Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность получения второго высшего образования лицами, уже имеющими высшее образование соответствующего уровня, например:
Многие профессии подразумевают смежные виды деятельности. Смежность знаний сейчас активно поощряется работодателями, поэтому люди стремятся получить сразу несколько высших образований. Например, надо разработать корпоративную информационную систему банка. Вы понимаете, как это сделать технически, но не знаете, чем нужно её наполнить, потому что экономических знаний не хватает.
Второе высшее образование в РосНОУ можно получать по всем направлениям подготовки и специальностям, указанным в плане набора. Более того, с 1 сентября 2017 года поступление на заочную форму обучения направления подготовки «Юриспруденция» будет возможно только для тех, кто уже имеет первое высшее образование.
Все формы обучения, на которые осуществляется набор в этом году.
Кроме того, студенты, получающие второе высшее образование, могут перевестись на ускоренное обучение и сократить срок своего обучения за счёт перезачёта изученных ранее дисциплин. Чтобы это сделать, после подачи документов, прохождения вступительных испытаний и зачисления студент должен написать в деканате заявление с просьбой перевести его на ускоренное обучение в связи с имеющимся высшим образованием.
Каждый вуз сам разрабатывает шкалу стоимости ускоренного обучения. В РосНОУ рассчитывается сумма, которая затрачивается вузом на обучение студента по данному направлению подготовки. Эта сумма делится на количество лет обучения.
По закону получать второе высшее образование можно только платно.
Если студент решает перейти на ускоренное обучение, то он обучается по индивидуальному плану. Если таких студентов набирается более семи, организуется группа. Если студентов менее семи, для них разрабатывается индивидуальный график: студент изучает перечень дисциплин, обозначенный в индивидуальном плане, с разными группами.
Например, по индивидуальному плану студенту надо изучить дисциплины «Общая психология» и «Основы нейропсихологии». «Общую психологию» изучает группа второго курса, которая обучается по полной программе. Студент будет ходить на занятия по «Общей психологии» с группой второго курса. «Основы нейропсихологии» изучает группа третьего курса — с ней студент и будет изучать «Основы нейропсихологии».
В деканате студенту составляют индивидуальный график посещения занятий: с каким курсом, какие занятия нужно посетить. Он может прослушать курс лекций, посещать семинарские занятия, отвечать. Подразумевается, что у студента свободный график посещений, его задача — освоить данную дисциплину в течение этого семестра и сдать её в определённые календарным графиком обучения и индивидуальным планом сроки.
Говорить о том, что выгоднее, нельзя, всё зависит от человека, его устремлений. Это вопрос не выгоды, а выбора.
На мой взгляд, если хочется кардинально сменить сферу профессиональной деятельности, получать второе высшее образование нужно. А если цель — повысить уровень образования и получить более глубокие знания, надо поступать в магистратуру по тому же направлению подготовки, что и имеющийся бакалавриат.
Я считаю, что магистратура по другому направлению подготовки не даёт необходимых знаний, чтобы чувствовать себя уверенно в новой профессии. Бакалавр осваивает программу за четыре-пять лет. А магистр — за два года, и у него в плане нет тех дисциплин, которые осваивал в своё время бакалавр по этому направлению подготовки. Предполагается, что тот, кто идёт в магистратуру, имеет базовый уровень подготовки за счёт самостоятельно изученных дисциплин. Но, к сожалению, на практике это далеко не так. Очень часто люди приходят в магистратуру, не имея базового уровня, и, конечно, за два года полностью получить все знания для того, чтобы чувствовать себя комфортно, невозможно.