Многие годы люди учатся в вузах, но работодатели зачастую недовольны тем, насколько выпускники вузов готовы к работе. Почему так происходит? Как преодолеть разрыв между качеством знаний, умений молодых специалистов и реальными практическими задачами?
Проблема касается не только работодателей, но и самих выпускников. В то время как компании по всему миру испытывают кадровый голод, выпускники сталкиваются со сложностями трудоустройства.
Как университету устранить разрыв между подготовкой выпускников и запросами работодателей? Соединить обучение с работой! Новая концепция профессионального образования, которую реализует Российский новый университет (РосНОУ), а также другие ведущие вузы, базируется на принципе work based education — «обучение на основе работы».
Рассказывает Наталья Печерица, начальник управления международных образовательных программ и академической мобильности РосНОУ:
— Вузам надо понять, как готовить своих студентов к выполнению реальных практических задач на конкретном рабочем месте, добиться конкурентоспособности выпускников на рынке труда, их соответствия потребностям работодателя. Необходимо внедрять в образование новый принцип — интегрировать работу в обучение.
Чтобы построить успешную карьеру в другой стране, надо быть максимально хорошо знакомым с особенностями её законодательства, ведения бизнеса, культурными реалиями. Но, поскольку любой бизнес международен и выстраивается по общим экономическим законам, знакомство с мировым опытом — непременное условие для построения карьеры.
Недавно одно из крупнейших международных аналитических агентств GFK провело опрос обучающихся на программах MBA и Executive MBA. 80 % респондентов отметили, что важно получать образование именно в той стране, в которой планируешь строить карьеру, при этом — обязательно знакомиться с работой зарубежных компаний на практике.
Российский новый университет организует обмен рабочими практиками на основе договоров с вузами разных стран: в РосНОУ проходят рабочую практику студенты-маркетологи, логисты, IT-специалисты, дизайнеры, переводчики и лингвисты.
— На основе запросов от зарубежных вузов мы ищем компании соответствующего профиля и организуем стажировки под запросы конкретного студента, это большая индивидуальная работа, — рассказывает Наталья Печерица. — Интересно, что во всём мире студенты платят за рабочую практику. Например, стоимость её прохождения в США — порядка 10 тысяч долларов. Наши студенты оплачивают только административные расходы и расходы на проживание.
Первым партнёром РосНОУ по work based education стал Гонконгский политехнический университет: для его студентов российский вуз ежегодно организует рабочие практики в различных компаниях. Сегодня география обмена рабочими практиками расширилась: к университету из Гонконга присоединились вузы континентального Китая, Японии и Словении. Российский новый университет начал работать с ними по данному направлению, обеспечивая студентам 6-8-недельную практику в компаниях в соответствии со специализацией.
— Внедрение work based education приносит пользу всем участникам образовательно-рабочего процесса, — отмечает Наталья Печерица. — Университет выпускает конкурентоспособных специалистов. Работодатель получает бесплатную рабочую силу и возможность расширить кругозор благодаря взаимодействию с представителями разных культур. Выпускник осваивает ценные практические навыки непосредственно в профессиональной среде и знает, что ответить при трудоустройстве на традиционный вопрос специалиста по управлению персоналом: есть ли у вас опыт работы?
В Гонконге прохождение рабочей практики — неотъемлемая часть обучения, без этого невозможно получить степень бакалавра.