В обсуждении приняли участие: проректор по учебной работе НГТУ Сергей Сергеевич Чернов, и.о. проректора по учебной работе ДГТУ Сергей Борисович Кудряшев, проректор по учебной работе и молодежной политике Иркутского ГАУ имени А.А. Ежевского Дмитрий Александрович Иванов, проректор по качеству образования и аккредитации РосНОУ Игорь Владимирович Дарда, проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве РФ Екатерина Анатольевна Каменева.
Индивидуальная образовательная траектория — персонифицированный подход к обучению, который параллельно с основной специальностью позволяет овладеть компетенциями в других областях. Такой подход — тенденция развития высшей школы. Эксперты обсудили, на какой ступени образования важна реализация ИОТ, как внедрить ее с точки зрения экономической целесообразности, почему у одних студентов четкий осознанный запрос, а другим нужно «подогреть» мотивацию, где взять тьюторов для работы с обучающимися и как увеличивается нагрузка для преподавателей и сотрудников университета, каковы нюансы реализации индивидуальной образовательной траектории для вузов со студенческим контингентом 20-50 тысяч человек и ее сложности в целом.
Степень реализации ИОТ зависит от возможностей и масштаба университета, — сказал Сергей Сергеевич Чернов, проректор по учебной работе НГТУ. — Это элитарное обучение, которое предполагает создание учебного плана для конкретного студента, — отметила Екатерина Анатольевна Каменева, проректор по учебной и методической работе Финансового университета при Правительстве РФ. — Мы опираемся на богатый опыт и предлагаем студентам освоить дополнительные образовательные программы не по смежному направлению подготовки. Например, предлагаем юристам программы в области менеджмента, экономики, — рассказал проректор по качеству образования и аккредитации РосНОУ Игорь Владимирович Дарда.
Полноценная организация ИОТ требует дополнительных трудовых, временных и финансовых ресурсов. По мнению проректора РосНОУ, реализация ИОТ накладывает на вуз ряд ограничений:
— Например, есть группа из 25 человек. Студенты в ней разделились на подгруппы для изучения, скажем, пяти дисциплин. Значит, для организации образовательного процесса нужна не одна, а целых пять аудиторий. Конечно, можно уйти в плоскость электронного, дистанционного обучения. Но не всегда это решение вопроса. А как в этом случае быть с учебной нагрузкой преподавателей, ведь она возрастет в разы? Для повсеместного внедрения ИОТ необходимо концептуальное понимание: для чего и для кого это делать. Хотя, безусловно, все вузы уважают право выбора студента.
По мнению участников, несмотря на сложности, вузам необходимо предоставить студентам возможности обучения через ИОТ. Пока эта образовательная модель не носит массовый характер. В некоторых университетах индивидуальная образовательная траектория действует в форме элективов — занятий для небольших групп, студенты в которых сдают промежуточные сессии. Основу ИОТ составляет дополнительное профессиональное образование.
После обсуждения проректоры заняли виртуальные комнаты, чтобы ответить на вопросы слушателей по другим темам образования. Игорь Владимирович рассказал о цифровом портфолио: для чего оно нужно, какие преимущества дает при трудоустройстве, по каким правилам студенту вести оцифровку сведений о личных достижениях в образовательной, научной и общественной деятельности и как в этом помогает вуз.
В конце встречи участники поделились планами на 2024 год.