О
П
Д
Т
М
К

Геймификация, общедоступность электронных ресурсов, главенствующая роль преподавателя в образовательном процессе

30 ноября 2022
Автор: Шигапова Мария Андреевна, пресс-секретарь
EN
Экспертные советы при Комитете Госдумы по науке и высшему образованию провели в РосНОУ круглый стол по цифровой трансформации.

Цифровизация общества, распространение интернета, активное задействование университетами возможностей информационных технологий стали предпосылками цифровой трансформации образования. Ведомственная программа цифровой трансформации Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации» завершается в 2023 году, и уже можно подвести предварительные итоги. Экспертные советы при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию по вопросам развития информационных технологий в сфере образования и науки и по вопросам негосударственного сектора образования и государственно-частного партнёрства в сфере образования провели в Российском новом университете круглый стол на тему «Цифровая трансформация образовательных организаций высшего образования: состояние, проблемы и перспективы реализации».

Открыл мероприятие председатель Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию по вопросам негосударственного сектора образования и государственно-частного партнёрства в сфере образования, председатель Совета Ассоциации частных образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций России Владимир Зернов. Он заявил, что задача высокого собрания — донести принятое по итогам заседания решение до руководства профильных министерств — Минобрнауки России и Минцифры России.

На круглом столе были обсуждены приоритетные направления цифровой трансформации процессов управления и образования в российских университетах, их переход на отечественные программные и аппаратные средства, проблемы информатизации вузов негосударственного сектора.

Были заслушаны презентации представителей МГТУ имени Н. Э. Баумана, Института стратегии развития образования РАО, Университета управления «ТИСБИ», компании «Лабмедиа» и другие.

Куратор Экспертного совета, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Олег Смолин подчеркнул, что цифровая трансформация — серьёзная задача, которая нуждается в комплексном решении. Вице-президент РАО Михаил Стриханов отметил, что решение этой задачи разбивается на ряд тактических и стратегических подзадач.

Начальник управления образовательных стандартов и программ МГТУ имени Н. Э. Баумана Татьяна Гузева рассказала о «качественной и прогрессивной» электронной образовательной среде вуза, поскольку миссия университета — подготовка инженеров, которые «создают мир». Она представила информационную систему «Электронный университет», развиваемую с 2005 года и в настоящее время растиражированную на филиалы вуза. Рассказала о принципах работы в системе, в том числе, возможностях реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся.

Руководитель Центра цифровой трансформации государственного управления факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова Павел Кондрашов затронул такую проблему цифровой трансформации, как унификация наименований процессов в деятельности различных вузов по созданию образовательных систем, а также их интеграцию. Сказал он и о чисто технических трудностях: некоторые элементы неотделимы от электронной среды, возникают сложности с их выгрузкой и использованием. Не оставил без внимания и вопрос технической оснащенности: многие вузы через 5 лет будут вынуждены менять и вычислительную технику, и системы коммуникационного обеспечения, из-за истечения срока амортизации. Вывод, сделанный докладчиком: все университеты осуществляют цифровую трансформацию в меру возможностей материально-технического оснащения, поэтому уровень информатизации в различных вузах разный, хотя цель — построение единого образовательного пространства.

Ректор «ТИСБИ» Дмитрий Поляков сообщил, что вузом ведётся работа по повышению качества и доступности электронной образовательной среды большинству обучающихся. Благодаря многолетнему развитию информационных технологий университету удалось обучить более тысячи студентов с ограниченными возможностями здоровья: за эту социально значимую работу Олег Смолин выразил Дмитрию Полякову отдельную благодарность и сказал, что общедоступность электронных ресурсов — важнейшая задача современного образования.

Ректор «ТИСБИ» проанализировал информационные системы ведущих негосударственных университетов и отметил, что вне зависимости от формы обучения, все они эффективно применяют смешанные форматы, решают проблему замещения программных средств и внедряют отечественное программное обеспечение.

Основатель компании «Лабмедиа» и платформы BoxBattle Валерий Леонтьев рассказал о такой проблеме, как усталость студентов от работы с цифровыми ресурсами и отсутствие заинтересованности. — Главная проблема хорошего контента в том, что до него не могут добраться, отсутствует вовлечённость, — заметил Валерий Леонтьев и рассказал о необходимости развивать у студентов не негативную мотивацию карательными мерами («не зайдёшь на электронные ресурсы — не получишь зачёт»), а позитивную, создаваемую при помощи геймификации. На платформе BoxBattle, «мирно соседствующей с основной платформой вуза», студенты проходят квесты, сражаются с духами классиков русской литературы, получают вознаграждение. Надпись, появляющаяся в конце квеста, невольно повышает самооценку любого студента: «Вы победили Ивана Сергеевича Тургенева».

Президент Современной гуманитарной академии Михаил Карпенко рассказал о задаче цифровой трансформации — развитии массового образования и подготовке кадров для экономики и культуры. Он подчеркнул, что «издержки» цифровизации — вытеснение фигуры учителя, поэтому в процессе технологических преобразований важно сохранить баланс между новейшими технологиями и ролью педагога.

Академик РАО Михаил Левицкий в продолжение темы заметил, что из 100% непосредственно на долю самих цифровых образовательных ресурсов, не связанных с организационной работой вуза и управлением учебным процессом, приходится только 20%, а ведь именно они несут в себе образовательную составляющую.

Развитие цифрового образования требует экспертизы и менеджмента знаний. На круглом столе много говорилось об управлении знаниями как основным активом вузов: необходимо не только хорошо управлять современными технологиями, но и знаниями. Содержательная часть образования не должна страдать ни из-за перекоса в сторону информатизации, ни из-за увеличения нагрузки преподавателей, полноценно работающих и в электронной образовательной среде.

Вы смотрите
Геймификация, общедоступность электронных ресурсов, главенствующая роль преподавателя в образовательном процессе
30 ноября 2022
Похожие записи
Горячая линия для студентов
Адреса и телефоны

Версия для слабовидящих

Настройка размеров шрифта
Настройка межбуквенных интервалов
Настройка цветовой схемы
О
П
Д
Т
М
К
С изображениями / Без изображений

Задать вопрос

Добавить соц. сеть

Удаление соц.сети

Вы хотите удалить этот профиль?
Это действие нельзя будет отменить