Проректор РосНОУ по качеству образования и аккредитации выступил на круглом столе «Профессиональные стандарты в подготовке специалистов по управлению документацией в условиях цифровой трансформации: проблемы обучения и трудоустройства».
Мероприятие состоялось в рамках научно-практической конференции «Управление документацией в цифровой среде» в Российском технологическом университете МИРЭА.
Участники круглого стола обсуждали, каким должен быть современный университет, как профессиональные стандарты повлияли на качество подготовки выпускников, насколько совпадают требования профессиональных стандартов к выпускнику и требования работодателей к сотруднику и каким должен быть идеальный выпускник вуза. Последний вопрос вызвал особенно горячие споры.
По мнению экспертов, у разных работодателей различные требования к специалистам. Согласно ФГОС по каждому направлению подготовки универсальные и общепрофессиональные компетенции сформулированы, а профессиональные компетенции образовательная организация определяет сама на основании профессиональных стандартов.
«Профессиональная компетенция выбирается с ориентацией на обобщенные трудовые функции, которые есть в каждом профстандарте. По ФГОС образовательная организация может выбрать одну или несколько обобщенных трудовых функций. Но если их десять, а выбрана одна, можно ли говорить, что выпускник в полной мере соответствует требованиям профстандарта? А если образовательная организация выбрала из одного стандарта одну компетенцию, из другого — другую, из третьего — третью — получается сборная солянка. Такой специалист с одной стороны соответствует данному направлению подготовки, а с другой — знает многое, но недостаточно глубоко. Вывод простой. Одного образования сегодня мало. Вуз готовит специалиста широкого профиля, который знает азы и основы, а «заточенность» под конкретного работодателя уже происходит в рамках практической деятельности и/или дополнительного образования». — считает Игорь Дарда.
По словам Игоря Владимировича, в РосНОУ реализуется проект, в рамках которого студенты в процессе учебы осваивают программы ДПО и получают сразу два диплома — о высшем и о дополнительном профессиональном образовании. Возможностью получить более глубокие знания по будущей профессии воспользовались уже более ста человек, в том числе из филиалов.
Программы дополнительного образования ориентированы на различных специалистов: менеджеру пригодится программа по юриспруденции, экономисту — набор навыков по менеджменту, для юриста будут очень полезны знания экономики и управления процессами. Профессионалу, который успешно строит карьеру, нужно понимать, как руководить людьми, выстраивать технологические цепочки и соблюдать законы.