Мастер-класс провела учитель начальных классов МАОУ СОШ № 25 города Улан-Удэ.
22 ноября в Колледже Российского нового университета (РосНОУ) прошёл мастер-класс «Методические основы построения современного урока в соответствии с обновленными ФГОС», посвящённый методике проектирования технологической карты урока.
Занятие для старшекурсников колледжа, обучающихся по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании», провела Елена Сергеевна Ляхова, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 25 города Улан-Удэ, второкурсница бакалавриата Гуманитарного института РосНОУ направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».
На мастер-классе студенты узнали, как проверить освоение основных образовательных программ на ступени начального образования, как грамотно организовать учебный процесс и существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Обязательно задавайте проблемные вопросы ученикам: они помогают понять поле незнания. Выстраивайте групповую и парную работу, это позволяет детям включаться в деловую коммуникацию. Проводите мозговые штурмы и игры на развитие критического мышления.
Игровые упражнения помогают поддерживать эмоциональный фон и мотивацию к обучению на протяжении всего урока. Мне очень нравится в начале урока проводить приём «Дерево пожеланий» — это опрос учеников о том, каких результатов они ждут сами от себя по итогам занятия. А в конце урока, на этапе рефлексии, мы с учениками разбираем, удалось ли реализовать поставленные задачи, сбылись ли их желания.
Учите детей работать в определённых временных рамках, правильно распределять время на выполнение поставленной задачи. Используйте информационные технологии: они не враги, а помощники педагога. Мне очень помогает приложение Quizlet, который позволяет представить информацию в виде учебных карточек. С «Яндекс Учебником» урок может стать интересным, а технологии — вдохновляющими. Наконец, в качестве конструктора знаний я использую LearningApps. В нём упражнения создаются онлайн и в дальнейшем применяются в образовательном процессе, интегрируются в сценарий урока.
Елена Сергеевна Ляхова
учитель начальных классов МАОУ СОШ № 25 города Улан-Удэ, второкурсница бакалавриата Гуманитарного института РосНОУ направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование»
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока — это графическое отображение сценария, план проведения занятия, в котором заложены методы индивидуальной работы и возможности его вариативного развития. Технологическая карта предоставляет учителю возможность видеть конкретные предметные, метапредметные и личностные планируемые результаты, связь педагогических действий в последовательной цепочке без нарушений логики целостной деятельности, делает процесс формирования универсальных учебных действий прозрачным (видимым, очевидным).
Обновлённый ФГОС НОО содержит метапредметный аспект, требующий развития у школьников универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных, регулятивных, которые становятся основой владения ключевыми компетенциями. Проблема разработки технологической карты урока рассматривается сегодня в ракурсе системно-деятельностного подхода, положенного в концепцию проектирования современного учебного занятия. Таким образом разработку технологической карты урока педагогу необходимо осуществлять в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Мастер-класс завершился дискуссией среди педагогов и студентов о влиянии жёсткого поурочного планирования на эмоциональный климат в детском коллективе. По словам Елены Сергеевны, тайм-менеджмент помогает младшим школьникам гармонично встроиться в учебный процесс, непривычный после детского сада, а сложности с поведением прорабатываются с психологом. Учитель отметила, что технологическая карта, подходящая для нормотипичных детей, должна корректироваться для школьников с особенностями здоровья в соответствии с заболеванием каждого. Адаптируется под их особенности и формулировка задания. Преподаватель, считает Елена Сергеевна, должен выстраивать уроки так, чтобы и одарённые, и отстающие получали столько информации, сколько нужно именно этим школьникам: это помогает выравнивать уровень академической успеваемости в классе.