19 марта 2020 года Российский новый университет (РосНОУ) временно, но полностью перешёл на образовательные технологии, позволяющие обеспечивать взаимодействие студентов и преподавателей на расстоянии. О том, как это происходило и каким стал учебный процесс, редакции сайта рассказали руководители институтов, заведующие кафедрами, преподаватели и студенты РосНОУ.
Рассказывает Светлана Александровна Ганина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента
Нам всем хочется обратно в аудиторию! Наши преподаватели соскучились по студентам. Думаю, и студенты хотят в аудиторию вернуться. И дело даже не в сложностях организации учёбы онлайн, а в том, как материал подаётся и как он усваивается. Для меня лекция — это всегда улица с двухсторонним движением. Я обожаю, когда студенты задают вопросы. Иногда они ставят в тупик, и я вынуждена думать, размышлять, вспоминать, аккумулировать свои знания и опыт, чтобы ответить на вопрос. Формат живого занятия не простой, но я его очень люблю, потому что в таком режиме и я получаю новые знания.
Во время онлайн-занятий многие студенты предпочитают оставаться пассивными слушателями, хотя и в аудитории бывают такие, но в аудитории легче их расшевелить. Ты видишь их глаза, их реакцию, в аудитории у тебя есть возможность к каждому подойти, вызвать к доске, в конце концов. Здесь такой возможности нет, поэтому мы очень сильно скучаем.
Да, нагрузка увеличилась. Некоторые вещи стали уходить на самостоятельную работу. Что-то чисто технически нельзя объяснить, и приходится давать дополнительные задания, хотя это даже и неплохо. Некоторые студенты наконец-то поняли, что они учатся, а учиться — это тяжёлый труд.
Не знаю, насколько можно применять слово «нравится» в нынешней ситуации, но чем она мне нравится, так это тем, что всех нас заставила напрячься, всех нас заставила учиться.
Кроме того, что нам пришлось учиться новому, данная ситуация показала, были ли мы готовы к такому развитию событий. По сути, ничего сложного в методах дистанционного преподавания нет. Знаю по себе, мы сейчас работаем на 3-4 платформах, сначала мне казалось всё сложным, а потом пришло понимание, мы переключились и успешно работаем. Преподаватели активно осваивают новые технологии, идёт процесс обучения, взаимообмена способами, технологиями и формами, в том числе с другими вузами. Я уверена, всё это нам потом очень пригодится.
Мы будет пользоваться новыми методами и после возврата к нормальному режиму обучения. Например, освоенные за эти месяцы дистанционные технологии будут использоваться для студентов, которые учатся по дистанционной форме, а их у нас достаточно много.
Наши «живые» лекции изменятся, они станут более интерактивными.
Мы и раньше работали с презентациями и учебными фильмами, благо наши аудитории позволяют это делать. Наш университет старается обеспечить нас и техникой, и связью, потому что в современном мире без этого работать невозможно.
Сейчас мы занимаемся на платформах, которые дают возможность организовывать видеоконференции, активно пользуемся Google-формами, где студенты выполняют задание в режиме реального времени. Студенты на слух воспринимают плохо, а дополнительные технические возможности упрощают включение в учебный процесс. Ведь усваивается не тот материал, который студенты услышали и увидели, а тот, к осознанию и пониманию которого были приложены усилия. Та информация, которая была добыта, которая потребовала определённых усилий, останется на долгие годы.
Конечно, сложнее.
Во-первых, увеличилась нагрузка.
Во-вторых, сейчас на процесс учёбы в значительней мере влияет степень владения компьютером. Как оказалось, не все студенты даже информационных направлений хорошо владеют такими программами как Word, Excel и PowerPoint.
В-третьих, усложнилась организация самого учебного процесса, ведь мы сейчас все дома. Если в обычном режиме мы уходим из дома, приезжаем в университет, где у всех нас есть свои рабочие места — кабинеты и аудитории, то сейчас создать рабочую обстановку в домашних условиях удаётся не всегда. Я слышу и даже вижу, что у кого-то маленькие братья и сёстры бегают рядом, у кого-то на фоне родители завтракают, кто-то пишет, что не может подключиться, так как компьютер занят, технически не у всех идеальные условия.
Всё вышесказанное учебный процесс не делает проще.
Да, потому что кризисные ситуации встряхивают. Мы привыкаем к относительно спокойному существованию, а благодаря выходу из зоны комфорта у нас формируются новые профессиональные компетенции. Преподаватели пересматривают свои лекции и банки занятий, придумывают что-то новое, и в итоге мы обрастаем новым содержанием, которое потом можем использовать. Поэтому студенты будут получать (и уже сейчас получают) от нас больше!
Сами студенты станут более ответственными — за результатами их работы постоянно следят, мы же все в общей системе Teams. Тем, кто всегда учился, такая ситуация в плюс, а вот тем, кто немного отлынивал, стало сложнее, потому что «большой брат следит за ними» и они это понимают.
Рассказывает Олег Васильевич Золотарёв, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой информационных систем в экономике и управлении РосНОУ.
Вначале были сложности с подключением системы Office 365. Он не очень удобен, но все вопросы, которые возникали, мы решили. Почтовый сервис Outlook тоже не самый удобный, не такой функциональный, как те сервисы, к которым мы привыкли — Mail, Yandex, Google.
Нам пришлось освоить Microsoft Teams для того, чтобы была возможность протоколировать все занятия, чтобы они все отражались в системе, так как учебный процесс не должен прерываться. Мы намеренно отказались от Skype и других известных систем именно для того, чтобы всё было зафиксировано.
Главная проблема Microsoft Teams — она интуитивно неудобная, непонятная, я бы сказал, что там не очень дружественный интерфейс. Программа тяжеловатая, не сразу реагирует, например, нажимаешь запись, а режим записи не включается, нажимаешь на группу, а она подвисает, не открывается.
К Microsoft Teams надо привыкнуть, потом уже кажется, что ничего сложного там и нет.
С одной стороны, это очень интересный опыт. Раньше в таком режиме мы работали только с институтом дистанционного образования, а такого активного опыта для очной формы у нас не было. Думаю, многое мы возьмем на вооружение.
С другой стороны, обнаружились сложные моменты, например, посещаемость студентов, которая с переходом на дистанционный формат снизилась.
Мы, конечно, записываем лекции, но здесь возникает другая сложность. Для института дистанционного образования мы записывали лекцию на тридцать минут. Тридцать минут ты чётко говоришь по теме, не можешь себе позволить сказать лишнее слово, нужно вычитать свои полчаса. Нагрузка на голосовые связки очень высокая!
Это тоже был непростой процесс, но сейчас это четыре академических часа! Нагрузка на преподавателей, как интеллектуальная, так и голосовая, выросла. Некоторые преподаватели говорят, что они могут без перерыва говорить тридцать минут, а потом горло просто не выдерживает, голос начинает подводить. Я выдерживаю четыре часа, потому что я всё-таки заведующий кафедрой, я обязан это делать. А преподавателям очень тяжело четыре часа говорить без перерыва, особенно если нет никакой обратной связи от студентов.
На «живой» лекции, когда студенты сидят в аудитории, всегда возникает взаимодействие с аудиторией, а сейчас преподаватель задал вопрос — и тишина. Непонятно, либо студенты не хотят отвечать, либо не знают, что отвечать, либо у них выключены микрофоны, либо они отошли от компьютера. Из-за этого возникают большие трудности.
В аудитории я всегда разрешаю студентам задавать вопросы в ходе лекции. Тогда получается интерактивный контакт, материал понимается и закрепляется через ответы на вопросы. Сейчас такого контакта нет, мы не видим студентов, не реагируем на их поведение, и это снижает качество учебного процесса.
Сложнее будет и с сессией. Вот, например, китайский опыт сдачи экзаменов в дистанционном формате: студент сидит перед камерой, и эта камера показывает его экран компьютера, поэтому студент не сможет открыть в новом окне необходимый материал и прочитать его с экрана. У нас же пока таких возможностей нет, к сожалению. Когда я буду принимать экзамен, я буду знать, что студент сможет открыть документ и по нему читать ответ. Поэтому я постараюсь не просто оценивать студента по ответу, а задавать по сути предмета вопросы, которые требуют не только конкретных знаний, но и размышлений. На такие вопросы невозможно найти ответы в интернете, над ними необходимо подумать, поразмышлять. Вариант принимать экзамен в режиме «вопрос-ответ» в данной ситуации не подходит.
Система дистанционного обучения хорошая, но со своими минусами и самый главный её недостаток — она никогда не заменит живого общения. Преподаватель в аудитории делится со студентами не только учебным материалом, но и богатейшим накопленным опытом, своим видением, концентрирует его в нужный момент в нужной форме. Такое никогда ничем не заменить.
Опыт наших преподавателей, особенно в сфере информационных технологий, очень важен. Всё, что зафиксировано в учебниках, быстро устаревает, а у преподавателя есть общий взгляд на тему, он сразу всё видит, связывает параграфы и темы, моментально представляет всю картину целиком и доносит её студенту. Здесь никаких новых механизмов нет, качество живого общения ничем нельзя заменить.
Раньше при проведении семинара я давал задание, и ребята его выполняли, параллельно у меня что-то спрашивали и я им сразу же объяснял. Сейчас я вынужден по каждому студенту вести отдельное досье, отмечать каждый день, что и кто мне присылал, какое кому замечание я сделал, отследить, кто правильно исправил мои замечания. Я должен постоянно сравнивать предыдущие ответы студентов с новыми, оценивать, насколько качественно они отработали задание.
Традиционно такая работа ведётся только с дипломниками и магистрантами. Они присылают нам свои работы, а мы делаем в них пометки, оставляем комментарии, исправления, после чего они показывают окончательный вариант. Кстати, такая работа тоже быстрее проходит в очном формате, у себя в кабинете мне быстрее и проще что-то подкорректировать и объяснить.
Сейчас у меня всего тридцать шесть человек, но для качественной работы пришлось с каждым выстроить эту длинную цепочку: задание — ответ на задание — мои комментарии — его исправленный ответ. Чтобы оценить студента, приходится каждый раз возвращаться к записям, смотреть цепочку нашей с ним индивидуальной работы, отслеживать его путь в ответе. И в итоге у меня иерархия папок, в которых лежит весь рабочий материал. Это во много раз усложняет и увеличивает нагрузку на преподавателя.
В итоге и для студентов учёба не стала проще, и у преподавателей выросло количество работы в разы. Мы наивно думали, что если не будем ездить на работу, станет больше свободного времени, а оказалось совсем наоборот!
Такая ситуация учит студентов самостоятельности. Требования должны быть жёсткими, чтобы к нам поступали за знаниями, чтобы у нас учились студенты, которые хотят получать знания. Надо приучать их к ответственности, нельзя делать поблажки. Если студент сдал на «два», значит, надо ставить «два». Только так студента можно научить ответственности.
Да, всё, что мы сейчас переживаем, замечательно. Нашу устоявшуюся жизнь, дела, работу — всё взяли и перевернули. Всех встряхнули, преподаватели пересматривают преподаваемый материал, мы все сейчас посмотрим на процесс обучения с другой стороны. Сейчас наш мозг постоянно в тонусе, он настроен на постоянную работу.
Такая ситуация не может не принести своих плодов, и потом мы этими плодами будем с удовольствием пользоваться.
Рассказывает Марина Николаевна Войт, кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма и культурного наследия.
Основным инструментом проведения онлайн-занятий являются платформы MS Teams и Skype, поскольку они позволяют визуализировать и наглядно представлять новый материал посредством мультимедийных презентаций, давать комментарии, проводить дискуссии и форумы по актуальным проблемам развития сферы туризма и гостеприимства. В процессе таких занятий у студентов формируется профессиональная многомерность, появляется возможность тренировать внимание, развивается навык быстро переключаться с одной задачи на другую, что является особенно важным условием самореализации в профессиональной деятельности.
Преподаватели нашей кафедры также проводят занятия в офлайн-формате через MS Outlook. Такой формат незаменим для работы с профессиональными бизнес-кейсами, для выполнения исследовательских работ, развития креативного и творческого мышления при решении многовариантных ситуационных задач в профессиональной среде.
Благодаря техническим инструкциям и методическим указаниям по организации работы в новых форматах обучения переход на дистанционное преподавание прошёл безболезненно и не вызвал серьёзных затруднений. Кроме того, в решении возникающих вопросов организационного и технического характера оперативную помощь всегда оказывают сотрудники деканата и технической поддержки.
Основная проблема, с которой пришлось столкнуться в самом начале этого непростого периода — недельный перерыв в образовательном процессе в соответствии с указом «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» с 30 марта по 3 апреля 2020 года. Перерыв совпал с сессией третьего курса заочной формы обучения. Из-за её переноса на более поздние даты нагрузка на многих преподавателей кафедры в течение следующей недели оказалась неравномерной и очень объёмной.
Занятия по ряду профессиональных дисциплин направлений подготовки «Туризм» и «Гостиничное дело» предусматривают применение профессионального программного обеспечения, закупленного РосНОУ: BNOVO, САМОТУР, Project Expert и других. В первые недели реализации учебного процесса в дистанционной форме мы не имели возможности продолжить обучение в данных программах. Научить же использованию информационных профессиональных систем, бизнес-планированию, выполнению обязанностей портье, администратора отеля, туроператора и менеджера по продажам без программного обеспечения, применяя исключительно теоретический материал, не представляется возможным.
В настоящее время благодаря запуску платформы «Дистант РосНОУ» данная проблема решена, но, на мой взгляд, частично, поскольку технические возможности домашних компьютеров и их программное обеспечение не всегда могут быть пригодными для установки и запуска современного программного обеспечения.
Все преподаватели нашей кафедры оперативно перешли на новые форматы преподавания. Это стало возможным благодаря богатому практическому опыту, наработанному на протяжении нескольких лет, в течение которых кафедра реализовывает направление подготовки «Туризм» с применением дистанционных образовательных технологий.
По своему содержанию онлайн-занятие — это классическое занятие, меняется лишь форма проведения: с аудиторной на онлайн-трансляцию. При этом преподаватель имеет более широкие возможности одновременного использования на занятии электронных и мультимедийных материалов, которые подаются в более многоаспектном формате.
Основа любого занятия — это методические разработки преподавателя и искусство доносить содержание материала в понятной и наглядной для студента форме. Именно данные аспекты определяют продуктивность обучения. Очевидное преимущество, которое имеет онлайн-формат проведения занятия перед аудиторным форматом — это более рациональное распределение времени преподавателей и студентов, которым не надо приезжать на занятия в университет. Однако туризм и гостиничное дело — это, прежде всего, общение с людьми, поэтому дистанционные образовательные технологии для подготовки специалистов сферы гостеприимства должны быть минимизированы.
Проблема роста учебной нагрузки студентов сейчас активно обсуждается в СМИ. Наличие такой проблемы у некоторых студентов может объясняться, во-первых, их неумением планировать свой индивидуальный график, во-вторых, отсутствием навыков тайм-менеджмента, в-третьих, большим количеством отвлекающих факторов дома. Студенту сложно сконцентрировать своё внимание на онлайн-занятии, когда в квартире на ограниченной площади одновременно с ним находятся несколько домочадцев, каждый из которых занят своим делом. Бытовой фактор влияет на эффективность распределения учебного времени студента.
Безусловно, многие преподаватели кафедры освоили новые форматы обучения, новые информационно-коммуникационные платформы, изучили их дидактические свойства, усовершенствовали навыки использования личностно-ориентированного подхода при обучении студентов.
Сложившаяся этой весной внештатная ситуация в сфере системы мирового и национального образования создала условия для поиска, применения и адаптации в учебном процессе лучших образовательных практик. Здесь бы я привела утверждение знаменитого философа, общественного деятеля, лектора Ральфа Эмерсона: «Вы не будете расти, если не будете пытаться совершить что-то за пределами того, что вы уже знаете в совершенстве».
Рассказывает Людмила Викторовна Шарапова, доцент кафедры информационных технологий и естественнонаучных дисциплин
В основном преподаватели кафедры информационных технологий и естественнонаучных дисциплин используют инструмент Teams для проведения лекций и семинаров, так как он даёт большие возможности разнообразного показа материалов и общения со студентами. 30 % преподавательского состава предпочитает Outlook (инструмент почты давно всеми освоен и удобен), особенно если возникают технические проблемы.
Перестроиться на преподавание было сложно в первые две недели, спасибо нашим сотрудникам лаборатории вычислительной техники за помощь в настройке, организацию горячей линии поддержки.
Неумение 5 % преподавателей работать с платформой Офис 365, технические проблемы ПК, линий связи, медленный интернет или отсутствие дома компьютера, необходимость перерабатывать учебные материалы для подачи их студентам дистанционно.
Благодаря большому опыту работы, высокому профессионализму практически все преподаватели освоили работу с платформой Офис 365.
Безусловно, сформировались или были доработаны и отточены.
Онлайновый учебный процесс должен иметь совершенно другую структуру занятий, чем при очной форме обучения. Необходимо регламентировать часы лекций, вебинаров, ввести практически во все курсы коллоквиумы, контрольные работы, ограничить домашние задания, рассчитав рабочее время и преподавателей, и студентов.
Нагрузка выросла — и для преподавателей, и для студентов. От групповых занятий мы перешли к индивидуальной работе со студентами, и чем больше студентов в группе, тем больше времени уходит на работу.
Образовательный процесс — многогранный и динамический, с обратными связями, социальными гуманистическим принципами, воспитательными мерами и требованиями профессиональной подготовки. Дистанционное обучение не может этого обеспечить, но может применяться для определённых учебных мероприятий при подготовке специалистов или переподготовке профессиональных работников.
Рассказывает Елена Юрьевна Чилингир, кандидат культурологии, доцент, заведующая кафедрой рекламы и связей с общественностью РосНОУ
Первые две недели были критические, мы все просто метались. Сейчас всё наладилось, и всё хорошо. Используем доступные каналы коммуникации: Office 365, включая Microsoft Teams, переписку через обычные мессенджеры. Наши преподаватели работают с энтузиазмом, почти все переключились с лекций на семинары, дискуссии и общение со студентами, единицы остались в режиме «отправил задание — проверил задание».
У меня все материалы систематизированы и собраны, недавно вышли два новых электронных учебника, сейчас они находятся в электронной библиотеке IPRbooks, это облегчило налаживание дистанционного процесса. Другое дело, что на лекциях я часто делюсь своим опытом, привожу примеры, вот такие моменты в текст не всегда переходят. Всё-таки на лекциях есть важный момент непосредственной коммуникации.
Поначалу количество присланных вопросов было огромным, выполненные задания от студентов приходили стихийно, меня это пугало. Многие преподаватели жаловались, что студенты дёргают их по всем доступных средствам связи, начиная от социальной сети ВКонтакте и заканчивая сообщениями в WhatsApp, пишут на все известные электронные адреса, и в итоге приходится долго искать, на каком канале связи был последний диалог. У преподавателей-почасовиков не было привычки регулярно проверять почту, поэтому нам приходилось ещё и перебрасывать срочные сообщения из одного информационного канала в другой.
Я посчитала — в первые две недели у меня было восемь каналов связи! Сейчас мы в основном ушли в Office 365, хотя другие каналы коммуникации по-прежнему активно используются.
Хорошо, что основная учебная нагрузка моих студентов во втором семестре приходится на февраль-март, в апреле дипломники уходят писать дипломы, магистры уходят на практику. У меня фактически остался только первый курс, их там около пятидесяти человек.
И, несмотря на все сложности, нам удалось сохранить нашу фишку, эксклюзив — привлечение сильных специалистов-практиков для проведения мастер-классов.
Сейчас идёт индивидуальная работа с каждым студентом. Раньше студент представлял свою работу перед группой, а сейчас — только мне, а группа её не видит, что является большим минусом. Во время очного обучения большее количество тем можно было охватить меньшими усилиями. Сейчас каждый внутри своей темы, зато мне видны плюсы и минусы каждого, у студентов больше нет возможности отсидеться за спинами других.
Наши магистранты точно стали более активны. Они редко собирались очно в полном составе, потому что тяжело каждый день после работы или в субботу приезжать на учёбу, а сейчас вся группа целиком присутствует на занятиях. Мы полноценно занимаемся и общаемся, они задают много вопросов. Наверное, для тех, кто работает, онлайновая форма учёбы предпочтительней.
Например, в одну из апрельских суббот у наших магистров было три мастер-класса, они разбирали три разные темы с приглашёнными специалистами. А наши очники очень активные, им только предложи, они тут же подключаются и готовы к работе, сразу начинают спрашивать, что-то уточнять. У нас даже время занятий заканчивалось, а они всё ещё общались с приглашённым преподавателем. В вузе они, скорее всего, уже разбежались бы.
Более того, я увидела, как после отключения преподавателя студенты остаются в конференции, ещё что-то обсуждают по теме занятия, делятся мнениями, то есть они полностью добровольно задерживаются! Тоже, наверное, скучают по живому общению.
Самое приятное наблюдение за это время — многие студенты перестали пассивно получать знания и начали это делать активно, стали активными получателями знаний.
Я бы поменяла в очных занятиях следующее.
1) Сдвоенные лекции. Мы все давно к ним привыкли, это делается для того, чтобы максимально сконцентрировать пребывание преподавателя в вузе. Но это тяжело и с точки зрения восприятия информации, и с точки зрения её донесения.
Когда мы записывали видеолекции для дистанционной формы обучения, их хронометраж был тридцать минут, и это идеально. Тридцать минут преподавателю легко читать, а студенту легко воспринимать информацию и концентрировать внимание. Когда лекция идёт дольше, становится тяжело, лучше разбивать учебный материал на блоки.
Четыре академических часа лекции читается очень сложно и очно, и онлайн, и студенты воспринимают этот концентрированный поток информации с трудом. Поэтому при возвращении к очному режиму я бы убрала сдвоенные пары, надо всё-таки их разбивать. Одна лекция, а потом семинар, либо другой преподаватель.
2) Мы уже пять лет говорим о том, что не должно быть чисто очных, вечерних и заочных форматов — это всё несовременно, нам нужна некая универсальная форма. У студента должна быть возможность подключиться из дома, возможность самостоятельно искать информацию, чтобы сделать задание. Раньше нельзя было организовать такой формат, так как не было выбора, а сейчас созданы все условия для такой работы. Я думаю, такую форму можно продолжить: не обязательно ехать утром в субботу в вуз, когда можно организовать занятие дистанционно, причём оно будет не менее, а более эффективным, чем очное.
3) У нас большое количество преподавателей из других стран. Раньше, когда они подключались к учебному процессу и вели целые курсы через Skype, это было плохо с технической точки зрения: то звук пропадал, то презентация не работала, то не было видно преподавателя. Сейчас мы можем спокойно подключать их к нашей системе без потери качества и проводить подобного рода занятия. Это направление надо развивать, очень важно расширять кругозор студентов, давать им разные, свежие и новые точки зрения на предмет изучения. Студенты всегда очень хорошо отзываются о таких занятиях.
Конечно же, это ценный опыт, из которого можно извлечь много уроков. Например, что одна из главных современных компетенций — гибкость. Кто гибок и смог перестроится, тот в более комфортных условиях, кто не смог, тем, конечно, сложно.
Я помню кризис 1998 года, по сравнению с тем, что мы пережили тогда, нынешний кризис проходит легче. Хотя всё равно ситуация сложная и даже депрессивная, но есть какая-то стабильность, мы можем что-то планировать. В 1998 году мы адаптировались к новым реалиям за четыре месяца, а сейчас — за две недели.
Рассказывает Светлана Евгеньевна Воробьева, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и общих гуманитарных дисциплин РосНОУ.
Мы все ждём возвращения к обычной жизни, к обычной учёбе. Хочется всех увидеть, со всеми пообщаться вживую, не только по интернету.
Спасибо студентам за отклики, за моральную поддержку, за то, что они вообще работают, слушают лекции, отвечают на вопросы семинара.
У меня огромная, фантастическая благодарность всем информационным службам университета за ваши истории, прямые эфиры, за то, как вы рассказываете нам, что происходит. Мы с коллегами, сотрудниками на связи, я вижу, что все работают, и им тоже спасибо за решение множества административных, технических вопросов. Я постоянно к кому-то обращаюсь, ко мне обращаются, это обычный рабочий ритм жизни, так и должно быть.
Это говорит о том, что жизнь кипит, всё продолжается, главное — учёба продолжается в этих условиях. Надо не лениться, не снижать темп, а всё равно заниматься, не выпадать из учебной жизни и самое главное — не терять интерес к учёбе. Мы ради этого работаем, студенты ради этого учатся: не только чтобы узнать что-то новое, но чтобы всё время был интерес что-то открывать, узнавать, совершенствоваться.
Очень надеюсь, что скоро мы все снова встретимся на улице Радио, 22, и всё будет хорошо!
Читайте интервью со студентами РосНОУ в третьей части статьи «Учимся на расстоянии»