О
П
Д
Т
М
К
Владимир Алексеевич Зернов, ректор Российского нового университета

Владимир Алексеевич Зернов — ректор Российского нового университета (РосНОУ), доктор технических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования (РАО), председатель совета Ассоциации частных образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций России (АНВУЗ России), член правления Российского союза ректоров, член попечительского совета Ассоциации иностранных студентов России, член совета Российского профессорского собрания.

Владимир Алексеевич Зернов — заслуженный работник высшей школы РФ, почётный работник науки и техники РФ, лауреат премии Правительства РФ.

Фото Владимира Алексеевича для СМИ 

Биография
Правила жизни
История из студенческой жизни

Ректор Российского нового университета (РосНОУ) с 1991 года — момента основания вуза. Член-корреспондент Российской академии образования (РАО).

В. А. Зернов родился 2 января 1952 года в поселке Красная Яруга Ракитянского района Белгородской области, окончил Краснояружскую среднюю общеобразовательную школу и заочную физико-математическую школу.

В 1969 году поступил в Московский физико-технический институт (МФТИ) на факультет общей и прикладной физики, специальность «Радиофизика».

В 1975 поступил в аспирантуру МФТИ, по окончании которой защитил кандидатскую диссертацию, с присвоением степени кандидата физико-математических наук.

Параллельно с учёбой в аспирантуре и подготовкой диссертационного исследования занимался научной, преподавательской и административной деятельностью в МФТИ: старший научный сотрудник МФТИ, секретарь комитета ВЛКСМ МФТИ, старший преподаватель кафедры «Общей физики» МФТИ, заместитель секретаря парткома КПСС МФТИ.

С 1985 назначен инструктором, а затем консультантом отдела науки и учебных заведений МК КПСС. С 1990-го — директор фонда «Культурная инициатива».

С 1991 года возглавляет АНО ВО «Российский новый университет», г. Москва.

В 2002 году защитил докторскую диссертацию по теме «Оптимизация управления качеством образования в негосударственном секторе высшего образования», с присвоением учёной степени доктора технических наук. В 2002 году также получил учёное звание профессора.

В. А. Зернов неоднократно входил в члены рабочих групп при Госсовете по вопросам образования, в состав совета по науке и образованию при Президенте РФ. Является экспертом в области методологии обеспечения конкурентоспособности российского образования.

Автор более 200 научных и методических работ по вопросам образования, включая 6 монографий.

Один из основателей негосударственного  образовательного сектора России, председатель Совета Ассоциации частных образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций России (АНВУЗ России).

В. А. Зернов состоит в следующих профессиональных организациях: член правления Союза ректоров России, член правления Ассоциации юридических вузов России, председатель экспертного Совета по частно-государственному партнёрству в образовании при Государственной Думе РФ.

Входит в состав редколлегии журнала «Высшее образование в России».

Активно занимается научной работой, исследованием и внедрением медицинской техники для диагностики и профилактики сердечно-сосудистых и других заболеваний.

Сфера научных интересов — вопросы качества образования, критерии оценки вузов, влияние их эффективности на развитие экономики, государства и общества, а также исследование радиофизических характеристик радиосигналов, исследование энергоинформационных возможностей человека.

Горжусь тем, что удалось осуществить некоторые мечты молодости.

Никогда не зарекаюсь делать или не делать чего-либо. Жизнь рассудит сама.

Ненавижу давать советы и много обещать.

Люблю жизнь. Люблю, когда удаётся решать сложные задачи.

Обещаю себе следовать намеченной цели и не отвлекаться. В 30 лет я смотрел на жизнь с большим оптимизмом, чем сейчас.

Счастье — это когда тебя любят, когда тебя понимают, когда есть сильная команда, которая конструктивно тебе оппонирует и фактически развивает твои мысли.

Момент, который хотел бы повторить в жизни, — чувство вселенской радости. Такое было только 12 апреля 1961 года.

Что хотелось бы успеть? Увидеть в реальности воплощение идей, над которыми мы с единомышленниками работаем всю жизнь.

Мой идеальный день начинается с хорошей зарядки.

Вечером перед сном стараюсь читать или слушать аудиокнигу — это лучшее для успокоения. Слушаю только классику, сейчас читаю Викентия Вересаева, это личный врач Льва Толстого.

Себе в молодости я бы дал совет: большему научиться и больше набить шишек.

Жалею о том, что иногда давал слабину и нарушал свои принципы.

Я никогда не смогу предать себя, изменить своему делу.

Мои жизненные правила в 30 лет и сегодня мало изменились, разве что стали более прагматичными, розовой пелены почти не осталось.

Ярких воспоминаний студенческой жизни множество: это общение с великими мыслителями, встречи на научных конференциях с Петром Леонидовичем Капицей — такая глубина мысли! — лекции его сына Сергея Петровича, Виталия Лазаревича Гинзбурга, Бориса Викторовича Раушенбаха, Георгия Васильевича Коренева, Бориса Евсеевича Чертока, Никиты Николаевича Моисеева…

 

«Когда делегация Российского союза ректоров была в университете Тохоку, одном из ведущих частных университетов Японии, мы посетили несколько научных лабораторий.
В одной из них замечаю человека, которого, кажется, когда-то встречал. Уже собираемся уходить, а он: «Нет-нет, давайте к нам!». Смотрю: перед нами богато накрытый стол — чай, угощения и даже редкий сорт саке. Такой теплый прием, как у русских.

И вот показавшийся мне знакомым человек спрашивает:

— Владимир Алексеевич, вы меня не помните?

Выяснилось, что 47 лет назад мы вместе с ним были в одном студенческом строительном отряде. Вообще наша молодость пришлась на прекрасное время. Молодежь активно участвовала в жизни страны. Мы самозабвенно учились и жили ее интересами. Каждый стремился внести максимальный вклад в благосостояние народа.

Студенческие стройотряды помогали развитию народного хозяйства: осваивали целину, убирали урожай, работали на заводах, занимались строительством объектов. И вот, несколько стройотрядов МФТИ отправили на Камчатку. Мы там отработали и вернулись домой. Вдруг в ректорат Физтеха приходит письмо от секретаря Усть-Большерецкого райкома партии: «Трое ваших студентов в непотребном виде днем прошли по нашему поселку городского типа, чем опозорили…» — и прочее в этом духе. За ужасный поступок партийный деятель, естественно, требует выгнать хулиганов из комсомола.

Я был членом комитета комсомола МФТИ. Идет заседание комитета. Ребята рассказывают, как всё было. Предыстория такая. На Камчатке очень ветрено. У студентов, как приехали на полуостров, один за другим начался насморк. И никакие лекарства не помогали. Ребята мучились-мучились, наконец, спросили у местных жителей: как вы лечитесь? Те ответили: купаемся в радоновых озерах!

Утром трое молодых людей пришли на озеро, видят — невдалеке кто-то плещется. А в это время года были сильные туманы. — Мужик, привет! — крикнули они. Никто не ответил. Студенты пожали плечами и начали купаться. Вдруг у одного из парней выпучились глаза. Рядом поднялся и встряхнул с себя воду… огромный медведь. Ребята в ужасе бросились наутёк. Никому и в голову не пришло одеваться. В таком виде добежали до лагеря.

Парень, который нас тепло принимал в Японии, как раз был одним из нарушителей общественного порядка. Почему он меня запомнил? Оказывается, на заседании комитета комсомола я сказал: «Если кто-то из присутствующих, встретив медведя, поступил бы иначе, пусть голосует за их исключение из комсомола. А я не могу».

Я давно забыл об этом. А он уже много лет живет в другой стране, занимается наукой и до сих пор помнит».

Приёмная ректора

Ксения Михайловна Крылова — секретарь ректора

Александра Викторовна Долганова — референт ректора

105005, г. Москва, ул. Радио, д. 22
Владимир Алексеевич
О детстве

Это было послевоенное время, мы часто наталкивались на остатки военных припасов. Однажды в овраге обнаружили то ли подбитый танк, то ли БТР.

И ещё, когда переезжали, мне было тогда восемь лет, пешком пришлось несколько километров корову гнать. Я удивился, насколько коровы умные животные. Они всё понимают, как люди. Мы разве что не общались. То есть не разговаривали, но общались на 100%. По Кларку мы должны понять язык животных в ближайшее десятилетие, а наш они понимают уже давно.

О мечтах

В детстве все хотели быть космонавтами. Мы просто выросли на этом…

В жизни хотелось бы успеть решить некоторые проблемы, связанные с познанием человека, а также добиться, чтобы наш вуз и равные ему получали адекватную поддержку государства.

В жизнь претворилась лишь крошечная часть моих идей.

Если бы я занимался более чистой наукой, то добился несравнимо большего, наверное.

В глубине души я понимаю, что я больше учёный, чем администратор. Однако всю жизнь приходится заниматься административной работой. Мечтаю выйти на пенсию и заняться наукой.

О РосНОУ

У нас в университете собрана очень сильная, возможно, сильнейшая в стране научная команда. Это лучшие выпускники лучшего факультета МФТИ лучшего вуза СССР. Наш плюс в том, что мы не боимся брать на работу людей, которые умнее нас. Это всегда заставляет расти. У нас как в спорте — чуть замешкаешься, и тебя затопчут. У меня такие случаи были. В меня врезалась девушка, которая на лыжах не умела тормозить, это ещё хорошо, что она не врезалась в дерево.

Мы задумывали гуманитарный Физтех. Но, к сожалению, не имея государственной поддержки, реализовать задуманное невозможно. То, что задумывалось и что получилось — разные вещи. Планируешь одно, а жизнь вносит коррективы. Но если по-крупному посмотреть, что-то всё-таки удалось.

РосНОУ я вижу развитым научно-инновационным комплексом. Наука и образование — это два сообщающихся сосуда. Чем выше наука, тем выше образование. Серость есть серость, от неё нужно уходить, поэтому мы стараемся, чтобы на любом факультете, наряду с традиционными преподавателями, были яркие личности.

Об интересе к науке

У меня этот интерес лет с одиннадцати, а может, с десяти. Я никак не мог понять, почему небо синее и как оно меняет свой цвет. Я тогда перечитал все книги в библиотеке, чтобы это как-то объяснить. Но соответствующие законы я понял, уже обучаясь в институте. Оказалось, что там всё очень просто.

В детстве я перечитал всё, что касалось необыкновенной физики или необъяснимых явлений, очень любил книги по географии. Любимая книга — «Капитан Сорви-голова» Луи Буссенара. Это Южная Африка, горы, приключения, фантастическая книга!

Я в детстве настолько хорошо выучил географию, что когда у нас в Италии украли атлас, я по памяти вывел всю делегацию на нужную дорогу, помнил, где какой поворот.

Одно время я хотел заниматься сельским хозяйством, наукой, связанной с изучением почвы, растений, животных. Был такой момент в жизни. В жизни бывают такие парадоксальные повороты, что невольно удивляешься: временами человек очень сильно о чём-то жалеет, а потом, через какое-то время, радуется, что этого не произошло.

Об общественной деятельности

Общественная деятельность — это когда есть избыток энергии, мы же строили коммунизм, мы реально в него верили.

О свободном времени

Его практически не бывает. Единственное, что удаётся — иногда чуть-чуть поспать, вот и всё свободное время. Когда есть возможность — пишу либо читаю. Обожаю фантастику, мемуары (Георгия Константиновича Жукова, Константина Константиновича Рокоссовского). Люблю смотреть научно-познавательные фильмы BBC, Discovery.

Об альма-матер

Я из села приехал поступать в Москву. Случайно узнал, что проводится олимпиада в московский Физтех, приехал сюда, первый раз был в столице, боялся в метро ездить, поэтому значительную часть пути прошёл пешком. У меня был маленький чемоданчик, который я держал двумя руками — боялся, украдут. Так дошёл до Савеловского вокзала, сел на электричку, приехал в Долгопрудный. Затем я освоился и уже через какое-то время переехал в Москву.

Я достаточно случайно попал на лучший факультет Физтеха, где заведующим кафедрой был Андрей Дмитриевич Сахаров, я бывал на его лекциях, семинарах, знал его, и он нас очень увлёк. И тогда мы поняли, что надо бороться за свои идеалы и интересы.

О полёте Юрия Гагарина

Есть события, которые навсегда откладываются в памяти. Таким стало для меня двенадцатое апреля 1961 года. Тогда я жил в маленьком селе, у нас не было даже электрического освещения. Но мы узнали, что наш гражданин первым полетел в космос. Я никогда не видел такой всеобщей радости и душевного подъёма, как в тот день. Наверное, это сравнимо только с нашим священным праздником — Днём Победы.

О взаимопонимании поколений

Эта проблема остаётся актуальной на протяжении последних тысячелетий. Мы помним ещё у древних греков и римлян: «Нынешнее поколение уже не то».

О любимых напитках

Я раньше очень любил кофе и постоянно его пил, сейчас стараюсь поменьше. Утром пью чай, а уже к вечеру — немного кофе.

Любимая книга

«Три мушкетёра» (А. Дюма), «Как закалялась сталь» (Н. Островский), «Затерянный мир» (А. Конан Дойл).

Любимый режиссёр

Эльдар Рязанов, Станислав Говорухин, Леонид Гайдай.

Любимый фильм

«Бело солнце пустыни», «Белый тигр», «Место встречи изменить нельзя», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»

Любимый мультфильм

«Жил-был пёс», «Ёжик в тумане», «Трое из Простоквашино»

Кумиры в науке, инженерном деле

Сергей Павлович Королёв, Пётр Леонидович Капица, Никола Тесла.

Новости
Памяти первого ректора
В Московском физико-техническом институте прошёл вечер памяти первого ректора МФТИ Ивана Фёдоровича Петрова.
Памяти учёного
В Институте космических исследований РАН состоялось торжественное мероприятие — была открыта мемориальная доска одному из его основателей, Гурию Петровичу Ступакову, академику РАН и РАМН, известному в СССР и мире учёному, бесспорному лидеру в области авиационной и космической медицины.
Классика на все века
В интеллектуальном центре Московского государственного университета прошло общее собрание Ассоциации классических университетов России.
С любовью и уважением
Владимир Зернов, ректор Российского нового университета о 14 февраля.
В Общественной палате РФ обсудили продвижение российской системы высшего образования в международном пространстве
В мероприятии приняли участие Российский союз ректоров, РАН, РАО, общественные советы при профильных органах власти. Цель — понять, как российской высшей школе отстаивать конкурентоспособность в условиях дискриминации со стороны западных рейтинговых агентств и профобъединений.
Поздравление с Татьяниным днем!
С днем рождения, Владимир Алексеевич!
Горячая линия для студентов
Адреса и телефоны

Версия для слабовидящих

Настройка размеров шрифта
Настройка межбуквенных интервалов
Настройка цветовой схемы
О
П
Д
Т
М
К
С изображениями / Без изображений

Задать вопрос

Добавить соц. сеть

Удаление соц.сети

Вы хотите удалить этот профиль?
Это действие нельзя будет отменить