О
П
Д
Т
М
К

Без любознательности не было бы науки!

14 декабря 2021
Автор: Пресс-служба РосНОУ
EN
О науке рассуждают преподаватели РосНОУ, награждённые государственными наградами

Сотрудники Института информационных систем и инженерно-компьютерных технологий (ИСИКТ) РосНОУ 19 ноября 2021 года награждены почётными грамотами Президента РФ за большие заслуги в научно-педагогической деятельности. 

Это научный руководитель института Андрей Сергеевич Крюковский, лауреат Государственной премии СССР, доктор физико-математических наук, профессор и преподаватель института Игорь Семёнович Клименко, доктор физико-математических наук, профессор. 

Они внесли значительный вклад в становление ИСИКТ, развитие отечественного высшего образования и науки. Андрей Сергеевич и Игорь Семёнович рассказывают о том, чем интересны их исследования, какими должны быть условия для развития науки и какова роль государства в этом, сравнивают положение учёных в СССР и в современной России, а также размышляют о влиянии искусственного интеллекта на высшее образование и жизнь человечества.   

О новых технологиях и влиянии искусственного интеллекта на жизнь людей

Серьёзно говорить об искусственном интеллекте рано. Пока речь идёт о сложных алгоритмах, которые человек не может осуществить без помощи техники. И каким бы сложным алгоритм ни был, всякий раз решая одну и ту же задачу, компьютер выдаст одно и то же решение. А каждый человек выразит своё мнение по-разному. Человеческий разум не подчиняется заранее прописанным алгоритмам. Поэтому человек приходит к нестандартным решениям, создаёт гениальные произведения искусства, совершает открытия…. По сути, сейчас искусственным интеллектом называют новый уровень автоматизации. Здесь прогресс неоспорим. Но это не замена человека, а развитие его возможностей, физических и интеллектуальных. 

Крюковский Андрей Сергеевич

Развитие и внедрение в жизнь человечества искусственного интеллекта, на мой взгляд, необратимо. Уже сегодня системы поддержки принятия решений, экспертные системы существенно увеличивают оперативность выполнения рутинных процедур преобразования и передачи информации. 

Однако выбор решений и оценивание эффективности результатов управления сложными системами остаётся за человеком. Попытки переложить эту ответственность на искусственный интеллект чреваты непредсказуемым развитием событий. Цели человечества определяются системой ценностей нашей цивилизации. Насколько мы можем быть уверены, что искусственный интеллект не выработает свои ценности и цели? Эта область исследований нуждается в тщательном контроле, поскольку процессы в очень сложных системах несут в себе элементы непредсказуемости: может сложиться неуправляемая ситуация.  

Игорь Семёнович Клименко

О влиянии искусственного интеллекта на высшее образование

Высшее образование — консервативная область, а университеты — фундаментальные образовательные структуры, и резких изменений ожидать не стоит. Хотя некоторые новые возможности у преподавателей и студентов, безусловно, появятся. 

Крюковский Андрей Сергеевич

Как предметная область познания и исследований искусственный интеллект, несомненно, будет эволюционировать, что, помимо всего, усложнит учебную работу студентов. Здесь очень важен уровень их мотивации, дела с которой обстоят не лучшим образом. Нередко цель получения современного образования подменяется целью получения диплома. При этом в ходе контроля знаний многие студенты и магистранты, лишённые доступа к интернету, выглядят беспомощно. 

Игорь Семёнович Клименко

О перспективах классических университетов

Сколько веков и тысячелетий существует высшее образование, столько времени существуют университеты в классическом виде. Со времён Аристотеля и даже ранее главными фигурами в учебном процессе являлись учитель и ученик. Человек учится у человека, как и ребёнок учится у родителей — ходить, говорить, постигать мир. Это свойственно человеческой природе.  

Новые формы университета не должны разрушать систему классического образования, быстрые перемены могут навредить ей. Да и преподаватели не смогут быстро приспособиться к новым устоям.

Человек учится в вузе от 4 до 10 лет. Результаты экспериментов в образовании скажутся много лет спустя. Вырастет целое поколение. Активно экспериментируя, можно потерять, причём безвозвратно, важные составляющие образования и вырастить неграмотных или просто малообразованных людей. Опыт последних десятилетий показывает, что накопленные знания, особенно в области естественных и технических наук, утрачиваются очень быстро.

Крюковский Андрей Сергеевич

Классические университеты по определению ориентированы на получение студентами фундаментальных знаний, прежде всего в области естественных наук. Чрезмерный акцент на получение практических навыков в ущерб созданию фундаментальной мировоззренческой и методологической базы, на мой взгляд, бесперспективен: знаний нет, а полученные умения и навыки очень быстро морально устаревают. 

Игорь Семёнович Клименко

О науке как способе удовлетворения личного любопытства за государственные деньги

Эти слова приписываются академику Льву Андреевичу Арцимовичу. Это некий парадокс, шутка, придуманная в советские времена, когда выделяемые на науку деньги до определённой степени не ограничивались. Тогда учёному давали возможность заниматься теми исследованиями, которые находятся в фокусе его научного интереса, рассчитывая на то, что в итоге он добьётся необходимого результата. Отсутствие мгновенного результата воспринималось как естественное течение процесса научных исследований. Такой же политики до сих пор придерживаются в США. 

Учёные должны чувствовать себя нужными, и наука должна быть для чего-то. Мы до сих пор используем научно-технический потенциал, созданный в советский период.

Да и потом, нельзя постоянно заниматься добычей нефти и газа, жить только за счёт этого.

Если не менять ситуацию с отношением к науке, финансовой поддержкой, научные коллективы распадутся. Молодёжь, которая вовлечена в науку, разбежится по банкам и компаниям — молодые ребята уже там работают, занимаются менеджментом, программированием. В результате, научная связь уходящего и молодого поколений, преемственность будет прервана. К сожалению, многие так же уезжают за рубеж. 

Человек хочет быть нужным своей стране. Помните, у Маяковского?  

— Я хочу 
        быть понят моей страной,  
 а не буду понят, — 
                   что ж, 
 по родной стране  
 пройду стороной,  
 как проходит 
              косой дождь. 

Крюковский Андрей Сергеевич

Не без того! Но без любознательности Homo sapiens, выросшей из природного любопытства приматов, не было бы науки. При этом процесс исследования чрезвычайно увлекателен. Настоящий учёный работает, не считаясь со временем. Но деньги налогоплательщиков, на мой взгляд, окупаются с лихвой, обеспечивая миллионам людей комфортную жизнь и чувство защищённости. Вопрос в другом: достаточно ли средств из бюджета выделяется на науку, чтобы она располагала талантливыми кадрами и современным оборудованием? «Скупой платит дважды». 

Главное различие состоит в отношении государства к состоянию науки и к статусу учёного. Крупные советские учёные регулярно, многие — многократно, удостаивались высочайших государственных наград. Нашими научными деятелями гордилась страна.  

Сегодня самая награждаемая категория — артисты средней руки.

Ставка оклада профессора мотивировала талантливую молодёжь идти в науку. В СССР ставка оклада министра составляла 750 рублей, ректора вуза — 600, проректора — 550, заведующего кафедрой — 500, профессора — 450, доцента — 320 (при средней зарплате около 200 рублей). Оклад доцента составлял 43% от оклада министра. Сейчас ставка оклада министра 690 тысяч рублей, доцента — около 50 тысяч.

Сегодня офисный работник среднего уровня зарабатывает вдвое-втрое больше профессора. О молодых преподавателях без степеней и званий нечего даже и говорить — у них заработок заметно ниже среднего по стране, который, кстати, подрос именно за счёт зарплаты менеджмента. Поэтому наиболее способные и знающие выпускники категорически не связывают своё будущее с наукой и образованием. 

Игорь Семёнович Клименко

О научных успехах СССР

В своё время в науку были вложены огромные средства, и было понятно, зачем. Мы понимали, что у американцев есть атомная бомба, появятся средства её доставки. Американцы вывезли немецких физиков, главного конструктора реактивных снарядов, ракетно-космической техники Вернера фон Брауна, использовали разработки немецких инженеров, учёных, и не только немецких. В такой ситуации Советскому Союзу надо было срочно действовать, и советская власть смогла мобилизовать человеческие и материально-технические ресурсы на решение основного вопроса: создание в кратчайшие сроки атомной бомбы и ракетно-космической отрасли.

Помимо научных, были созданы специальные учебные институты — Физтех, МИФИ, и первые кадры-выпускники этих вузов и создавали всю мощь отечественной оборонной промышленности. Государство умело принимать необходимые управленческие решения. Чтобы выполнить космическую программу, были перепрофилированы целые заводы по производству артиллерии, по производству самолётов. Существовало несколько КБ, которые предлагали те или иные, порой альтернативные конструкторские решения, и отстаивали их в открытом споре. Эта работа была выстроена совсем не так, как сегодня, когда мы направляем проект на рассмотрение, ждём вердикта, и неизвестные нам эксперты выставляют ему баллы. 

Для того чтобы наша страна вновь стала ведущей научной державой, необходимы не только эффективные управленческие решения, но и всеобщее стремление общества к этому. 

Крюковский Андрей Сергеевич

Академия наук СССР в содружестве с вузовской наукой обеспечивали треть мировых критических технологий и научные технологии мирового уровня. Этим всё сказано. 

Игорь Семёнович Клименко

О собственной научной деятельности

В нашем институте функционируют пять научных школ. Я участвую в научной работе двух из них. Это «Волновая теория катастроф», руководителем которой являюсь я, и «Математическое и компьютерное моделирование распространения, фокусировки и рассеяния электромагнитных волн в задачах телекоммуникации, позиционирования, радиосвязи, радиолокации, радионавигации, а также при дистанционном зондировании природных и искусственных сред». Этой научной школой руководит профессор Дмитрий Сергеевич Лукин.  

Направления работы научных школ тесно связаны с кафедрой физико-математических проблем волновых процессов МФТИ, которую на протяжении многих лет возглавлял профессор Лукин и которую окончили ректор РосНОУ Владимир Алексеевич Зернов, проректоры Евгений Алексеевич Палкин, Дмитрий Владимирович Растягаев, я и другие наши коллеги, сегодня работающие в Российском новом университете. Волновая теория катастроф — это тоже направление, вышедшее из научной школы Дмитрия Сергеевича. В рамках направления изучаются сложные фокусировки, дифракционные и интерференционные структуры электромагнитных и акустических полей. 

Отмечу, что заслуженный деятель науки Дмитрий Сергеевич Лукин — председатель научного совета по распространению радиоволн отделения физических наук РАН, я его заместитель, а Дмитрий Владимирович Растягаев — учёный секретарь. Этот совет существует с 1945 года и объединяет специалистов всей страны, занимающихся данной тематикой. 

В настоящее время в деятельность наших научных школ вовлечены преподаватели и аспиранты направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» ИСИКТ РосНОУ. 

В этом году институту исполнилось 22 года. Он занимается самыми современными и передовыми научными направлениями, которые существуют сегодня в России. Это информационные технологии, информатика, электроэнергетика и электротехника, теплоэнергетика и теплотехника, нанотехнологии. Наш институт в этих областях на передовых позициях. Стоит отметить, что РосНОУ — гибкий и мобильный вуз, живо откликающийся на потребности современного общества и успешно осваивающий новые направления подготовки. Первый выпуск в университете по электроэнергетике и электротехнике состоится уже в 2022 году, по нанотехнологиям — в 2023 году. 

Крюковский Андрей Сергеевич

Моя первая научная публикация относится к 1965 году. Многие годы до середины 1990-х я занимался экспериментальной физикой — исследованием тонкой структуры лазерного излучения. С приходом в 1998 году в РосНОУ мне пришлось расширять свой научный кругозор. Я охотно берусь за чтение новых курсов, стараясь оснастить их качественными методическими материалами. Я подготовил к изданию больше десятка учебников и учебных пособий. Сегодня область моих научных интересов охватывает теорию информации, системный анализ, теорию принятия решений, теорию управления и теорию эффективности. Кроме того, я не забываю о естественных науках. Недавно выпущен мой учебник «Экология. Человек и биосфера в ХХI веке», на днях я завершил работу над учебником «Научная картина мира. Вселенная, наблюдатель, информация».   

Игорь Семёнович Клименко

О государственной награде

Я благодарен президенту РФ Владимиру Владимировичу Путину, наградившему меня, министру науки и высшего образования Валерию Николаевичу Фалькову, который вручал награду, ректору Российского нового университета Владимиру Алексеевичу Зернову и учёному совету РосНОУ, которые представили к награждению меня и моего друга, коллегу профессора Игоря Семёновича Клименко. 

Крюковский Андрей Сергеевич

Для меня это событие означает, что в РосНОУ меня ценят и считают достойным государственной награды. 

Игорь Семёнович Клименко
Похожие записи
Горячая линия для студентов
Адреса и телефоны

Версия для слабовидящих

Настройка размеров шрифта
Настройка межбуквенных интервалов
Настройка цветовой схемы
О
П
Д
Т
М
К
С изображениями / Без изображений

Задать вопрос

Добавить соц. сеть

Удаление соц.сети

Вы хотите удалить этот профиль?
Это действие нельзя будет отменить