О
П
Д
Т
М
К

«Педагогика должна стать предметом, необходимым для всех»

22 ноября 2024
Автор: Мелешко Вадим Иванович
EN
В Российской академии образования прошла научно-практическая конференция.

20 ноября в Российской академии образования (РАО) прошла научно-практическая конференция «Современная педагогика: мифы и реальность». В ней приняли участие члены и сотрудники Российской академии образования, региональных научных центров РАО, классических и педагогических университетов, докторанты и аспиранты, исследующие вопросы педагогического образования. Обсуждались теоретические и научно-практические проблемы, а также основные векторы научных исследований в высшей школе.

В роли модератора выступил ректор Российского нового университета, доктор технических наук, профессор, академик РАО Владимир Алексеевич Зернов.

Участников конференции приветствовала президент РАО, академик Ольга Юрьевна Васильева, которая отметила важность предложенной темы. Главный учёный секретарь президиума РАО, доктор философских наук, кандидат педагогических наук, профессор Светлана Вениаминовна Иванова задалась вопросом: какие основания для выделения в педагогике отраслевых составляющих — медицинской, спортивной, театральной, музейной и прочих педагогик?

Таким основанием становится целостная система воздействий и взаимодействий обучающего и обучающегося в специально для этого созданных условиях. И если так, то сюда можно включить всё то, что происходит в любой сфере деятельности человека. Только тогда появляется смысл в отраслевых составляющих педагогики — инженерной, военной, художественной и других.

Светлана Вениаминовна Иванова
главный ученый секретарь президиума РАО

Ольга Юрьевна, в свою очередь, спросила, почему случилось так, что буквально 30-40 лет назад всё было вроде бы хорошо, в школах, техникумах и вузах работали педагоги, которые не погружались в терминологические дебри, но при этом учили и воспитывали очень хорошо, подготовили не одно поколение высококлассных специалистов, а теперь система дала сбой? Может быть, проблема в постоянно меняющейся реальности? В том, что раньше к педагогу приходили учиться, а авторитет его был непререкаемым, но за последние десятилетия вдруг выяснилось, что во всех наших бедах виноват именно учитель? Или, может, главная проблема в отсутствии мотивации у учеников — учиться, а у молодых учителей — работать по специальности?..

Ректор РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, академик Виктор Георгиевич Мартынов согласился с президентом РАО, отметив, что отсутствие мотивации — главная проблема современного образования.

Вспомните, одно время говорили: в вузе нужно заниматься только обучением, а воспитанием пусть занимается семья, школа и общество. Потом, наоборот, сказали, что воспитание — неотъемлемая часть образования, причём оно даже важнее, чем обучение. Было время, когда про педагогику в нашем вузе не упоминали. Потом была создана кафедра инженерной педагогики, затем её реформировали. Наконец, не грех вспомнить, что самый главный вуз страны — МГУ — в СССР выполнял две очень важные миссии: готовил преподавателей для вузов и научных сотрудников для РАН. А теперь этот университет разделили по отраслям, и в вузах приходится решать проблему педагогических кадров своими силами. То есть готовить преподавателей, исходя из своей специфики. Это чревато тем, что в каждой отрасли рождается своя собственная педагогика. Хотя, соглашусь со Светланой Вениаминовной, она единая, общая.

Виктор Георгиевич Мартынов
ректор РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина

Далее Виктор Георгиевич посетовал на то, что мы готовим в педвузах учителей, а они не идут в школы, обучаем аспирантов, они защищают диссертации, но не идут в науку.

Заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной орденов Жукова и Ленина Краснознаменной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Будённого, доктор педагогических наук, профессор Ирина Ивановна Соколова посвятила своё выступление военной педагогике как самостоятельной науке.

Вспомните книгу полководца Александра Суворова «Наука побеждать». Это не только военная наука, а именно педагогика, поскольку в ней говорится о человеке, о воспитании качеств, необходимых для победы. Конечно же, вряд ли Александр Васильевич изучал эту науку специально, но он очень многие педагогические понятия знал по наитию, исходя из своего жизненного опыта. Уверена, огромное количество безусловно ярких личностей, достойных называться «педагогами от Бога», тоже ничего подобного не изучали, однако это не умаляет их талантов работать с военнослужащими, обучать и воспитывать их, помогать находить и раскрывать в человеке скрытые таланты.

Ирина Ивановна Соколова
заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной орденов Жукова и Ленина Краснознаменной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Будённого

К мнению коллеги присоединилась руководитель Центра совершенствования методик преподавания дисциплин РАО, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Екатерина Михайловна Акишина. По её словам, творческие вузы заметно отличаются от гуманитарных, естественно-научных, спортивных, военных, инженерных и других. В первую очередь это связано с тем, что учебная деятельность здесь носит сугубо индивидуальный характер. На первом месте стоит поиск талантов, уникальных и неповторимых особенностей, раскрытие личностного потенциала. Также огромную роль играет личность самого педагога, поскольку великие художники, актёры, музыканты, певцы никогда не стремились заставить всех «делать, как я», а всячески подчёркивали желание помочь каждому из воспитанников «найти себя».

Но всё-таки необходимо помнить о сохранении разумного баланса между неформальными и академическими занятиями в творческих вузах. Было бы большой ошибкой свести весь процесс обучения к неформальному общению, пусть даже и с великими педагогами. Образовательный процесс предполагает изучение базы, фундамента, массива знаний, собранных поколениями предшественников.

Екатерина Михайловна Акишина
руководитель Центра совершенствования методик преподавания дисциплин РАО

Определённым диссонансом прозвучало выступление академика РАН, заместителя президента РАО, доктора медицинских наук, профессора Геннадия Григорьевича Онищенко, который задал неожиданный вопрос: а может ли он считать себя педагогом, не имея за плечами 144 часов педагогической подготовки? И имеет ли право называться таковым, даже будучи преподавателем для врачей? И пришёл к выводу: с формальной точки зрения — нет.

Но кто же во всём этом виноват? Получается — мы, РАО, поскольку до сих пор ничего не сделали для того, чтобы в каждом вузе, независимо от профиля, были организованы педагогические курсы, и каждый выпускник мог получить знания хотя бы основ педагогики, необходимых для полноценной преподавательской деятельности в дальнейшем. Конечно, я не тешу себя надеждами, что если мы зададимся целью добиться этого, то педагогические курсы сразу появятся во всех университетах, институтах, академиях. Но всё-таки двигаться в этом направлении нужно, обобщая опыт тех вузов, в которых они есть и хорошо себя зарекомендовали.

Геннадий Григорьевич Онищенко
заместитель президента РАО, доктор медицинских наук

В завершении модератор конференции, ректор РосНОУ Владимир Алексеевич Зернов ещё раз постарался вернуть всех к теме мероприятия и заявил: если мы действительно хотим достичь технологического суверенитета, нам нужно очень много и упорно работать — так, как это было во времена Советского Союза, когда и студенты, и преподаватели вузов пахали с утра и до ночи. Но ведь и результат был очевидным — плодами их трудов и открытий мы пользуемся до сих пор.

Я вспоминаю лекции академика Андрея Дмитриевича Сахарова — это был человек потрясающего ума, но он абсолютно не умел преподавать, и было крайне сложно разобраться в том сумбуре, который звучал на лекциях. И, напротив, лекции академика Петра Леонидовича Капицы были пусть и очень сложные, понятные далеко не каждому, но исключительно грамотно выстроенные. Поэтому тот, кто хотел, всегда мог освоить материал потом, перечитав свои записи. Из этого можно сделать вывод: педагогика должна стать предметом, необходимым для всех — и для математиков, и для физиков, и для историков, а не только для тех, кто учит самой педагогике.

Владимир Алексеевич Зернов
академик РАО, ректор РосНОУ

Участники конференции пришли к выводу: обсуждавшиеся проблемы достаточно важны, необходимо продолжить работу по их тщательному изучению и обобщению опыта.

Похожие записи
Горячая линия для студентов
Адреса и телефоны

Версия для слабовидящих

Настройка размеров шрифта
Настройка межбуквенных интервалов
Настройка цветовой схемы
О
П
Д
Т
М
К
С изображениями / Без изображений

Задать вопрос

Добавить соц. сеть

Удаление соц.сети

Вы хотите удалить этот профиль?
Это действие нельзя будет отменить