Коррекционная педагогика в начальных классах — сложная, комплексная специальность. Помимо теоретических сведений о психологии и методике преподавания, она опирается на серьезный практический опыт взаимодействия с детьми, имеющими проблемы со здоровьем или отклонения в психическом развитии. А первый выпуск будущих педагогов по коррекционно-развивающему обучению колледжа РосНОУ — еще и на высказанную древним китайским философом Конфуцием идею о всестороннем и гармоническом развитии личности, которая выдержала испытание временем и остается актуальной по сей день.
Выпускницы, прежде всего, являются учителями начальных классов: общеобразовательных, коррекционных и коррекционно-развивающих. Они должны знать и учитывать потребности детей с особенностями здоровья, поскольку в классах у каждой будут ученики с нарушениями развития. Как отметила преподаватель теоретических основ математики и методики преподавания в начальных классах Оксана Викторовна Дорошенко, инклюзивное образование повсеместно внедряется в общеобразовательные школы России, поэтому профессия, освоенная девушками, востребована на рынке труда.
Девушки также сдали профессиональные модули: классное руководство, внеурочная деятельность, общеобразовательные предметы, овладели профессиональными компетенциями, связанными с искусством. А открытый урок по дисциплине «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом» решили провести в формате театрализованного концерта.
Поскольку в перспективе выпускницы направления «Коррекционная педагогика» будут работать в классах коррекции и школах-интернатах с детьми с особенностями здоровья, они отлично знают, что музыкальное воспитание незаменимо для раннего развития. Как подчеркивает Елена Ивановна, существует такое понятие, как межполушарная асимметрия. Это явление означает неравнозначность функций левого и правого полушария в моторной, психической и сенсорной деятельности человека. Традиционно разделяют людей на левополушарных и правополушарных, но есть также и третий тип людей, у которых нет чёткой доминации одного из полушарий. Асимметрия головного мозга не является постоянным и стабильным явлением: можно самостоятельно с помощью тренировок и занятий стимулировать большую активность одного или другого полушария.
Человек с ОВЗ может не иметь достаточного уровня межполушарных взаимодействий и не развиваться гармонично, иногда оставаясь на уровне бытовых элементарных практических умений. Когда же такой ребенок знакомится с музыкальным произведением, включается правое полушарие: оно всегда доминирует при занятиях музыкой и другим искусством. Тем не менее, доминируя, правое полушарие устанавливает гармоничные отношения с левым за счет процессов восприятия, «слежения» за течением музыки, сравнения, «охвата целого». Получается, что развитие левого полушария происходит за счет правого. Музыкально-ритмические движения развивают моторную систему, возникает эмоциональный ответ, и в нем левое полушарие тоже участвует. Поэтому, резюмирует Елена Ивановна, для ребенка с ОВЗ музыкальное воспитание — возможность шагнуть вперед в плане общего развития.
Педагогическая практика не избавляет человека от его животного начала, но помогает реализовать концепцию гармоничного развития на практике. В разработке методики общего музыкального воспитания, которую сейчас применяют коррекционные педагоги в РосНОУ, принимал участие русский композитор и музыковед Борис Васильевич Асафьев. Реализацией этой системы на практике занимался советский композитор, дирижёр, пианист, педагог и публицист Дмитрий Борисович Кабалевский. Как говорили в народе о последнем, «он нес людям радость и учил их радоваться, он искренне верил, что «в нашем грядущем дети отучатся плакать и будут смеяться, звонко-звонко смеяться…». В том числе, и особые дети. Выпускницы нашего колледжа обязательно этому помогут!