Изменения в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», которые вводят в действие новую модель аккредитации образовательной деятельности, вступили в силу 1 марта 2022 года. Их готовили несколько лет и обсуждали с ректорами и различными ассоциациями вузов. Перемены должны снизить бюрократическую и коррупционную составляющую и избавить высшие учебные заведения от необходимости готовить большое количество документов.
Государственная аккредитация стала бессрочной, ее больше не нужно подтверждать каждые шесть лет. Изменения коснулись и аккредитационной экспертизы: вместо соответствия программы требованиям ФГОС, образовательные организации оцениваются по аккредитационным показателям, утвержденным Минобрнауки и Минпросвещения. Информацию ведомства получают из документов, размещенных на официальных сайтах организаций, а также мониторингов и статистической отчетности. Один из важнейших показателей — диагностическая работа, по итогам которой можно оценить качество подготовки обучающихся.
Организации, имеющие государственную аккредитацию, автоматически попадают в аккредитационный мониторинг. Он позволяет ведомствам проанализировать качество образования, а образовательным организациям — увидеть свои проблемы. В этой части у вузов возникает много вопросов, руководители негосударственных образовательных организаций считают, что выпускают специалистов высочайшего уровня, но при этом при составлении мониторинга находятся в неравных условиях. Об этом в самом начале встречи рассказал ректор РосНОУ Владимир Зернов:
«Ситуация меняется. Раньше можно было по пальцам одной руки пересчитать вузы, которые считали качественными. Сейчас все согласны с тем, что есть целый ряд частных вузов, в которые без вопросов можно перейти в ведущие Вузы страны — считаю это огромным достижением. Как пример — на этой неделе прошла олимпиада по робототехнике, в числе призеров — студенты частных вузов.»
По словам заместителя руководителя федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Светланы Кочетовой, основная проблема, связанная с прохождением государственной аккредитации, заключается в неумении правильно организовать оценочные процедуры: основная проблема, связанная с прохождением государственной аккредитации, заключается в неумении правильно организовать оценочные процедуры:
«Когда образовательные организации выходят на процедуру государственной аккредитации, оказывается, что фонды оценочных средств оставляют желать лучшего, более того, сама образовательная программа не соответствует стандартам, которые нужно выполнять. Тем не менее, все пытаются пройти процедуру. Тогда мы в делаем протокол в части недопуска образовательных организаций, к процедуре. И таких случаев немало.»
Без оптимизма в сфере образования работать невозможно — считает советник руководителя Рособрнадзора, директор по развитию ГК «Просвещение» Наталья Алтынникова. Нововведения как раз и предназначены для того, чтобы дать возможность всем образовательным организациям в ходе внутренней оценки качества образования увидеть свои слабые места и устранить их.
Новая модель аккредитации включает в себя три составляющие: бессрочную аккредитацию; аккредитационный мониторинг и контрольно-надзорная деятельность. Именно третий блок позволяет устранить все недочеты: по итогам мониторинга у каждого вуза будет возможность улучшить показатели, которые нуждаются в корректировке.
Без оптимизма в сфере образования работать невозможно — считает советник руководителя Рособрнадзора, директор по развитию ГК «Просвещение» Наталья Алтынникова. Нововведения как раз и предназначены для того, чтобы дать возможность всем образовательным организациям в ходе внутренней оценки качества образования увидеть свои слабые места и устранить их.
Новая модель аккредитации включает в себя три составляющие: бессрочную аккредитацию; аккредитационный мониторинг и контрольно-надзорная деятельность. Именно третий блок позволяет устранить все недочеты: по итогам мониторинга у каждого вуза будет возможность улучшить показатели, которые нуждаются в корректировке.
«Непрохождение аккредитационного мониторинга, жалобы, недостоверно предоставленные данные, невыполнение диагностической работы в ходе аккредитации — при выявлении этих индикаторов будет включаться контрольно-надзорная деятельность. По-хорошему после работы экспертов должно появиться понимание того, что нужно сделать чтобы качество образования стало выше.»
Эксперты ведомства утверждают, что при разработке любых нововведений в первую очередь задают вопрос, как это отразится на негосударственных вузах.
Мероприятие, которое прошло по инициативе Рособрнадзора и Ассоциации частных образовательных организаций высшего образования и профессиональных организаций России — еще одно тому подтверждение. Все замечания, предложения и вопросы руководителей образовательных организаций по итогам совещания будут направлены в федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.
«Несколько десятков ректоров негосударственных вузов, которые приняли участие в этом важном и своевременном разговоре, лично и в онлайн-формате, искренне благодарили за работу и внимание к нашим проблемам. Коллеги считают, что совещание дало нам заряд оптимизма и надежду на еще более конструктивную работу.» — подчеркнул ректор РосНОУ Владимир Зернов.