Песочная терапия — один из методов аналитической психологии, известный во всём мире. В 2021 году на базе Российского нового университета создана федеральная инновационная образовательная площадка «Внедрение психолого-педагогического песочного моделирования в систему современного высшего образования». Руководитель проекта, доктор психологических наук, профессор РосНОУ Александр Сергеевич Огнёв рассказал в интервью «Научной России», как создание на песке композиций из фигурок помогает человеку открыть внутренний мир и справиться с жизненными трудностями.
Перед вами — настольная песочница и коробки с фигурками. За каждым предметом, который вы выбираете для построения композиций на песке, стоит богатый ассоциативный ряд, отражающий жизненные коллизии. Суть метода заключается в том, чтобы избавить человека, испытывающего переживания, от расспросов психолога, которые кому-то могут быть неприятны, а для кого-то — неприемлемы. Вместо слов в диалоге — «картины» на песке.
— Такой метод повышает способность к принятию нужных решений, — считает Александр Сергеевич. — На уровне интуитивного моделирования человек выбирает то, что ему больше всего подходит, понимает, с какой проблемой или конфликтом имеет дело и какого результата ожидает.
В интервью профессор рассказал о том, какие эксперименты были проведены в ходе исследований в лаборатории песочного моделирования, почему современные психологи должны владеть этой методикой, какие цели стоят перед федеральной инновационной площадкой на ближайшие пять лет, кто стоял у истоков песочной терапии и в чём её потенциал.
— Методику опробовали в нашей лаборатории лётчики и бортпроводники, военные и пожарные — люди, в чьей профессии значим человеческий фактор, — рассказывает профессор. — На такие занятия, позволяющие сконструировать в песочнице будущую модель своей деятельности, специалисты идут более охотно, чем на обычные беседы с психологом. Эффект метода состоит в том, что человек может отрепетировать не только содержание ситуации, но и своё эмоциональное состояние.