О
П
Д
Т
М
К

Игорь Дарда: «Времена, когда работодателю был важен диплом, а не знания, прошли»

21 сентября 2022
Автор: Шигапова Мария Андреевна, пресс-секретарь
EN

Дискуссии об образовании после исключения России из Болонской системы не утихают. Будущее магистратуры, её преимущества с точки зрения трудоустройства выпускников и более прикладного характера содержания образовательных программ, а также сложности организации обучения на данном уровне высшего образования обсудили проректоры ведущих российских вузов на вебинаре образовательной платформы «Юрайт». В дискуссии принял участие проректор по качеству образования и аккредитации Российского нового университета (РосНОУ) Игорь Дарда.

К современной тенденции участники отнесли поступление в магистратуру не «вчерашних бакалавров», а уже работающих профессионалов. — Времена, когда работодателю был важен диплом, а не знания, прошли. Работники всё чаще задумываются о своём профессиональном развитии. Человек может поступать в магистратуру, мотивируемый как требованием работодателя к повышению уровня подготовки, так и личными амбициями, например, стремлением продвинуться по карьерной лестнице, для чего требуется соответствие занимаемой должности уровню образования. Согласно профстандартам, занимать определённые должности невозможно без диплома магистра, — отметил Игорь Дарда.

С этим суждением согласилась Екатерина Каменева, проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве РФ. — Уже на рабочем месте человек понимает, что ему необходима «достройка» в образовании, дающая более углублённую подготовку, и поступает в магистратуру. Проректор добавила, что магистратура — возможность освоения более гибких образовательных траекторий.

За многообразие форм обучения и против резких изменений при создании национальный системы образования выступила проректор по образовательной деятельности СПбПУ Елена Разинкина. — Ключевой фактор для меня — качество образовательных программ — это касается не только магистратуры, но и всех уровней образования.

Много внимания было уделено трудностям обучения в магистратуре, связанным с индивидуализацией графика и формата обучения (люди заняты на производстве, вынуждены совмещать учёбу с работой), невозможностью перевода студента из другого вуза без потери курса из-за расхождения учебных планов, «дубляжом» содержания программ бакалавриата и магистратуры, усилением практической составляющей обучения за счёт привлечения к преподаванию практиков — внешних совместителей.

Представители вузов обсудили предпочтения абитуриентов при выборе образовательных программ, сравнили эффективность коротких и длинных программ обучения, назвав приметой времени продолжение образования на следующих ступенях или получение нового. Игорь Дарда сделал короткий экскурс в историю высшей школы. — Получившие образование в советское время по тем или иным причинам продолжали обучение на программах дополнительного профессионального образования. Минимальное количество часов составляло 550, то есть почти год, а были и более длительные программы — 1,5–2 года. Чем не магистратура? Участники отмечали, что для поддержания конкурентоспособности образовательные программы современной магистратуры должны проектироваться в тесной связке с работодателями и партнёрами, чтобы подготовка была максимально практической и выполняла «заказ» на конкретных специалистов с узкопрофильными компетенциями.

Проректор по учебно-методической работе ЛГУ имени А. С. Пушкина Сергей Большаков подчеркнул, что в современном мире, являющемся экономикой знаний, есть широкие возможности для получения образования, и рынок серьёзно влияет на эту сферу. — За последние 20 лет спрос на образование в развивающихся странах увеличился вдвое. В системе образования мы видим новых провайдеров: транснациональные компании, частные компании, корпоративные университеты. Проректор по образовательной деятельности НВГУ Геннадий Малыгин дополнил: чем быстрее подготавливать и выпускать специалистов, готовых работать в реальном секторе экономики, тем лучше.

Участники затронули и вопрос бюджетного финансирования: распределение контрольных цифр приёма должно ежегодно актуализироваться в соответствии с запросами абитуриентов, а количество бюджетных мест — коррелировать с количеством выпускников бакалавриата, тем более что в магистратуру активно поступают бакалавры из других вузов.

Они также поделились видением реальной и идеальной ситуации. Идеальная магистратура, по их мнению, не «продлёнка» бакалавриата, а качественно новое обучение, с практической подготовкой и удобным учебным графиком, позволяющим студентам учиться и вести профессиональную деятельность.

Похожие записи
Горячая линия для студентов
Адреса и телефоны

Версия для слабовидящих

Настройка размеров шрифта
Настройка межбуквенных интервалов
Настройка цветовой схемы
О
П
Д
Т
М
К
С изображениями / Без изображений

Задать вопрос

Добавить соц. сеть

Удаление соц.сети

Вы хотите удалить этот профиль?
Это действие нельзя будет отменить