал субъектогенеза // Мат-лы Междунар. симпозиума «Творчество и личность». - Курск, 1995. С. 147 -151.
- Петровский В.А., Огнев А.С Основные положения психологии субъектогенеза // Ежегодник Российск. Об-ва психологов, 1996.-Т.2, в.1. -С. 11 -12.
- Фан Ц., Огнев А.С., Петровский В.А., Лихачева Э.В., Козинцева П.А. Экспериментальное подтверждение феномена нейровизуального программирования. Гуманитарный научный вестник. 2017. № 5. С. 29-37.
- Фан Ц., Лихачева Э.В., Огнев А.С. Окулометрический анализ песочного моделирования. Гуманитарный научный вестник. 2017. № 12. С. 20-26.
- Цыгина О.Д., Огнев А.С. Проблема самоопределения студентов вузов. Международный журнал экспериментального образования. 2013. №8. С.60-64.
- Цыгина О.Д., Огнев А.С., Дурнева Е.Е. Профессиональное самоопределение как элемент жизненной навигации. - Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 10-1. С. 58-60.
- Likhacheva E.V., Ognev A.S., Kazakov K.A. Hardiness and purposes in life of modern Russian students // Middle East Journal of Scientific Research. Volume 14. Issue 6. 2013. p. 795-798.
- Mishina M.M., Ognev A.S., Feoktistova S.V. THE VALUES AND PURPOSE-IN-LIFE ORIENTATIONS OF UNIVERSITY STUDENTS IN RUSSIA AND TRANSDNIESTRIA // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2019. С. 413-422. eLIBRARY ID: 41388024.
- Zernov V.A., Lobanova E.V., Likhacheva E.V., Nikolaeva L.P., Dymarchuk D.D., Yesenin D.S., Mizin N.V., Ognev A.S., Rudenko M.Y. CARDIOMETRIC FINGERPRINTS OF VARIOUS HUMAN EGO STATES // Cardiometry. 2019. № 15. С. 38-42.
- Zernov V.A., Lobanova E.V., Likhacheva E.V., Nikolaeva L.P., Dymarchuk D.D., Yesenin D.S., Mizin N.V., Ognev A.S., Rudenko M.Y., Galoi N.Y., Sudarikova A.R. CARDIOMETRIC EVIDENCE DATA ON HUMAN SELF-CONTROL OF EMOTIONAL STATES IN THE CONTEXT OF THE USE OF METAPHORIC ASSOCIATIVE CARDS // Cardiometry. 2020. № 16. С. 55-61. DOI: 10.12710/cardiometry.2020.16.5561. eLIBRARY ID: 42932274.
- Ognev A.S. CARDIO-OCULOMETRIC (CARDIO-OCULOGRAPHIC) DETECTION OF FUNCTIONAL STATES IN A HUMAN INDIVIDUAL // Cardiometry. 2019. № 14. С. 104-105.
- Ognev A.S., Zernov V.А., Likhacheva E.V., Nikolaeva L.P., Rudenko M.Y., Dymarchuk D.D., Yesenin D.S., Maslennikova P.А., Mizin N.V. CARDIOMETRIC DETECTION OF EFFECTS AND PATTERNS OF EMOTIONAL RESPONSES BY A HUMAN INDIVIDUAL TO VERBAL, AUDIAL AND VISUAL STIMULI Cardiometry. 2019. № 14. С. 79-86. DOI: 10.12710/cardiometry.2019.14.7986. eLIBRARY ID: 37791404.
- Ognev A.S., Zernov V.A., Likhacheva E.V., Nikolaeva L.P., Rudenko M.Y., Tyrtyshny A.A., Yesenin D.S., Maslennikova P.A., Mizin N.V. USE OF CARDIOMETRY AND OCULOGRAPHY IN CONCEALED INFORMATION DETECTION // Cardiometry. 2019. № 14. С. 87-95. DOI: 10.12710/cardiometry.2019.14.8795. eLIBRARY ID: 37791405.
- Ognev A.S., Zernov V.А., Likhacheva E.V., Nikolaeva L.P., Rudenko M.Y., Dymarchuk D.D., Yesenin D.S., Maslennikova P.А., Mizin N.V. CARDIOMETRIC TAXONOMY OF STRESS-INDUCING POTENTIAL IN DIVERSE DOMESTIC SITUATIONS // Cardiometry. 2019. № 14. С. 101-104. DOI: 10.12710/cardiometry.2019.14.101104. eLIBRARY ID: 37791407.
- Ognev A.S., Zernov V.А., Likhacheva E.V., Nikolaeva L.P., Rudenko M.Y., Kagonyan R.S., Kozintseva P.А., Maslennikova P.А., Mizin N.V. VALIDITY OF CARDIOMETRIC PERFORMANCE DATA: AN INTEGRAL PART OF COMPLEX ASSESSMENT OF TRAINING SESSION EFFECTIVENESS // Cardiometry. 2019. № 14. С. 96-100. DOI: 10.12710/cardiometry.2019.14.961000. eLIBRARY ID: 37791406.
Кадровое обеспечение проекта.
Руководитель:
Огнёв Александр Сергеевич - научный руководитель Института психологии и педагогики, доктор психологических наук, профессор
Исполнители:
Лихачева Эльвира Валерьевна - заведующий кафедрой общей психологии и психологии труда, кандидат психологических наук, доцент
Николаева Любовь Петровна - доцент кафедры общей психологии и психологии труда, кандидат биологических наук, доцент
Козинцева Полина Александровна - доцент кафедры общей психологии и психологии труда, кандидат психологических наук
Дымарчук Диана Денисовна - магистрант 2 курса по направлению «Психология»
Есенин Денис Сергеевич - магистрант 2 курса по направлению «Психология»
Мизин Никита Владимирович - магистрант 1 курса по направлению «Психология»