20 ноября в Российской академии образования (РАО) прошла научно-практическая конференция «Современная педагогика: мифы и реальность». В ней приняли участие члены и сотрудники Российской академии образования, региональных научных центров РАО, классических и педагогических университетов, докторанты и аспиранты, исследующие вопросы педагогического образования. Обсуждались теоретические и научно-практические проблемы, а также основные векторы научных исследований в высшей школе.
В роли модератора выступил ректор Российского нового университета, доктор технических наук, профессор, академик РАО Владимир Алексеевич Зернов.
Участников конференции приветствовала президент РАО, академик Ольга Юрьевна Васильева, которая отметила важность предложенной темы. Главный учёный секретарь президиума РАО, доктор философских наук, кандидат педагогических наук, профессор Светлана Вениаминовна Иванова задалась вопросом: какие основания для выделения в педагогике отраслевых составляющих — медицинской, спортивной, театральной, музейной и прочих педагогик?
Ольга Юрьевна, в свою очередь, спросила, почему случилось так, что буквально 30-40 лет назад всё было вроде бы хорошо, в школах, техникумах и вузах работали педагоги, которые не погружались в терминологические дебри, но при этом учили и воспитывали очень хорошо, подготовили не одно поколение высококлассных специалистов, а теперь система дала сбой? Может быть, проблема в постоянно меняющейся реальности? В том, что раньше к педагогу приходили учиться, а авторитет его был непререкаемым, но за последние десятилетия вдруг выяснилось, что во всех наших бедах виноват именно учитель? Или, может, главная проблема в отсутствии мотивации у учеников — учиться, а у молодых учителей — работать по специальности?..
Ректор РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина, академик Виктор Георгиевич Мартынов согласился с президентом РАО, отметив, что отсутствие мотивации — главная проблема современного образования.
Далее Виктор Георгиевич посетовал на то, что мы готовим в педвузах учителей, а они не идут в школы, обучаем аспирантов, они защищают диссертации, но не идут в науку.
Заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной орденов Жукова и Ленина Краснознаменной академии связи имени Маршала Советского Союза С. М. Будённого, доктор педагогических наук, профессор Ирина Ивановна Соколова посвятила своё выступление военной педагогике как самостоятельной науке.
К мнению коллеги присоединилась руководитель Центра совершенствования методик преподавания дисциплин РАО, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Екатерина Михайловна Акишина. По её словам, творческие вузы заметно отличаются от гуманитарных, естественно-научных, спортивных, военных, инженерных и других. В первую очередь это связано с тем, что учебная деятельность здесь носит сугубо индивидуальный характер. На первом месте стоит поиск талантов, уникальных и неповторимых особенностей, раскрытие личностного потенциала. Также огромную роль играет личность самого педагога, поскольку великие художники, актёры, музыканты, певцы никогда не стремились заставить всех «делать, как я», а всячески подчёркивали желание помочь каждому из воспитанников «найти себя».
Определённым диссонансом прозвучало выступление академика РАН, заместителя президента РАО, доктора медицинских наук, профессора Геннадия Григорьевича Онищенко, который задал неожиданный вопрос: а может ли он считать себя педагогом, не имея за плечами 144 часов педагогической подготовки? И имеет ли право называться таковым, даже будучи преподавателем для врачей? И пришёл к выводу: с формальной точки зрения — нет.
В завершении модератор конференции, ректор РосНОУ Владимир Алексеевич Зернов ещё раз постарался вернуть всех к теме мероприятия и заявил: если мы действительно хотим достичь технологического суверенитета, нам нужно очень много и упорно работать — так, как это было во времена Советского Союза, когда и студенты, и преподаватели вузов пахали с утра и до ночи. Но ведь и результат был очевидным — плодами их трудов и открытий мы пользуемся до сих пор.
Участники конференции пришли к выводу: обсуждавшиеся проблемы достаточно важны, необходимо продолжить работу по их тщательному изучению и обобщению опыта.