Евгений Тарасов, профессор кафедры лингвистики и межкультурных коммуникаций Российского нового университета (РосНОУ), доктор филологических наук, прежде заведовавший отделом психолингвистики Института языкознания РАН дал интервью «Научной России».
Евгений Тарасов является одним из лидеров Московской психолингвистической школы. В интервью он рассказал о том, как появилась наука психолингвистика, какие школы существовали за рубежом и в России.
— С 1966 года существует отечественная психолингвистическая школа, опирающаяся на теорию речевой деятельности. Эта школа дала удовлетворительные ответы на основные вопросы: производство речи, восприятие речи, речевое общение и взаимодействие при помощи речи.
Евгений Тарасов
профессор кафедры лингвистики и межкультурных коммуникаций РосНОУ
Профессор описал процессы появления мыслей и слов, рассказал о влиянии на речь цифровых технологий, об адаптации в обществе детей, лишённых человеческого общения и связи с социумом, о речевом развитии ребёнка, помогающем психолингвистам получить ответы на многие вопросы, а также о когнитивном сбое в общении носителей разных культур.
— Сознание таких коммуникантов заполнено различными психическими образами, а для взаимопонимания образы должны обладать достаточной общностью. Сознание не совсем индивидуально, оно культурно обусловлено. Условие взаимопонимания людей — общность языка и культуры.
Евгений Тарасов
профессор кафедры лингвистики и межкультурных коммуникаций РосНОУ
В конце интервью профессор привёл несколько примеров из словаря базовых ценностей носителей русской культуры, составленного сотрудниками Института языкознания РАН. В работе над словарём участвовала профессор кафедры теории и практики перевода Гуманитарного института РосНОУ, доктор филологических наук Виолетта Ильина.