— Евгений Алексеевич, как объяснить совершение научных открытий?
— Научные открытия — «условно» простая вещь. В философии есть такое понятие: переход случайного в закономерное. Научные открытия — перевод учёным случайных явлений, точнее, явлений, которые мы пока воспринимаем как случайные, в закономерные. Причём часто этот переход тоже случаен. Но для того, чтобы он состоялся, необходимо, чтобы учёный глубоко погрузился в изучаемую проблему.
Открытие — сочетание тяжёлой работы учёного, который строит, плетёт эту сеть, чтобы поймать случайную новую идею и то случайное событие, которое назовётся открытием. А оно ведь может и не состояться: сеточку учёный строит всю жизнь, а открытие в неё так и не попадётся.
Что движет учёным, что заставляет его делать эту тяжёлую работу? Исключительно любопытство. Просто свойство человека — искать что-то новое и вокруг себя, и внутри себя. Как любая система, человек устаёт от повторения пройденного, ему всё время нужно что-то новое, а возможности у него громадные, благодаря интеллектуальным способностям.
Учёным движет его личное любопытство, а результаты его исследований принимает всё общество. И здесь есть своя система для восприятия открытия, это тоже сетка, но не внутри учёного, а вовне — социально-экономическая необходимость. Она тоже нужна. Это то же самое любопытство, только общества в целом. Потому что можно сделать никому не нужное открытие, а можно — такое, которое все подхватят, например, тот же водородный двигатель. Если рассматривать интересы человека как интересы социального существа, то всё встает в те же самые рамки.
Почему нам вдруг потребовался этот двигатель? Мы раньше не интересовались экологическими проблемами, а теперь выяснилось, что всё это очень важно для нас. Двигатель нужен, и так как это «любопытство» целого общества, оно обязательно будет удовлетворено.
— В каких научных направлениях ожидаются прорывы в ближайшем будущем?
— Думаю, основные прорывные результаты будут получены в области исследования человеческого сознания, искусственного интеллекта и взаимодействия человеческого сознания с искусственным интеллектом. Ещё, возможно, в области биохимии, биофизики.
— Почему наука до сих пор не может победить пандемию?
— Постановка вопроса неправильная. Пандемию как таковую победить нельзя. Пандемия и мы — одно целое, она развивается в нас самих. Победить собственный организм достаточно сложно, потому что мы просто содержим в себе эти вирусы. Мы можем вжиться в эту структуру, чтобы последствия пандемии были для нас приемлемы. Вопрос времени. Пока вирус нас опережает: он мутирует быстрее, чем мы пытаемся что-то сделать. Идёт «подгонка» вируса под нас и нас — под вирус. Ему надо стать как грипп. К сожалению, люди гибнут, но это статистика эволюции.
— Евгений Алексеевич, в университете вы сочетаете научную и административную деятельность. Наука помогает организовать и то, и другое?
— Да. Наука в первую очередь учит мыслить и использовать знания — свои или чужие. Наука прививает системность и оперативность использования знаний, и это, безусловно, помогает в административной деятельности. Меньше времени тратишь на организационные вопросы.
— Ваши пожелания молодым исследователям?
— Наука — благодарная работа. Когда тебе что-то удаётся, чувствуешь необыкновенное удовлетворение. Но это и тяжёлый труд. Поэтому пожелать могу одного — терпения!