Выступая с отчётным докладом, ректор МГУ Виктор Садовничий напомнил: АКУР была создана в 2001 году, когда само понятие «классический университет» было сильно размыто вольным десятилетием «лихих 90-х», и всякий вуз считал своим долгом причислить себя к разряду университетов.
─ В СССР количество учреждений высшего образования, попадающих под определение классического вуза, было весьма ограничено (менее 50 на всю огромную страну), — отметил Виктор Антонович. — Но когда Союз распался, их стало сначала 100, потом 400, затем 600 и так далее. При этом публично говорить о сохранении фундаментального классического образования почему-то считалось дурным тоном. И мы, создавая АКУР, считали своим долгом спасти лучшие традиции российского и советского образования — именно классического. Хочу с гордостью констатировать: наши труды увенчались успехом! Не сразу, но спустя годы, о том же самом начали говорить на самом высоком уровне.
По словам ректора МГУ, Ассоциация также плотно взаимодействует с педагогическими вузами, работает со школами и гимназиями, поддерживая тех своих выпускников, которые пошли работать в сферу образования.
─ Мы выступаем за сохранение специальностей по классическим направлениям — химия, биология, физика, математика, — подчеркнул Садовничий. — Тем не менее, в 2015 году АКУР вышла с инициативой разработать примерную программу психолого-педагогического модуля, который бы соответствовал классическому образованию. И она была создана силами четырёх университетов, входящих в нашу Ассоциацию. Помимо этого, в 2022 году на базе университетской гимназии МГУ была проведена стратегическая сессия «Роль классического университета в формировании исследовательской среды и организации исследовательской деятельности в общеобразовательной школе». В ней приняли участие 150 преподавателей и сотрудников из 40 университетов и 30 школ России.
Неоспоримое достижение АКУР ─ разработка процедуры профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, которая была запущена в 2014 году и успешно функционирует по сей день. В совокупности с «регуляторной гильотиной», наложившей мораторий на всякого рода надзорные и контрольные проверки образовательных организаций до 2030 года, это позволило значительно облегчить жизнь университетов, поскольку аккредитация стала бессрочной. Тем не менее, считает ректор, стоит обратить внимание и на обратную сторону медали.
За 20 лет существования АКУР пережила несколько реформ, 3 поколения ФГОС, участвовала в выполнении 5 международных и 10 всероссийских научно-методических проектов, провела большое число конференций, семинаров, разработала 100 методических пособий и рекомендаций по адаптации и внедрению новых подходов и педагогических практик, 120 методических рекомендаций по вопросам образовательных программ и их проектирования. Всё это — реальный вклад в общее дело повышения качества образования, ибо результатами коллективного труда сегодня может воспользоваться каждый.
Президента АКУР поддержал ректор Российского нового университета Владимир Зернов ─ руководитель единственного негосударственного вуза, входящего в эту организацию. Он заметил, что технологического суверенитета можно достичь лишь при условии наличия достаточного количества высококвалифицированных инженерных кадров. А это, в свою очередь, напрямую связано с количеством школьников, интересующихся и занимающихся физикой и математикой. Однако суровая статистика говорит о том, что за последние 5 лет количество ребят, выбравших на ЕГЭ эти предметы, уменьшилось, практически, вполовину.
─ Я бы очень не хотел, чтобы решение этой проблемы снова взвалили на учителей, — акцентировал внимание присутствующих Владимир Алексеевич. — Во-первых, на них и так очень много всего навалено, а во-вторых, необходимо рассматривать проблему комплексно. Например, я очень благодарен Виктору Антоновичу за то, что он в 90-е годы поддержал Сергея Петровича Капицу, вместе с которым мы боролись за сохранение научно-популярной и познавательной передачи «Очевидное — невероятное». Уверен: благодаря ей, сотни тысяч ребят по всей стране заинтересовались наукой и определились с профессией. И чтобы сегодня экзамен по физике осознанно выбирало гораздо больше школьников, необходимо если не возродить нечто, подобное советскому «Очевидному — невероятному», то использовать все средства для создания аналогичных познавательных и развивающих каналов в социальных сетях и на самых разных информационных ресурсах.
Владимир Зернов также напомнил, что квантовый компьютер, на который сегодня во всём мире возлагают столько надежд, был создан нашим соотечественником — Михаилом Дмитриевичем Лукиным, выпускником факультета физической и квантовой электроники МФТИ. Сделал он это, работая в Гарвардском университете. Однако, в его команде трудится очень много выходцев из стран бывшего СССР — русских, казахов, украинцев, белорусов. Всё это говорит о высоком качестве физического образования в советских школах и вузах. А чтобы сохранить этот статус, сначала нужно сделать так, чтобы занятие наукой стало престижным делом, а физика (математика, химия, биология) — интересными и увлекательными предметами.
На общем собрании было принято решение сохранить статус Президента АСУР за Виктором Садовничим. В состав организации был принят ещё один новый член — Адыгейский государственный университет.
А ещё, как заявил ректор Ульяновского государственного университета Борис Михайлович Костишко, перед российскими университетами стоят поистине глобальные задачи, решить которые можно только сообща. Настал момент, когда АСУР должна действовать более решительно. То есть не просто рекомендовать, отмечать или указывать на что-либо, но настоятельно требовать, диктовать свои условия. Иначе чиновники не обратят на ректоров внимание, а драгоценное время будет упущено. Следовательно — нужно активнее бороться за свои идеи!