Всероссийский Форум «Сквозные образовательные траектории» состоялся 14-16 октября 2022 года в Серпухове и объединил более 10 тысяч участников со всей страны: педагогов, представителей органов государственной власти, руководителей образовательных организаций. На форуме выступили 50 ведущих экспертов сферы образования. Российский новый университет (РосНОУ) представляли ректор Владимир Зернов и первый проректор Елена Лобанова.
Основными темами форума стали обеспечение доступности качественного образования, развитие культурного многообразия, непрерывного образования и социализации учащихся, поддержка здоровьесберегающих технологий.
Владимир Зернов отметил, что развитие здоровьесберегающих технологий — перспективное и актуальное направление в авиационной, космической и спортивной медицине. РосНОУ совместно с ведущими научно-исследовательскими организациями ведёт разработку диагностических приборов, предназначенных для подготовки космонавтов и спортсменов. Приборы позволяют определять состояние функциональных резервов организма, а также увеличивать «рабочую» длительность жизни профессионалов.
Коснулся ректор и основных проблемных точек высшей школы — разрыв между высоким индексом Хирша и низкими результатами в создании реальных технологий, несоответствие оценки деятельности вуза государством и международными рейтингами, отсутствие чёткого механизма поддержки научных школ, решающих прикладные задачи, сохранение традиций и преемственности образцового советского фундаментального образования. Важной задачей он назвал поддержание качества образования, в том числе в области информационных технологий. По его мнению, Россия испытывает внушительный дефицит IT-специалистов, но при этом у страны есть шансы стать лидером в подготовке высококвалифицированных кадров: — Россия — одна из немногих стран, сохранивших высокий уровень математической культуры. Это даёт нам возможность выйти в лидеры по обучению IT-специальностям.
Владимир Зернов рассказал и о такой проблеме, как практическое применение знаний. — Наши ребята являются постоянными победителями международных школьных и студенческих олимпиад по физике и математике, и, казалось бы, мы должны быть первыми в инновационном развитии, но у нас до сих пор нет проектов, сравнимых с Атомным или космическим проектом СССР. В «трансфере» технологий и научных разработок в промышленность мы проигрываем.