9 июля для ректората Российского нового университета (РосНОУ) при поддержке Университетского консорциума исследователей больших данных прошёл семинар сервиса «РосНавык». Этот мониторинговый сервис представила Дарья Олеговна Дунаева, менеджер проекта, ведущий аналитик научно-исследовательской лаборатории прикладного анализа больших данных Томского государственного университета.
«РосНавык» — проект, созданный для анализа востребованных на рынке труда профессий и навыков, предложений работодателей и общих тенденций рынка. Его уже успешно используют ведущие вузы страны, такие как Высшая школа экономики и Государственный университет управления. С помощью данного сервиса можно определить актуальность образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, аспирантуры, ДПО и СПО и их соответствие запросам рынка труда. Проект «РосНавык» содержит актуальную и ретроспективную информацию, которая собирается на основе описания вакансий от работодателей на сайтах Работа в России, HeadHunter, SuperJob, Работа.ру.
По словам Дарьи Дунаевой, стимулом для создания сервиса стало желание выяснить при подготовке аналитиков данных в ТГУ, соответствуют ли образовательные программы требованиям работодателей, и будут ли востребованы выпускники на рынке труда. Выяснилось, что программы нуждаются в корректировке, а российских платформ, которые помогут привести их в соответствие с требованиями рынка труда, не предусмотрено, — значит, нужно создать свою.
Дашборд «РосНавыка» представлен в виде графиков, визуалов и диаграмм. Сюда входят виджеты «Специальность», «Региональная специфика», «Профессиональные и надпрофессиональные навыки», «Компании, где востребован специалист». В решении задач людям помогают AI-ассистенты, запущенные в этом году: AI-аналитик изучает требования работодателей, AI-методист разрабатывает образовательные программы для подготовки востребованного специалиста. В соавторстве с преподавателями вузов искусственный интеллект отбирает пять актуальных качеств будущего специалиста, его ключевые компетенции, проектирует план занятий, формирует итоговое задание и критерии оценивания с учетом количества часов, отведенных на обучение. AI-маркетолог анализирует программы вузов-конкурентов, выявляя и фиксируя их плюсы и минусы, и разрабатывает алгоритм продвижения образовательной программы. В перспективе будет создан и AI-навигатор: он будет помогать студентам следовать индивидуальному маршруту обучения по выбранной специальности.
Российскому новому университету будет предоставлен тестовый доступ к мониторинговому сервису сроком на месяц. Детализация работы с «РосНавыком» произойдет по итогам участия вуза в шестом форуме Университетского консорциума исследователей больших данных «Открытые данные».
Мероприятие пройдёт 30–31 октября 2025 года в Казани, в ИТ-парке имени Башира Рамеева. По его итогам РосНОУ станет участником Университетского консорциума исследователей больших данных.