О
П
Д
Т
М
К

В Российском новом университете состоялся круглый стол «Психология сегодня»

28 августа 2025
EN
Мероприятие организовали РосНОУ и Общественная палата стран Евразийского экономического союза.

26 августа в Российском новом университете (РосНОУ) состоялся междисциплинарный круглый стол «Психология сегодня». Мероприятие организовали РосНОУ и Общественная палата стран Евразийского экономического союза (ОП ЕАЭС).

Открывая мероприятие, председатель комитета ОП ЕАЭС по здравоохранению Карина Георгиевна Назарова подчеркнула: университет стал местом проведения круглого стола не случайно.

В РосНОУ создана уникальная инфраструктура, призванная помочь студентам и преподавателям сохранить здоровье и повысить стрессоустойчивость. Здесь работает Центр инновационной медицины, реализуются крайне интересные проекты и направления в области практической психологии. Я и сама училась в Российском новом университете, получила второе высшее образование и сохранила добрые и тёплые воспоминания о вузе, его преподавателях и руководителе.

Карина Георгиевна Назарова
председатель комитета ОП ЕАЭС по здравоохранению

Ректор РосНОУ Владимир Алексеевич Зернов поблагодарил выпускницу и отметил, что научный руководитель университета Сергей Петрович Капица в своей программе «Очевидное — Невероятное» уделял вопросам психологии большое внимание.

Сергея Петровича очень интересовала проблема взаимоотношения человека и машины. Таким образом он намного опередил время, когда актуальность темы искусственного интеллекта стала очевидной. Наш университет активно разрабатывает тему ИИ, изучая его различные аспекты — от проблем внедрения до воздействия на человека. В целом данное направление в России развивается стремительными темпами и весьма удачно.

Владимир Алексеевич Зернов
ректор РосНОУ

По словам генерального секретаря ОП ЕАЭС Гаянэ Владимировны Арутюнян, психолога по образованию, главное в этой профессии — умение выслушать, постараться понять другого человека.

Я родом из Донбасса, регулярно езжу туда, общаюсь с жителями и военными. Я вижу, насколько им нужно выговориться, донести до других свою боль и переживания, и понимаю, как важно помочь этим людям научиться переносить стрессы, держать себя в руках, сохранять способность трезво рассуждать и не поддаваться деструктивным эмоциям.

Мы окажем любую посильную помощь, чтобы программы, разработанные психологами РосНОУ,  получили распространение в вузах стран бывшего СССР, а в перспективе — стран ШОС и БРИКС.

Гаянэ Владимировна Арутюнян
генеральный секретарь ОП ЕАЭС

Доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии и психологии труда РосНОУ Александр Сергеевич Огнёв рассказал о психологических особенностях жизни человека в условиях интенсивного внедрения искусственного интеллекта. Он привёл данные исследования китайских учёных, согласно которым соматические расстройства имеют 8,7% современных студентов, обсессивно-компульсивные симптомы — 37%, проблемы с межличностной чувствительностью — 22%. Риск депрессии отмечен у 19% учащихся, риск тревожности — у 16,2%, проблемы с враждебностью — у 7,2%, фобические проявления — у 20,7%, параноидальные тенденции — у 13,9%, психотические симптомы — у 13,2%.

Доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии и психологии труда РосНОУ Александр Сергеевич Огнёв рассказал о психологических особенностях жизни человека в условиях интенсивного внедрения искусственного интеллекта. Он привёл данные исследования китайских учёных, согласно которым соматические расстройства имеют 8,7% современных студентов, обсессивно-компульсивные симптомы — 37%, проблемы с межличностной чувствительностью — 22%. Риск депрессии отмечен у 19% учащихся, риск тревожности — у 16,2%, проблемы с враждебностью — у 7,2%, фобические проявления — у 20,7%, параноидальные тенденции — у 13,9%, психотические симптомы — у 13,2%.

Александр Сергеевич Огнёв
профессор кафедры общей психологии и психологии труда РосНОУ

Кандидат психологических наук, заведующая кафедрой общей психологии и психологии труда РосНОУ Эльвира Валерьевна Лихачёва рассказала о технологии достижения благополучия личности в современных условиях. Она подчеркнула, насколько важно чётко отслеживать причинно-следственные связи в условиях неопределённости.

Если молодой человек плохо информирован о происходящем вокруг, это вызывает у него тревогу. Увеличение объёмов потребляемой информации, необходимой для того, чтобы понять происходящее, приводит к стрессу. Потребность учиться разбивается о переутомление и гиподинамию, а увеличение количества контактов с окружающими людьми приводит к коммуникационным проблемами и неизбежным конфликтам. Молодые люди вынуждены постоянно разрешать явные или скрытые противоречия. Они хотят влиять на других, но при этом быть независимыми. Хотят побеждать и выигрывать, но не терять друзей. Хотят романтических отношений, но и душевного равновесия.

Помочь студентам призваны различные методики и технологии: песочная терапия, метафорические карты, прибор «Кардиокод», позволяющий выявить стресс на ранних стадиях, знакомый всем «Полиграф», с помощью которого можно отследить подсознательные реакции на те или иные раздражители.

Эльвира Валерьевна Лихачёва
заведующая кафедрой общей психологии и психологии труда РосНОУ

Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии труда РосНОУ Марина Анатольевна Хмелькова рассказала о валеологии — науке, занимающейся индивидуальным здоровьем человека на основе комплексного изучения резервов организма, а также влияния внешних и внутренних факторов.

Эта наука находится на стыке педагогики, психологии, биологии и медицины. Она действует на опережение, работая не с самой проблемой, а с причинами её возникновения, причём до того, как ситуация зайдёт слишком далеко. Я уверена: в контексте городского проекта «Московское долголетие» и национального проекта «Активная жизнь» именно валеология может помочь всем нам более ответственно относиться к собственному здоровью.

Марина Анатольевна Хмелькова
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии труда РосНОУ

Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии труда РосНОУ Полина Александровна Козинцева выступила с докладом «Трансформация границ подросткового „Я“ в цифровом пространстве».

Современный подросток живёт в условиях гибридной реальности, где физическое и цифровое пространство переплетаются, образуя сложную экосистему субъектного опыта. Традиционные психологические конструкты, такие как границы личности и идентичность, подвергаются глубокой трансформации, требуют переосмысления с позиции как классических, так и постклассических теорий развития. Социальные сети, мессенджеры, онлайн-игры — это не просто инструменты общения, а целые миры, в которых подросток конструирует свою идентичность. При этом более 60% подростков считают онлайн-опыт таким же реальным, как оффлайн. Иными словами, обидное сообщение в чате переживается ими так же остро, как и конфликт в классе.

Нередко и такое явление как наличие у подростков нескольких аккаунтов в социальных сетях, из которых один — официальный, доступный для родителей, другой — учебный, его смотрят учителя, третий — закрытый, для друзей, а есть и другие аккаунты, где ребёнок может под разными никами выступать в роли кого угодно. Всё это приводит к созданию «гибридной реальности», в которой жизнь подростка протекает одновременно в физическом и виртуальном пространствах.

Полина Александровна Козинцева
доцент кафедры общей психологии и психологии труда РосНОУ

При этом, как отметила Полина Александровна, цифровая среда не только размывает границы, но и даёт подросткам инструменты, чтобы свои границы осознавать и защищать. Как следует из опросов ВЦИОМ, более 60% школьников знакомы с понятиями «границы», «токсичные отношения», «самоуважение», причём в основном именно благодаря онлайн-источникам.

В завершение мероприятия выступил магистр психологии, преподаватель кафедры общей психологии и психологии труда РосНОУ Дмитрий Сергеевич Фадеев, который отметил, что за последние годы количество научных публикаций, посвящённых профессиональному выгоранию, значительно возросло, — учёные пытаются понять, в чём суть проблемы и как её решить.

Поскольку выгоревших становится всё больше и больше, очевидно, что существующие подходы не работают или недостаточно эффективны. Впрочем, уже понятно главное: термин «выгорание» имеет много общего с термином «утомление», а значит, корни проблемы следует искать на стыке психологии и медицины. Пока всё не зашло слишком далеко, помочь человеку могут психологи, а когда синдром уже сформировался, — только врачи. Поэтому важно не ждать, пока всё само пройдёт, тем более что такая тактика не работает, а проявлять активность в поисках решения своих проблем, ориентируясь на принцип: «Я — это не то, что со мной происходит, а то, как я с этим обошёлся».

Дмитрий Сергеевич Фадеев
преподаватель кафедры общей психологии и психологии труда РосНОУ
«Мозг ленив, для его развития нужно делать что-то новое, непривычное»
В РосНОУ состоялась Неделя психологического здоровья.
Похожие записи
Горячая линия для студентов
Адреса и телефоны

Версия для слабовидящих

Настройка размеров шрифта
Настройка межбуквенных интервалов
Настройка цветовой схемы
О
П
Д
Т
М
К
С изображениями / Без изображений

Задать вопрос

Добавить соц. сеть

Удаление соц.сети

Вы хотите удалить этот профиль?
Это действие нельзя будет отменить