В Российском новом университете (РосНОУ) состоялся мастер-класс для преподавателей и психологов Тульского Суворовского военного училища, посвящённый песочному моделированию и работе с метафорическими картами. Провёл мастер-класс доктор психологических наук, профессор РосНОУ Александр Сергеевич Огнёв.
Сначала работа проводилась со штатными психологами училища: они обучались новым технологиям, их применению на практике. На втором этапе психологи, используя изученные методики, работали со своими воспитанниками. Затем работа велась с офицерами-воспитателями, которые при помощи песочного моделирования и метафорических карт выстраивали программы воспитательной работы.
— Александр Сергеевич, в чём суть преподаваемых вами методик?
— Если человек делает упор только лишь на знания, которые добываются рациональным путем, то рано или поздно он сталкивается с большой проблемой: объёмы огромные, а эти знания зачастую не нужны в жизни. Факультет отвечает за формирование у студентов ряда универсальных компетенций: самоорганизации, саморазвития, умения выстраивать программу самообучения. И эти навыки мы оттачиваем с помощью, например, визуально-кинетического моделирования. Что это такое? Создаётся метафорический образ ситуации, и, в рамках манипуляции с этим образом, последний доводится до такого уровня, который устраивает человека.
— А как можно создать образ?
— Очень просто. Я прошу вас с помощью метафорических карт дать описание своего идеального состояния. И вы создаёте рассказ. Во время составления рассказа у вас появляются разные мысли и эмоции. С их помощью может быть выражена степень значимости для вас того или иного человеческого качества. Рассказ обычно строится по принципу «путешествие героя». Если брать научную подоплёку этого путешествия, то это этапы субъектогенеза: от момента целеполагания до момента реализации цели и рефлексии над полученным результатом. В процессе такой деятельности происходит обретение неких новых ресурсов, их применение на практике. Человек соединяет обретённые знания с эмоциональными кодами.
— Каким именно образом?
— Фигурка, выбираемая человеком и помещаемая им в песочнице на определённое место, это метафора. Мы подталкиваем человека к саморефлексии: узнаём, какая телесная реакция у него возникает, когда он видит фигурку (или композицию фигурок), какие эмоции у него появляются, какие мысли ему приходят, как хочется себя вести. Если мы видим, что в каком-то из этих звеньев появляется негативная составляющая, значит, на уровне подсознания человек чем-то недоволен. Нас, по сути, не интересует, чем именно он недоволен, нас интересует, как помочь ему обрести состояние благополучия. Мы просим сразу перестроить эту картину таким образом, чтобы достичь в ней гармонии.
В ходе перестраивания картины на интуитивном уровне подбирается некая метафора, которая описывает план будущих действий. И тогда возникает эффект конгруэнтности — гармоничного сочетания положительной эмоции с позитивными телесными ощущениями, позитивным настроем, которые также показывают, что человек трезво оценивает происходящее и понимает, как он будет реализовывать замыслы на практике.
— Карты и фигурки исключительно субъективно нагружены, или могут иметь также объективное значение?
— Когда мы говорим о смысле, это всегда субъективная нагрузка. Но есть определённые предпочтения, определённые культурные коды. Потому что из огромного количества метафорических карт и фигурок выбор идёт в пользу каких-то конкретных, другие, напротив, исключаются. И мы видим определённые сюжетные линии, которые символизируют удачный и неудачный выбор. Во-вторых, важно, какой фактор запускает поиск из того огромного количества образов, которые у каждого из нас есть. До какой степени их много, показывают наши сны. Когда мы с этим работаем, то создаём некий аналог состояния сна.
— Какая реакция на проводимый мастер-класс была у коллег из Тульского Суворовского военного училища?
— Крайне положительная. К примеру, психологи по достоинству смогли оценить предлагаемые на мастер-классе технологии. Что касается самих воспитанников — для них это очень привлекательный метод. Предлагаемые нами методики сами по себе и диагностичны, и реалистичны: можно находить новые решения, о которых раньше даже не думали.
Основной нашей задачей было доказать, что главный инструмент педагога — его собственная личность. С ней можно и нужно работать.