О
П
Д
Т
М
К

В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации, реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются региональными или федеральными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ

Российский новый университет (РосНОУ) подал заявку на получение статуса федеральной инновационной площадки. Были представлены два инновационных образовательных проекта.

Статус проектов: оба проекта успешно прошли экспертную комиссию. Координационный совет по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования Министерства науки и высшего образования РФ рекомендовал присвоить Российскому новому университету статус федеральной инновационной образовательной площадки (Протокол №11-пр/15 от 20.11.2020 (.pdf): Приложение 1. Строки № 84 и № 131).

Порядок получения статуса и конкурсная документация размещены на официальном сайте федеральных инновационных площадок (ФИП)
Порядок получения статуса и конкурсная документация размещены на официальном сайте федеральных инновационных площадок (ФИП)
Инновационный образовательный проект «Виртуализация учебно-лабораторного комплекса подготовки наноинженеров»
Инновационный образовательный проект «Внедрение психолого-педагогического песочного моделирования в систему современного высшего образования»

Университет представил оригинальную концепцию и аннотацию инновационного образовательного проекта «Виртуализация учебно-лабораторного комплекса подготовки наноинженеров».

Основная идея проекта: объединить дистанционные и очные лабораторные технологии в единый учебно-лабораторный комплекс. Комплекс включает учебно-научные лаборатории, аппаратно-программные учебные симуляторы (тренажёры),  дистанционные лаборатории (телеметрия, удалённое администрирование) и виртуальные лаборатории (программные симуляторы). Комплекс интегрируется в виртуальную среду университета и общее виртуальное пространство высшего образования. 

В качестве иллюстрации к инновационному проекту прилагается небольшая действующая виртуальная лабораторная работа «Юстировка неподвижного зеркала ИК Фурье-спектрометра».

VirtLab04

Цели ИОП. «Внедрение психолого-педагогического песочного моделирования в систему современного высшего образования» — создание работоспособной и поддающейся внедрению в образовательный процесс современных вузов модели песочного психолого-педагогического моделирования как одного из высокоэффективных средств формирования и развития универсальных (общекультурных) компетенций обучающихся, придания деятельности преподавательского состава опережающего и креативного характера, используя в этих целях систему дополнительного профессионального образования, а также повышения конструктивной креативности и стрессоустойчивости всех участников образовательного процесса.

Задачи ИОП «Внедрение психолого-педагогического песочного моделирования в систему современного высшего образования»:

1. Обобщить и систематизировать имеющийся мировой опыт применения различных вариантов песочного моделирования, адаптировать его для использования в образовательной деятельности современных вузов.

2. Разработать сценарии учебных занятий с использованием в них элементов песочного психолого-педагогического моделирования.

3. Разработать методики оценки результативности организации и проведения занятий с использованием песочного психолого-педагогического моделирования.

4. Провести эмпирическую проверку действенности подготовленных сценариев организации и проведения занятий с использованием песочного психолого-педагогического моделирования.

5. Оптимизировать образовательный процесс с учетом полученных данных сценарии организации и проведения занятий с использованием песочного психолого-педагогического моделирования.

6. Подготовить учебно-методический комплекс по организации и проведения занятий с использованием песочного психолого-педагогического моделирования.

7. Разработать для системы дополнительного профессионального образования и курсов повышения квалификации работников вузов программу подготовки специалистов по организации и проведению занятий с использованием песочного психолого-педагогического моделирования.

8. Подготовить в рамках действующей в РосНОУ системы дополнительного профессионального образования и курсов повышения квалификации работников вузов группу не менее чем из 15 специалистов по организации и проведению занятий с использованием песочного психолого-педагогического моделирования.

9. Организовать общедоступную систему обобщения и обмена опытом по организации и проведению занятий с использованием песочного психолого-педагогического моделирования в системы высшего профессионального образования.

Основная идея ИОП «Внедрение психолого-педагогического песочного моделирования в систему современного высшего образования».

Современная система обучения на этапе получения высшего образования — это, прежде всего, трансляция, переработка и усвоение облеченной в словесную форму информации. В результате основная часть образовательных средств в современной высшей школе ориентировано на подконтрольное нашему сознанию абстрактно-логическое мышление, на работу с закодированными в виде знаков знаниями. По мере все большей цифровизации нашей жизни и стремительному уплотнению информационного потока в числе дидактических средств высшей школы остается все меньше места наглядно-образному и наглядно-действенному мышлению. Но наряду с наиболее изученными сознательными компонентами человеческого мышления его значительную часть составляют интуитивные находки и озарения, бессознательные и подсознательные процессы. А эти составляющие в большей степени активизируются именно в результате работы с визуальными образами и манипулировании с реальными предметами. И то, что мы реально усваиваем, и то, чем действительно руководствуемся в повседневной практике — это всегда практически неразделимый результат и наших размышлений, и наших переживаний. Усвоенный и используемый нами в повседневной жизни опыт — все всегда неразделимый итог аффективных и интеллектуальных процессов. В этом как раз и проявляется, согласно меткому выражению А. В. Брушлинского, единство аффекта и интеллекта человека.

Именно на активизацию, целенаправленное использование в образовательном процессе в высшей школе и направлено песочное психолого-педагогическое моделирование, что и составляет ключевую идею предлагаемого проекта. Согласно этой идее научно обоснованные и проверенные практикой алгоритмы, приемы и методы песочного психолого-педагогического моделирования:

— позволят интенсифицировать преобразование получаемых студентами знаний в установки на их практическое применение;

— упростят процесс усвоения транслируемых им знаний (их интериоризацию);

— помогут активизировать и направить в конструктивное русло интуитивные составляющие творческого мышления всех участников образовательного процесса;

—  позволят придать современному образованию опережающий и креативный характер, направленный на достижение требований к выпускнику вузов.

Период реализации ИОП: 2021–2025 гг.

Обоснование актуальности ИОП:

Наметившийся в конце минувшего столетия «иконический поворот» — существенное возрастание значимости визуальных форм обмена информацией — придал мощный импульс для распространения и развития имажинативных психотерапевтических практик. Построенные на работе с визуальными образами имажинативные практики оказались более подходящими для общества, в котором по принципу цепной реакции растет интенсивность виртуальных коммуникаций. При этом наиболее приемлемыми такие имажинативные техники, которые не заставляют человека генерировать визуальные образы, а, как и в случае с разного рода современными компьютерными системами, позволяют манипулировать с многочисленными наборами готовых иконических символов. Наиболее востребованными оказались визуальные техник, позволяющие быстро получить целостное зрительное отображение интересующего события или явления. По-видимому, в том числе и с этим связано стремительное распространение практики работы психологов с ассоциативными метафорическими картами, различными арт-объектами, песочными композициями.

Песочное моделирование — это построение на песке с помощью игрушечных фигурок таких композиций, которые ассоциируются у человека с какими-то событиями (достижением своей мечты, важными переговорами, ответственное выступление) или сторонами его жизни (важная для этого человека организация, взаимоотношениями с близким людьми, его трудовой коллектив, учебная группа и т. д.). По сути, в специальном ящике для размещения песка человек как режиссер в театре или кино проигрывает с помощью игрушечных фигурок сцены из собственной жизни. В результате ему удается наглядно представить, что и как можно сделать для улучшения таких ситуаций и управления такими событиями.

Песочное моделирование уже более полувека активно используется в психотерапевтической практике во многих странах мира. Существует множество примеров, которые доказывают, что построение песочных композиций помогает человеку справиться с негативными переживаниями, обрести психическое равновесие, облегчить душевные страдания.

Несомненная действенность подобных практик, к сожалению, сочетается с поверхностными описаниями их природы. Но еще большую сложность для продуктивного использования имажинативных практик создает отсутствие понятных критериев и показателей успешности их применения. Серьезными препятствиями для описания четких признаков их эффективности — уникальность создаваемых клиентом творений и высокая вариативность самих процедур. Однако, стремительное накопление опыта применения подобных практик дает все больше возможностей для обобщений и научного обоснования того, что можно было считать нормой для их психотерапевтического и тем более психолого-педагогического применения. Одним из наиболее перспективных в этом плане направлений можно считать песочную терапию, области применения которой в последнее десятилетие быстро расширяются и содержательно, и географически.

Благодаря активно развивающейся индустрии игрушечных миниатюр созданная еще в начале прошлого века песочная терапия из элитарной экзотики превратилась в массовую практику. Буквально за десятилетие во многих странах мира кабинеты песочной терапии стали привычным атрибутом образовательных учреждений, центров оказания психологической помощи.  Так, например, подобные кабинеты можно встретить практически в любой современной школе Китая и даже во многих высших учебных заведениях КНР (рис. 1а).

Вполне естественно, что у быстро растущей группы людей, которые, так или иначе, связаны с песочным моделированием и песочной терапией, все чаще возникают вопросы о том, «как же все это работает» и чем им руководствоваться в своей практике.

В данном проекте представлена попытка ответить на этот вопрос с помощь цикла исследований, теоретической основой которых был выбран субъектогентический подход к организации психолого-педагогической практики. В рамках этого подхода под субектогенезом понимается порождение человеком себя как субъекта, становление способности к самодетерминации является для нас самоценной активностью. Это связано с тем, что, стремясь предопределять все то, что происходит с нами, становясь «причиной самих себя», рождаясь в качестве субъекта, мы боремся за реальное обладание одной из самых больших для каждого из нас ценностей — нашей жизнью.

Новизна, инновационность предлагаемых решений.

Впервые решение задач по формированию универсальных компетенций обучающихся, по активизации их творческого потенциала осуществляется путем организации и проведения занятий с использованием песочного психолого-педагогического моделирования. Это обеспечивает органичное сочетание наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактно-логического мышления в ходе практического применения полученных теоретических знаний, касающихся даже таких сфер жизнедеятельности человека, как его функционирование в составе учебных, рабочих, трудовых команд и коллективов, подготовка к различного рода научным дискуссиям и деловым переговорам, определение преподавателем, студентом программы своего саморазвития в системе высшего образования, а также траектории дальнейшего профессионального развития, принятие решений в условиях неопределенности.

Психолого-педагогическое песочное моделирование, прежде всего, предназначено для широкомасштабного использования в образовательном процессе вузов, в ходе формирования и развития компетенций обучающихся, ориентирующихся на профессии типа «человек-человек» согласно известной классификации Е. А. Климова. При подготовке специалистов для остальных типов профессий психолого-педагогическое песочное моделирование может использоваться в целях формирования и развития таких универсальных (общекультурных) компетенций, как готовность действовать в нестандартных ситуациях, готовность к самореализации и использованию своего творческого потенциала, способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде, готовность к совместной трудовой деятельности в составе различных трудовых коллективов, способность управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни.

Психолого-педагогическое песочное моделирование может применяться в консультативной работе со всеми участниками образовательного процесса в системе высшего образования.

Рисунок 1а. Занятий по песочному моделированию в общеобразовательных школах и высших учебных заведениях Сианя и Хайнаня.

Фото1

Наиболее востребованным оно становится при работе с представителями творческих профессий как средство стимулирования их креативности, преодоления психологических барьеров в ходе поиска инновационных решений, стоящих перед ними задач. Кроме того, психолого-педагогическое песочное моделирование может быть использовано в коррекционной работе с людьми, чья деятельность предполагает постоянные эмоциональные и стрессовые нагрузки, а также в период временного возрастания стрессовых нагрузок (экзаменационная сессия, различные виды практик, разработка проектов и дипломов).

На представленных ниже презентациях показаны различные сценарии, результаты и фрагменты реальных занятий с применением песочного психолого-педагогического моделирования.

Рисунок 1. Обсуждение участниками занятий по песочному моделированию свои композиции, с помощью которых они пытались отразить свои текущие проблемы и определить пути их разрешения.
Рисунок 1. Обсуждение участниками занятий по песочному моделированию свои композиции, с помощью которых они пытались отразить свои текущие проблемы и определить пути их разрешения.
Рисунок 2. Фотографии композиции, с помощью которой девушка отобразила свои представления о мире своей мечты. Внизу размещена фотография композиции с той стороны, с которой ее видела сама девушка в ходе построения. Справа расположен развернутый на 180 градусов и увеличенный фрагмент этой же композиции. Стрелками отмечены элементы, с которыми девушка связала свои негативные мысли по поводу возможного будущего.
Рисунок 2. Фотографии композиции, с помощью которой девушка отобразила свои представления о мире своей мечты. Внизу размещена фотография композиции с той стороны, с которой ее видела сама девушка в ходе построения. Справа расположен развернутый на 180 градусов и увеличенный фрагмент этой же композиции. Стрелками отмечены элементы, с которыми девушка связала свои негативные мысли по поводу возможного будущего.
Рисунок 3. Отчетливо видны признаки персональной нестабильности автора композиции. Здесь это крупные фигурки пауков, агрессивных персонажей.
Рисунок 3. Отчетливо видны признаки персональной нестабильности автора композиции. Здесь это крупные фигурки пауков, агрессивных персонажей.
Рисунок 4. На слайде показаны этапы перестройки автором его композиции. В результате мы смогли только ослабить внутреннее напряжение. Дальнейшая работа проводилась в форме традиционных диалогов.
Рисунок 4. На слайде показаны этапы перестройки автором его композиции. В результате мы смогли только ослабить внутреннее напряжение. Дальнейшая работа проводилась в форме традиционных диалогов.
Рисунок 5. Здесь показаны четыре этапа преобразований от очевидно проблемного состояния до картины, отражающей достижение автором душевного равновесия.
Рисунок 5. Здесь показаны четыре этапа преобразований от очевидно проблемного состояния до картины, отражающей достижение автором душевного равновесия.
Рисунок 6.  Представлены в увеличенном масштабе первый и заключительный вариант песочной композиции с рисунка 5. Видно, как от крайне проблемной картины внутреннего мира произошел переход к гармоничной умиротворяющей сцене.
Рисунок 6. Представлены в увеличенном масштабе первый и заключительный вариант песочной композиции с рисунка 5. Видно, как от крайне проблемной картины внутреннего мира произошел переход к гармоничной умиротворяющей сцене.
Рисунок 7.  Здесь мы видим картину, с помощью которой автор пытается рассказать о важнейших этапах своего жизненного пути. Мост в середине использован им как метафора того, что сейчас ему очень важно соединить разные системы своих ценностей для ощущения себя успешным человеком.
Рисунок 7. Здесь мы видим картину, с помощью которой автор пытается рассказать о важнейших этапах своего жизненного пути. Мост в середине использован им как метафора того, что сейчас ему очень важно соединить разные системы своих ценностей для ощущения себя успешным человеком.
Рисунок 8.  Показаны два варианта метафорического описания своей мечты. Внизу композиция построена на деревянном подносе без песка и ограничивающий стенок. Вверху справа показано, как эту картину тот же автор перенес в ящик с песком.
Рисунок 8. Показаны два варианта метафорического описания своей мечты. Внизу композиция построена на деревянном подносе без песка и ограничивающий стенок. Вверху справа показано, как эту картину тот же автор перенес в ящик с песком.
Рисунок 9.  Здесь также показано, что изменял другой автор композиции при ее переносе с деревянной крышки в ящик с песком. Мы видим, что под мостом в песочном контейнере показан фрагмент синего дна. Символы жизненных ресурсов автор разместил во вто-ром случае в зоне, в которой он старался отразить свое будущее.
Рисунок 9. Здесь также показано, что изменял другой автор композиции при ее переносе с деревянной крышки в ящик с песком. Мы видим, что под мостом в песочном контейнере показан фрагмент синего дна. Символы жизненных ресурсов автор разместил во вто-ром случае в зоне, в которой он старался отразить свое будущее.
Рисунок 10.  Видно, как после переноса с деревянного подноса в песочный контейнер автор композиции убирает одни фигурки (они показаны желтыми стрелками на фотографии снизу), меняет фигурку транспортного средства на более устойчивую (голубая стрелка) и добавляет еще одну фигурку (красная стрелка).
Рисунок 10. Видно, как после переноса с деревянного подноса в песочный контейнер автор композиции убирает одни фигурки (они показаны желтыми стрелками на фотографии снизу), меняет фигурку транспортного средства на более устойчивую (голубая стрелка) и добавляет еще одну фигурку (красная стрелка).
Рисунок 11.   Здесь можно заметить, как автор при переносе в песочный контейнер подчеркивает значимость глубинного происхождения его переживаний. Для этого специально в левом нижнем углу была очищена от песка часть дна песочного контейнера.
Рисунок 11. Здесь можно заметить, как автор при переносе в песочный контейнер подчеркивает значимость глубинного происхождения его переживаний. Для этого специально в левом нижнем углу была очищена от песка часть дна песочного контейнера.
Рисунок 12.   Здесь при переносе также было расчищено дно, песок собран в виде большого холма. Автор также открыл фигурку матрешки, взял из нее красную фигурку в виде сердца и разместил ее на вершине песочного холма (это показано с помощью белой стрелки).
Рисунок 12. Здесь при переносе также было расчищено дно, песок собран в виде большого холма. Автор также открыл фигурку матрешки, взял из нее красную фигурку в виде сердца и разместил ее на вершине песочного холма (это показано с помощью белой стрелки).
Рисунок 13.    В ряде случаев авторов вполне устраивает и то, что ими было построено просто на поверхности без песка. Пример такого случая приведен на этом слайде.
Рисунок 13. В ряде случаев авторов вполне устраивает и то, что ими было построено просто на поверхности без песка. Пример такого случая приведен на этом слайде.
Рисунок 14.   Здесь Вы видите композицию, которая отражает представления ее автора о своих внутренних конфликтах. Дальнейшая работа была направлена на поиск гармоничного сочетания различных противоречий внутри личности самого автора этой композиции.
Рисунок 14. Здесь Вы видите композицию, которая отражает представления ее автора о своих внутренних конфликтах. Дальнейшая работа была направлена на поиск гармоничного сочетания различных противоречий внутри личности самого автора этой композиции.
Рисунок 15.   Здесь мы видим результат поиска автором путей гармоничного сочетания своих различных интересов, его попытки примириться со своим прошлым и работать над своим благополучным будущим.
Рисунок 15. Здесь мы видим результат поиска автором путей гармоничного сочетания своих различных интересов, его попытки примириться со своим прошлым и работать над своим благополучным будущим.
Рисунок 16.   Здесь на левой фотографии Вы видите отражение человеком того, что воспринимается им как разные враждующие части своей личности. Справа приведена фотография с результатами поиска путей к примирению этих частей.
Рисунок 16. Здесь на левой фотографии Вы видите отражение человеком того, что воспринимается им как разные враждующие части своей личности. Справа приведена фотография с результатами поиска путей к примирению этих частей.
Рисунок 17.   Здесь показаны существенные попытки автора гармонизировать свой внут-ренний мир. Во-первых, построившая эту картину девушка решила быть более открытой. Это она символически выразила в том, что достала спрятанный в коробке голубой кри-сталл (это отмечено желтыми стрелками) и убрала саму коробку (обозначено красной стрелкой). Во-вторых, она решила более правильно распределять свое время (поставила песочные часы на место, которое указано белой стрелкой). В-третьих, она решила более реалистично определить момент, когда ей стоит подумать о рождении ребенка и при этом переложила детскую соску так, как это показано с помощью фиолетовой стрелки.
Рисунок 17. Здесь показаны существенные попытки автора гармонизировать свой внут-ренний мир. Во-первых, построившая эту картину девушка решила быть более открытой. Это она символически выразила в том, что достала спрятанный в коробке голубой кри-сталл (это отмечено желтыми стрелками) и убрала саму коробку (обозначено красной стрелкой). Во-вторых, она решила более правильно распределять свое время (поставила песочные часы на место, которое указано белой стрелкой). В-третьих, она решила более реалистично определить момент, когда ей стоит подумать о рождении ребенка и при этом переложила детскую соску так, как это показано с помощью фиолетовой стрелки.
Рисунок 18.   Иногда в ходе подобных поисков работа идет внутри человека и выражается в очень незначительных изменениях в его композиции. На слайде показано, как после почти получасового раздумья, пролитых слез и других множественных проявлений бурных эмоций в композицию было внесено всего лишь три изменения, которые показаны стрелками на этом слайде.
Рисунок 18. Иногда в ходе подобных поисков работа идет внутри человека и выражается в очень незначительных изменениях в его композиции. На слайде показано, как после почти получасового раздумья, пролитых слез и других множественных проявлений бурных эмоций в композицию было внесено всего лишь три изменения, которые показаны стрелками на этом слайде.
Рисунок 19.   Здесь Вы можете увидеть, как именно автор этой композиции соединял отображение своего «Я-реальное» и «Я-идельное» на различных этапах поиска вариантов гармонизации своей жизни.
Рисунок 19. Здесь Вы можете увидеть, как именно автор этой композиции соединял отображение своего «Я-реальное» и «Я-идельное» на различных этапах поиска вариантов гармонизации своей жизни.
Рисунок 20.   Показано, как сначала была построена композиция «Я-реальное», которая в метафорической форме отражает представления человека о самом себе (фотография вверху слева). Потом была добавлена метафорическая картина «Я-идеальное» (фотография в центре). И затем была создана картина гармоничного объединения эти представлений автора о своей личности (фотография внизу слева).
Рисунок 20. Показано, как сначала была построена композиция «Я-реальное», которая в метафорической форме отражает представления человека о самом себе (фотография вверху слева). Потом была добавлена метафорическая картина «Я-идеальное» (фотография в центре). И затем была создана картина гармоничного объединения эти представлений автора о своей личности (фотография внизу слева).
Рисунок 21.  На этом слайде показано, как нами используются различные виды песочных контейнеров.
Рисунок 21. На этом слайде показано, как нами используются различные виды песочных контейнеров.
Рисунок 22.  Легко заметить, что композиции в разных видах контейнеров практически не отличаются по свой глубине, эмоциональной насыщенности и продуктивности консультативной работы.
Рисунок 22. Легко заметить, что композиции в разных видах контейнеров практически не отличаются по свой глубине, эмоциональной насыщенности и продуктивности консультативной работы.
Рисунок 23.  Как видно на этом слайде, даже маленький контейнер позволяет автору строить сложные метафорические картины того, что он думает о себе, о своей мечте, о своих жизненных приоритетах.
Рисунок 23. Как видно на этом слайде, даже маленький контейнер позволяет автору строить сложные метафорические картины того, что он думает о себе, о своей мечте, о своих жизненных приоритетах.
Рисунок 24.  Видно, что вся эта сложная композиция легко уместилась в маленьком пластиковом контейнере.
Рисунок 24. Видно, что вся эта сложная композиция легко уместилась в маленьком пластиковом контейнере.
Рисунок 25.  На этом рисунке хорошо видно, что даже в очень ограниченном пространстве авторы производят наполненные глубоким смыслом преобразования, помогающие им в метафорической форме обсудить и принять жизненно важные решения. Здесь, например, автор искал решение проблемы неконтролируемого проявления своих страхов.
Рисунок 25. На этом рисунке хорошо видно, что даже в очень ограниченном пространстве авторы производят наполненные глубоким смыслом преобразования, помогающие им в метафорической форме обсудить и принять жизненно важные решения. Здесь, например, автор искал решение проблемы неконтролируемого проявления своих страхов.
Рисунок 26.  На этом и следующем слайдах показано, как автор композиции отобразил свою борьбу со страхом смерти.
Рисунок 26. На этом и следующем слайдах показано, как автор композиции отобразил свою борьбу со страхом смерти.
Рисунок 27.  Здесь показаны разные композиции этого автора с указанной проблемы.
Рисунок 27. Здесь показаны разные композиции этого автора с указанной проблемы.
Рисунок 28.  В ряде случаев авторы композиций выражают глубокую внутреннюю работу только в том, что прикасаются к фигурам своих композиций, подолгу размышляют над своим картинами, но ничего в конце концов не меняют. Такой пример Вы видите на этом слайде. Но признаки большой внутренней работы явно видны в том, что и как рассказывает о своей композиции ее автор.
Рисунок 28. В ряде случаев авторы композиций выражают глубокую внутреннюю работу только в том, что прикасаются к фигурам своих композиций, подолгу размышляют над своим картинами, но ничего в конце концов не меняют. Такой пример Вы видите на этом слайде. Но признаки большой внутренней работы явно видны в том, что и как рассказывает о своей композиции ее автор.
Рисунок 29.  В ряде случаев такая работа имеет выраженный символический характер. Так, Вы видите, как автор заменяет фигуру ежа фигурой дерева (красные стрелки), колодец был убран и на его место помещен лотос (желтые стрелки), коробка с драгоценностями была символически открыта миру (зеленая стрелка).
Рисунок 29. В ряде случаев такая работа имеет выраженный символический характер. Так, Вы видите, как автор заменяет фигуру ежа фигурой дерева (красные стрелки), колодец был убран и на его место помещен лотос (желтые стрелки), коробка с драгоценностями была символически открыта миру (зеленая стрелка).
Рисунок 30.  Следует отметить еще раз: единого универсального характера преобразований композиций при разрешении психологических проблем не существует. На этом слайде вы видите множественные преобразования, на которые указывают стрелки. При этом в целом картина стала более сложной.
Рисунок 30. Следует отметить еще раз: единого универсального характера преобразований композиций при разрешении психологических проблем не существует. На этом слайде вы видите множественные преобразования, на которые указывают стрелки. При этом в целом картина стала более сложной.
Рисунок 31. Видно, что песочная композиция стала более простой. Но при этом автор явно продемонстрировал более высокую связанность ее элементов.
Рисунок 31. Видно, что песочная композиция стала более простой. Но при этом автор явно продемонстрировал более высокую связанность ее элементов.
Рисунок 32. Здесь автор как бы достроил композицию. Но при этом счел важным четко обозначить границы между фрагментами картины, что и показано с помощью красных стрелок.
Рисунок 32. Здесь автор как бы достроил композицию. Но при этом счел важным четко обозначить границы между фрагментами картины, что и показано с помощью красных стрелок.
Рисунок 33. Здесь Вы видите заложенную в композицию метафору слияния различных частей личности на пути к своей мечте.
Рисунок 33. Здесь Вы видите заложенную в композицию метафору слияния различных частей личности на пути к своей мечте.
Рисунок 34. Здесь три разделенных внутренних мира своей личности в первом варианте композиции соединяются символическим мостом во второй композиции. Важно, что символическую фигурку самого себя автор на второй фотографии (она размещена вверху справа) помещает не в одном из миров, а как того, кто принадлежит всем этим трем мирам. Эта фигурка поставлена на этот объединяющий мост.
Рисунок 34. Здесь три разделенных внутренних мира своей личности в первом варианте композиции соединяются символическим мостом во второй композиции. Важно, что символическую фигурку самого себя автор на второй фотографии (она размещена вверху справа) помещает не в одном из миров, а как того, кто принадлежит всем этим трем мирам. Эта фигурка поставлена на этот объединяющий мост.
Рисунок 35. Здесь фотография внизу слева показывает, как автор представляет себе внешнее давление на него со стороны его близких. На фотографии вверху слева Вы видите то, что стало с этой композицией после того, как автор представил себе и отобразил на песке способы противостояния этому давлению.
Рисунок 35. Здесь фотография внизу слева показывает, как автор представляет себе внешнее давление на него со стороны его близких. На фотографии вверху слева Вы видите то, что стало с этой композицией после того, как автор представил себе и отобразил на песке способы противостояния этому давлению.
Рисунок 36. Внизу показана композиция, отражающая мучительное для ее автора разделение того, что было значимо в прошлом, и того, что хотелось бы иметь в будущем. Стрелками показаны зоны активного преобразования, которые символически обозначали действия по объединению этих частей личности автора.
Рисунок 36. Внизу показана композиция, отражающая мучительное для ее автора разделение того, что было значимо в прошлом, и того, что хотелось бы иметь в будущем. Стрелками показаны зоны активного преобразования, которые символически обозначали действия по объединению этих частей личности автора.
Рисунок 37. Подобные примеры позитивной интеграции мы часто видим и в ходе групповой работы. На этом слайде показан одна из таких композиций, построенная в результате определения группой того, что ее объединяет.
Рисунок 37. Подобные примеры позитивной интеграции мы часто видим и в ходе групповой работы. На этом слайде показан одна из таких композиций, построенная в результате определения группой того, что ее объединяет.
Рисунок 38. На этом слайде стрелкой показано, как автор композиции символически обозначал свое положение в группе до и после обсуждения его проблем взаимодействия со своими товарищами.
Рисунок 38. На этом слайде стрелкой показано, как автор композиции символически обозначал свое положение в группе до и после обсуждения его проблем взаимодействия со своими товарищами.
Рисунок 39. Здесь Вы видите то, как изменилась композиция клиента, который обсуждал свои семейные проблемы. Так автор выразил повышение своей готовности от пассивного наблюдения за тем, что происходит в его семье, перейти к активному решению возникающих проблем.
Рисунок 39. Здесь Вы видите то, как изменилась композиция клиента, который обсуждал свои семейные проблемы. Так автор выразил повышение своей готовности от пассивного наблюдения за тем, что происходит в его семье, перейти к активному решению возникающих проблем.
Рисунок 40. Что нам обычно показывает на созидательную работу клиента? На этой картине, которую мы уже видели раньше, виден один из признаков такой работы – композиция приобретает более целостный характер, становится более гармоничной.
Рисунок 40. Что нам обычно показывает на созидательную работу клиента? На этой картине, которую мы уже видели раньше, виден один из признаков такой работы – композиция приобретает более целостный характер, становится более гармоничной.
Рисунок 41. Другие примеры такой целостности, связанности показаны на этом слайде.
Рисунок 41. Другие примеры такой целостности, связанности показаны на этом слайде.
Рисунок 42. Другой признак позитивных преобразований – высокая вовлеченность участников в свою работу. При этом преобладает непроизвольное внимание, поглощенность самим процессом создания композиции.
Рисунок 42. Другой признак позитивных преобразований – высокая вовлеченность участников в свою работу. При этом преобладает непроизвольное внимание, поглощенность самим процессом создания композиции.
Рисунок 43. Содержание композиций в случае плодотворной работы имеет очевидную связь с повседневными проблемами самого автора. Так, на этом слайде автор прорабатывал одну из своих производственных проблем.
Рисунок 43. Содержание композиций в случае плодотворной работы имеет очевидную связь с повседневными проблемами самого автора. Так, на этом слайде автор прорабатывал одну из своих производственных проблем.
Рисунок 44. На этом слайде показаны композиции, которые были построены другим автором при обсуждении проблемы зависти его коллег к его очень успешной карьере.
Рисунок 44. На этом слайде показаны композиции, которые были построены другим автором при обсуждении проблемы зависти его коллег к его очень успешной карьере.
Рисунок 45. Еще одним признаком успешной работы становится преобладание в итоговых композициях мирных сюжетов.
Рисунок 45. Еще одним признаком успешной работы становится преобладание в итоговых композициях мирных сюжетов.
Рисунок 46. Другой признак успешной работы – позитивное описание композиции и преобладание спокойного уравновешенного состояния автора в момент ее анализа. Например, на этом слайде показана композиция, которая была описана автором как итог его работы по разрешению проблемы. Рассказ автора в этом случае звучал как добрая философская сказка со счастливым финалом.
Рисунок 46. Другой признак успешной работы – позитивное описание композиции и преобладание спокойного уравновешенного состояния автора в момент ее анализа. Например, на этом слайде показана композиция, которая была описана автором как итог его работы по разрешению проблемы. Рассказ автора в этом случае звучал как добрая философская сказка со счастливым финалом.
Рисунок 47. Хорошая проработка проблем обычно сопровождается улучшением настроения и самого автора, и тех, кто присутствует при его рассказе о своей композиции.
Рисунок 47. Хорошая проработка проблем обычно сопровождается улучшением настроения и самого автора, и тех, кто присутствует при его рассказе о своей композиции.
Рисунок 48. В таких композициях присутствуют символы надежды на лучшее будущее, метафоры победы над трудностями, мотивы благополучия и процветания.
Рисунок 48. В таких композициях присутствуют символы надежды на лучшее будущее, метафоры победы над трудностями, мотивы благополучия и процветания.
Рисунок 49. Еще один признак созидательной работы – использование при построении композиций специальных знаний для их более глубокого осмысления. Это позволяет подготовится к более активному использованию в реальной практике того, что студенты изучают во время учебных занятий.
Рисунок 49. Еще один признак созидательной работы – использование при построении композиций специальных знаний для их более глубокого осмысления. Это позволяет подготовится к более активному использованию в реальной практике того, что студенты изучают во время учебных занятий.
Рисунок 50. На этом слайде Вы видите метафорическое описание студенткой того, что из себя должен представлять ее бизнес и в чем состоит конкурентное преимущество ее предприятия. Эта девушка реально является руководителем предприятия, которое организует детские праздники. После построения этой композиции она сразу записала появившиеся у нее новые идеи, которые потом она использовала в своих коммерческих проектах.
Рисунок 50. На этом слайде Вы видите метафорическое описание студенткой того, что из себя должен представлять ее бизнес и в чем состоит конкурентное преимущество ее предприятия. Эта девушка реально является руководителем предприятия, которое организует детские праздники. После построения этой композиции она сразу записала появившиеся у нее новые идеи, которые потом она использовала в своих коммерческих проектах.
Рисунок 51. На этом слайде студентка тоже представила то, как и в чем она видит свое участие в действительно существующем семейном бизнесе.
Рисунок 51. На этом слайде студентка тоже представила то, как и в чем она видит свое участие в действительно существующем семейном бизнесе.
Рисунок 52. Здесь представлена снятая с разных сторон метафорическая картина примирения неформальных группировок, вражда которых мешает нормальной работе организации, в которой трудится автор композиции.
Рисунок 52. Здесь представлена снятая с разных сторон метафорическая картина примирения неформальных группировок, вражда которых мешает нормальной работе организации, в которой трудится автор композиции.
Рисунок 53. Здесь студены отразили особенности того лагеря для летнего отдыха детей, в котором они были вожатыми. Это позволило им проанализировать допущенные ошибки и определить то, как их избежать в будущем.
Рисунок 53. Здесь студены отразили особенности того лагеря для летнего отдыха детей, в котором они были вожатыми. Это позволило им проанализировать допущенные ошибки и определить то, как их избежать в будущем.
Рисунок 54. Песочные композиции облегчают совместное обсуждение даже очень сложных проблем. Они дают мощный ресурс и для совместной продуктивной работы.
Рисунок 54. Песочные композиции облегчают совместное обсуждение даже очень сложных проблем. Они дают мощный ресурс и для совместной продуктивной работы.
Рисунок 55. На этом слайде видна еще одна особенность конструктивной работы – использование дополнительных вспомогательных средств, которые по собственной инициативе нашли сами авторы помимо предоставленной в их распоряжение коллекции фигурок.
Рисунок 55. На этом слайде видна еще одна особенность конструктивной работы – использование дополнительных вспомогательных средств, которые по собственной инициативе нашли сами авторы помимо предоставленной в их распоряжение коллекции фигурок.
Рисунок 56. На этом слайде показано, как автор коллекции использовал в своей композиции игрушечные фигурки, открытки и различные наборы метафорических карт.
Рисунок 56. На этом слайде показано, как автор коллекции использовал в своей композиции игрушечные фигурки, открытки и различные наборы метафорических карт.
Рисунок 57. Ценно и то, что обсуждение композиций может стать серьезной дискуссией, к которой ее участники обычно относятся очень серьезно.
Рисунок 57. Ценно и то, что обсуждение композиций может стать серьезной дискуссией, к которой ее участники обычно относятся очень серьезно.
Рисунок 58. Здесь Вы видите итоговую композицию, в которой девушка отразила свои жизненные приоритеты. Фиолетовой стрелкой показано, откуда и куда переместилась фигурка, которой она обозначила свое место в семье. Беспомощность этого положения подсказывает нам, что девушка все еще не уверена в своей готовности справиться со своей ситуацией. Красной стрелкой показана значимая для неё фигура отца, переместившуюся из зоны прошлого ближе к зоне актуального настоящего. Любопытно, что одну из первоначальных фигурок девушка совсем убрала остался только ее пустой стул. Ими она обозначала тех, общение с кем она считает небезопастным.
Рисунок 58. Здесь Вы видите итоговую композицию, в которой девушка отразила свои жизненные приоритеты. Фиолетовой стрелкой показано, откуда и куда переместилась фигурка, которой она обозначила свое место в семье. Беспомощность этого положения подсказывает нам, что девушка все еще не уверена в своей готовности справиться со своей ситуацией. Красной стрелкой показана значимая для неё фигура отца, переместившуюся из зоны прошлого ближе к зоне актуального настоящего. Любопытно, что одну из первоначальных фигурок девушка совсем убрала остался только ее пустой стул. Ими она обозначала тех, общение с кем она считает небезопастным.
Рисунок 59. На этом слайде Вы видите заключительную композицию, которую строили сын и отец как модель мира, где им обоим уютно и комфортно. Первоначальный вариант этой композиции включал большое число солдат, оружия и скорпионов, которые сын считал очень подходящими персонажами мира, где удобно жить и ему, и папе.
Рисунок 59. На этом слайде Вы видите заключительную композицию, которую строили сын и отец как модель мира, где им обоим уютно и комфортно. Первоначальный вариант этой композиции включал большое число солдат, оружия и скорпионов, которые сын считал очень подходящими персонажами мира, где удобно жить и ему, и папе.
Рисунок 60. И в Китае, и в России в песочных композициях отчетливо проявляются острые переживания авторов. И работа с композициями позволяет хотя бы снизить саму остроту таких переживаний.
Рисунок 60. И в Китае, и в России в песочных композициях отчетливо проявляются острые переживания авторов. И работа с композициями позволяет хотя бы снизить саму остроту таких переживаний.
Рисунок 61. В Китае мы тоже увидели множественные признаки переноса, один из которых показан на этом слайде.
Рисунок 61. В Китае мы тоже увидели множественные признаки переноса, один из которых показан на этом слайде.
Рисунок 62. На этом слайде показана композиция девушки, которая глубоко погружена в свои переживания. При этом сама она внятно объяснить то, что ее волнует была не в состоянии.
Рисунок 62. На этом слайде показана композиция девушки, которая глубоко погружена в свои переживания. При этом сама она внятно объяснить то, что ее волнует была не в состоянии.
Рисунок 63. Но вот как она представила свое состояние в виде метафорических картин и вот что в виде метафоры наметила в качестве способа выхода из этого гнетущего состояния.
Рисунок 63. Но вот как она представила свое состояние в виде метафорических картин и вот что в виде метафоры наметила в качестве способа выхода из этого гнетущего состояния.
Рисунок 64. Вот так символически выглядит финальный вариант композиции, отражающий заключительный этап отреагирования ощущения внутреннего дискомфорта, переживаемой тревоги.
Рисунок 64. Вот так символически выглядит финальный вариант композиции, отражающий заключительный этап отреагирования ощущения внутреннего дискомфорта, переживаемой тревоги.
Рисунок 65. На рисунке показаны результаты теста на креативность до и после построения песочных композиций.
Рисунок 65. На рисунке показаны результаты теста на креативность до и после построения песочных композиций.
Рисунок 66. Как видно на этом слайде, первоначально тестируемые достраивают изображения как отдельные картинки. После построения песочных моделей они стараются придать им характер целостного рассказа, единой истории.
Рисунок 66. Как видно на этом слайде, первоначально тестируемые достраивают изображения как отдельные картинки. После построения песочных моделей они стараются придать им характер целостного рассказа, единой истории.
Рисунок 67. После построения песочных композиций создаваемые картинки, как правило, более красочны. В них явно видны признаки большей раскрепощённости авторов.
Рисунок 67. После построения песочных композиций создаваемые картинки, как правило, более красочны. В них явно видны признаки большей раскрепощённости авторов.
Рисунок 68. При повторном заполнении бланков тестируемые гораздо чаще используют цветные карандаши, ручки, фломастеры.
Рисунок 68. При повторном заполнении бланков тестируемые гораздо чаще используют цветные карандаши, ручки, фломастеры.
Рисунок 69. Также хотелось бы отметить отсроченный характер некоторых личностно значимых результатов. На этом рисунке показаны три этапа работы клиента с композицией, которая касалась ее мечты. А внизу слева показана песочная композиция, которая была ею построена совершенно на другую тему. Но в ней она как бы продолжила начатое в прошлой композиции со словами: «А коробочку здесь уже можно и открыть!». Речь шла о коробочке, которая отмечена желтыми стрелками.
Рисунок 69. Также хотелось бы отметить отсроченный характер некоторых личностно значимых результатов. На этом рисунке показаны три этапа работы клиента с композицией, которая касалась ее мечты. А внизу слева показана песочная композиция, которая была ею построена совершенно на другую тему. Но в ней она как бы продолжила начатое в прошлой композиции со словами: «А коробочку здесь уже можно и открыть!». Речь шла о коробочке, которая отмечена желтыми стрелками.
Рисунок 70. Еще одна особенность песочного моделирования – очень быстрое включение клиента в глубокую проработку значимых для него проблем. На этом слайде показана серия преобразований песочной композиции, которую студентка строила без всякой предварительной подготовки в ходе обычного учебного занятий.
Рисунок 70. Еще одна особенность песочного моделирования – очень быстрое включение клиента в глубокую проработку значимых для него проблем. На этом слайде показана серия преобразований песочной композиции, которую студентка строила без всякой предварительной подготовки в ходе обычного учебного занятий.
Рисунок 71. Само задание было для нее полной неожиданностью. Но и в этом случае она быстро включилась в интенсивную работу и менее чем за полчаса сняла внутреннее напряжение и получила ответы на жизненно важные вопросы.
Рисунок 71. Само задание было для нее полной неожиданностью. Но и в этом случае она быстро включилась в интенсивную работу и менее чем за полчаса сняла внутреннее напряжение и получила ответы на жизненно важные вопросы.
Рисунок 72. Здесь Вы видите аналогичные результаты, полученные в подобной ситуации юношей.
Рисунок 72. Здесь Вы видите аналогичные результаты, полученные в подобной ситуации юношей.
Рисунок 73. Описанные нами положительные результата мы получаем при работе с сами разными возрастными группами. Вот, например, ценное для автора переосмысление картины мира, своих приоритетов. Автор – женщина-руководитель среднего возраста.
Рисунок 73. Описанные нами положительные результата мы получаем при работе с сами разными возрастными группами. Вот, например, ценное для автора переосмысление картины мира, своих приоритетов. Автор – женщина-руководитель среднего возраста.
Рисунок 74. А это этапы построения на песке модели будущей игры одним из разработчиков компьютерных игр. Здесь песочное моделирование было использовано целой группой разработчиков для преодоления творческого кризиса, согласования единого сценария игры и согласования предлагаемых сюжетов.
Рисунок 74. А это этапы построения на песке модели будущей игры одним из разработчиков компьютерных игр. Здесь песочное моделирование было использовано целой группой разработчиков для преодоления творческого кризиса, согласования единого сценария игры и согласования предлагаемых сюжетов.
Рисунок 75. Здесь Вы видите заинтересованную работу разных групп магистров различных вузов Москвы. Здесь Вы видите людей, которые вновь пошли учиться и при этом все они продолжают работать в различных школах.
Рисунок 75. Здесь Вы видите заинтересованную работу разных групп магистров различных вузов Москвы. Здесь Вы видите людей, которые вновь пошли учиться и при этом все они продолжают работать в различных школах.
Рисунок 76. Здесь Вы видите работу в группах дизайнеров (фото вверху слева) и в группах волонтеров-координаторов волонтерских проектов (фото внизу слева). Справа показаны занятия в Доме учителя с директорами и завучами московских школ.
Рисунок 76. Здесь Вы видите работу в группах дизайнеров (фото вверху слева) и в группах волонтеров-координаторов волонтерских проектов (фото внизу слева). Справа показаны занятия в Доме учителя с директорами и завучами московских школ.
Рисунок 77. Трудно поверить, что сейчас Вы видите людей, которые выполняют задание после полного рабочего дня, в конце рабочей недели и которые пришли сюда добровольно в метель по заснеженным улицам Москвы в двадцатиградусный мороз!
Рисунок 77. Трудно поверить, что сейчас Вы видите людей, которые выполняют задание после полного рабочего дня, в конце рабочей недели и которые пришли сюда добровольно в метель по заснеженным улицам Москвы в двадцатиградусный мороз!
Рисунок 78. Не ослабевает интерес к подобной работе и с течением времени. Вот так напряженно и с высокой заинтересованность идут занятия в группе, которая использует песочное моделирование уже более полутора лет.
Рисунок 78. Не ослабевает интерес к подобной работе и с течением времени. Вот так напряженно и с высокой заинтересованность идут занятия в группе, которая использует песочное моделирование уже более полутора лет.
Рисунок 79. О продуктивности песочного моделирования мы можем судить на основе многочисленных тестов. Но об этом говорят и события, которые можно наблюдать прямо после использования описываемого метода. Эта фотография сделана после одного из занятий со специалистами по коррекционной работе с детьми с задержкой развития. Вот так себя чувствуют люди, которые несколько минут назад закончили работу со своими песочными композициями.
Рисунок 79. О продуктивности песочного моделирования мы можем судить на основе многочисленных тестов. Но об этом говорят и события, которые можно наблюдать прямо после использования описываемого метода. Эта фотография сделана после одного из занятий со специалистами по коррекционной работе с детьми с задержкой развития. Вот так себя чувствуют люди, которые несколько минут назад закончили работу со своими песочными композициями.
Рисунок 80. А здесь Вы видите то, что именно ими было построено и что вызвало подъем их настроения.
Рисунок 80. А здесь Вы видите то, что именно ими было построено и что вызвало подъем их настроения.

Научным и методическим заделом предлагаемого проекта служат следующие публикации предполагаемых исполнителей проекта:

- Огнев А.С., Николаева Л.П., Лихачева Э.В. Психологическое песочное моделирование как инструмент позитивного субъектогенеза (монография). – М., 2020. DOI: 10.25633/5456-5.

- Огнев А.С. Инновационные модели обучения технологиям личностного развития в современном образовании (монография). – М., 2017.  eLIBRARY ID: 29210712.

- Огнев А.С., Лихачева Э.В. Песочное моделирование в профессиональной подготовке психологов-консультантов //коллективная монография под общ. ред. А.С.Огнева «Арт-терапия: основные проблемы и направления». – СПб., 2017. eLIBRARY ID: 28763210.

- Моделирование и оптимизация поведения человека (коллективная монография под общ.ред А.С.Огнева). – М., 2019.

- Лихачева Э.В., Огнев А.С. Инновационный потенциал песочного моделирования как средства обучения квалифицированных пользователей психолого-педагогическими знаниями. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017, №1-4, 114-117 с. eLIBRARY ID: 28083073.

- Огнев А.С., Лихачева Э.В. Песочное моделирование как средство эффективной жизненной навигации. //сб. ст. «Наука сегодня: глобальные вызовы и механизмы развития». – Вологда, 2017. eLIBRARY ID: 26109587.

- Замолоцких Е.Г., Лихачева Э.В., Огнев А.С. Проблема нормы в песочной терапии // сб. ст. «Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты». – Пермь, 2016.  eLIBRARY ID: 2634000.

- Лихачева Э.В., Огнев А.С. Песочное моделирование как средство подготовки квалифицированных пользователей психологическими знаниями // сб.ст. «Психология и педагогика: современный взгляд на изучение актуальных проблем». – Астрахань, 2016. eLIBRARY ID: 27301280.

- Проблемы и достижения современной стрессологии (коллективная монография под общ.ред А.С.Огнева). – М., 2020. DOI: 10.25633/5418-3. 

- Фан Ц., Лихачева Э.В., Огнев А.С. Повышение эффективности песочного моделирования путем его сочетания с окулометрией. – Сб. ст. «Современное научное знание: теория, методология, практика». – Смоленкск, 2018.

- Фан Ц., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Социокультурные особенности песочного моделирования в России и Китае // сб.ст. «Наука XXI века: открытия, инновации. технологии». – Смоленск, 2016. eLIBRARY ID: 26066413.

- Замолоцких Е.Г., Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенетический подход к описанию механизмов психологического песочного моделирования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016, №7-2, 162-167 с. eLIBRARY ID: 26365958.

- Лихачева Э.В., Огнев А.С., Сидоренко М.Г. Психосемантика композиций в психологическом песочном моделировании // Современные тенденции развития науки и технологий, 2016, № 6-7, С. 91-98. eLIBRARY ID: 26331534.

- Огнев А.С., Лихачева Э.В. Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования. Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 2. С. 51-67.

- Огнев А.С., Лихачева Э.В. Субъектогенез как основа управления процессом формирования и развития универсальных компетенций. - Управление образованием: теория и практика. 2015. № 2 (18). С. 93-113.

- Огнев А.С., Гончар С.Н. Психологические механизмы позитивного разрешения проблем. - European Social Science Journal. - 2013. № 11-2 (38). С. 291-301.

- Огнев А.С., Гончар С.Н. Совершенствование у студентов навыков разрешения проблем как элемент непрерывного профессионального образования. - Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2013. № 3 (7). С. 118-121.

- Лихачева Э.В., Огнев А.С. Ключевые дефекты образования как фактор неготовности к управлению проектами. - Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 8-3. С. 359-361.

- Огнев А.С., Гончар С.Н., Казаков К.А., Кондратенко И.В., Сидоренко М.Г., Цыгина О.Д. Жизненная навигация в системы высшего образования. - Педагогика и психология образования. 2012. №3. С. 99.

- Огнев А.С. Психология субъектогенеза личности (монография). М., 2009.

- Огнев А.С., Довбыш С.В., Колосова Е.Б. Навигация: жизненная, образовательная, профессиональная (учебно-методическое пособие). – М., 2018.  eLIBRARY ID: 35463277.

- Огнев А.С., Лихачева Э.В., Николаева Л.П. Окулографические проявления ситуативных установок, когнитивных схем и жизненных сценариев как разноуровневых составляющих характера // Человеческий капитал. – 2020. – № 9(141).

- Огнев А.С., Лихачева Э.В., Сидоренко М.Г., Казаков К.А. Развитие субъектного потенциала личности как условие повышения конкурентоспособности студентов вуза. Вестник воронежского государственного технического университета. 2013. Т.9. №5-2. С.181-183.

-          Огнев А.С., Петровский В.А. Субъектогенетический подход к обучению // Ежегодник Российск. 0б-ва психологов, 1996. –Т.2, в. З. - С. 210-211.

-          Огнев А.С., Петровский В.А. Субъектогенетический подход к обучению // Ежегодник Российск. 0б-ва психологов, 1996. –Т.2, в. З. - С. 210-211.

-          Огнев А.С., Петровский В.А., Лихачева Э.В. Окулометрические проявления психологических установок респондентов в отношении восприятия визуального контента. Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. - 2018. № 2. С. 41-48.

- Петровский В.А., Кузнецов Б.О, Огнев А.С. Психологическая теория субъектогенеза как глобальная основа построения образовательных систем // Образование XXI века: подготовка к жизни в глобальном сообществе. - Воронеж, 1995. - С. 74 - 83.

- Петровский В.А., Огнев А.С. Креативный потенциал субъектогенеза // Мат-лы Междунар. симпозиума «Творчество и личность». - Курск, 1995. С. 147 -151.

- Петровский В.А., Огнев А.С Основные положения психологии субъектогенеза // Ежегодник Российск. Об-ва психологов, 1996.-Т.2, в.1. -С. 11 -12.

- Фан Ц., Огнев А.С., Петровский В.А., Лихачева Э.В., Козинцева П.А. Экспериментальное подтверждение феномена нейровизуального программирования.  Гуманитарный научный вестник. 2017. № 5. С. 29-37.

- Фан Ц., Лихачева Э.В., Огнев А.С. Окулометрический анализ песочного моделирования.  Гуманитарный научный вестник. 2017. № 12. С. 20-26.

- Цыгина О.Д., Огнев А.С. Проблема самоопределения студентов вузов. Международный журнал экспериментального образования. 2013. №8. С.60-64.

- Цыгина О.Д., Огнев А.С., Дурнева Е.Е. Профессиональное самоопределение как элемент жизненной навигации. - Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 10-1. С. 58-60.

- Likhacheva E.V., Ognev A.S., Kazakov K.A. Hardiness and purposes in life of modern Russian students // Middle East Journal of Scientific Research. Volume 14. Issue 6. 2013. p. 795-798.

- Mishina M.M., Ognev A.S., Feoktistova S.V. THE VALUES AND PURPOSE-IN-LIFE ORIENTATIONS OF UNIVERSITY STUDENTS IN RUSSIA AND TRANSDNIESTRIA // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2019. С. 413-422. eLIBRARY ID: 41388024.

- Zernov V.A., Lobanova E.V., Likhacheva E.V., Nikolaeva L.P., Dymarchuk D.D., Yesenin D.S., Mizin N.V., Ognev A.S., Rudenko M.Y. CARDIOMETRIC FINGERPRINTS OF VARIOUS HUMAN EGO STATES // Cardiometry. 2019. № 15. С. 38-42.

- Zernov V.A., Lobanova E.V., Likhacheva E.V., Nikolaeva L.P., Dymarchuk D.D., Yesenin D.S., Mizin N.V., Ognev A.S., Rudenko M.Y., Galoi N.Y., Sudarikova A.R. CARDIOMETRIC EVIDENCE DATA ON HUMAN SELF-CONTROL OF EMOTIONAL STATES IN THE CONTEXT OF THE USE OF METAPHORIC ASSOCIATIVE CARDS // Cardiometry. 2020. № 16. С. 55-61. DOI: 10.12710/cardiometry.2020.16.5561. eLIBRARY ID: 42932274.

- Ognev A.S. CARDIO-OCULOMETRIC (CARDIO-OCULOGRAPHIC) DETECTION OF FUNCTIONAL STATES IN A HUMAN INDIVIDUAL // Cardiometry. 2019. № 14. С. 104-105.

- Ognev A.S., Zernov V.А., Likhacheva E.V., Nikolaeva L.P., Rudenko M.Y., Dymarchuk D.D., Yesenin D.S., Maslennikova P.А., Mizin N.V.  CARDIOMETRIC DETECTION OF EFFECTS AND PATTERNS OF EMOTIONAL RESPONSES BY A HUMAN INDIVIDUAL TO VERBAL, AUDIAL AND VISUAL STIMULI Cardiometry. 2019. № 14. С. 79-86. DOI: 10.12710/cardiometry.2019.14.7986. eLIBRARY ID: 37791404.

- Ognev A.S., Zernov V.A., Likhacheva E.V., Nikolaeva L.P., Rudenko M.Y., Tyrtyshny A.A., Yesenin D.S., Maslennikova P.A., Mizin N.V. USE OF CARDIOMETRY AND OCULOGRAPHY IN CONCEALED INFORMATION DETECTION // Cardiometry. 2019. № 14. С. 87-95. DOI: 10.12710/cardiometry.2019.14.8795. eLIBRARY ID: 37791405.

- Ognev A.S., Zernov V.А., Likhacheva E.V., Nikolaeva L.P., Rudenko M.Y., Dymarchuk D.D., Yesenin D.S., Maslennikova P.А., Mizin N.V. CARDIOMETRIC TAXONOMY OF STRESS-INDUCING POTENTIAL IN DIVERSE DOMESTIC SITUATIONS // Cardiometry. 2019. № 14. С. 101-104. DOI: 10.12710/cardiometry.2019.14.101104. eLIBRARY ID: 37791407.

- Ognev A.S., Zernov V.А., Likhacheva E.V., Nikolaeva L.P., Rudenko M.Y., Kagonyan R.S., Kozintseva P.А., Maslennikova P.А., Mizin N.V. VALIDITY OF CARDIOMETRIC PERFORMANCE DATA: AN INTEGRAL PART OF COMPLEX ASSESSMENT OF TRAINING SESSION EFFECTIVENESS // Cardiometry. 2019. № 14. С. 96-100.   DOI: 10.12710/cardiometry.2019.14.961000. eLIBRARY ID: 37791406.

 

Кадровое обеспечение проекта.

 

Руководитель:

Огнёв Александр Сергеевич -  научный руководитель Института психологии и педагогики, доктор психологических наук, профессор

Исполнители:

Лихачева Эльвира Валерьевна - заведующий кафедрой общей психологии и психологии труда, кандидат психологических наук, доцент

Николаева Любовь Петровна - доцент кафедры общей психологии и психологии труда, кандидат биологических наук, доцент

Козинцева Полина Александровна - доцент кафедры общей психологии и психологии труда, кандидат психологических наук

Дымарчук Диана Денисовна - магистрант 2 курса по направлению «Психология»

Есенин Денис Сергеевич - магистрант 2 курса по направлению «Психология»

Мизин Никита Владимирович - магистрант 1 курса по направлению «Психология»

Горячая линия для студентов
Адреса и телефоны

Версия для слабовидящих

Настройка размеров шрифта
Настройка межбуквенных интервалов
Настройка цветовой схемы
О
П
Д
Т
М
К
С изображениями / Без изображений