17-18 сентября на площадке Российского нового университета прошёл первый семинар, на котором представители систем образования стран БРИКС обсудили перспективы создания единого рейтинга университетов.
Мероприятие организовал Российский союз ректоров совместно с Ассоциацией составителей рейтингов, рэнкингов и иных оценок эффективности и Объединенной рабочей группой РСР, РАН и РАО по стратегическому академическому лидерству.
В семинаре приняли участие руководители министерств, ведомств и общественных организаций Китая, Индии, Бразилии, Египта, Объединённых Арабских Эмиратов, Эфиопии и Южно-Африканской Республики.
Во вступительном слове генеральный директор RAEX Дмитрий Гришанков рассказал о важности достижения взаимопонимания между странами и необходимости учета пожеланий всех участников рейтингования.
Участники мероприятия обсудили возможные проблемы создания единого рейтинга БРИКС. Например, в Южно-Африканской Республике до сих пор существует разделение университетов на «белые» и «черные». С этим борются, правительство стремится уравнять вузы в плане их материального обеспечения, а студентов и абитуриентов — в плане возможностей поступать и учиться. Но пока создание единой системы рейтингования вузов ЮАР представляется сложной задачей.
В Бразилии несколько иная ситуация — там система высшего образования представлена максимально независимыми университетами, в каждом из которых руководитель организует процесс обучения так, как считает нужным. Потребуется много сил и времени, чтобы убедить бразильских ректоров прийти к какому-то соглашению.
Совсем другое дело — Китай. Дмитрий Гришанков рассказал, что когда он предложил участникам семинара подумать над критериями оценки университетов, представители Поднебесной моментально откликнулись и уже на следующий день прислали свои соображения. В частности, они заявили: если мы хотим сделать процесс рейтингования честным и открытым, необходимо позаботиться не только о его внутренней организации, но и о внешнем, стороннем наблюдении. И предложили создать международную комиссию, в которую входили бы представители разных стран, и они бы наблюдали за тем, как проводятся оценочные процедуры в том или ином вузе.
Иран поделился опытом разработки собственного варианта рейтинга, ряд соображений высказали и представители Объединенных Арабских Эмиратов.