Кинолекторий РосНОУ состоялся накануне Дня защитника Отечества и начался с просмотра кульминационного момента фильма «Александр Невский». В фильме полководец произносит крылатую фразу: «кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!».
Ведущие мероприятия, преподаватели Василий Иванович Кирмикчи и Владимир Иванович Рашкулёв, отметили, что классическая кинолента созвучна современной истории России, и перешли непосредственно к предмету занятия — истории русской живописи.
Тема настолько необъятна, что охватить её в рамках одной лекции невозможно. Ведущие кинолектория взялись за сложную культурологическую задачу и рассказали о русском искусстве в период с XIV по XX века.
По словам В. И. Кирмикчи, основой изобразительного искусства Древней Руси была иконопись, получившая развитие с принятием христианства. Основные виды живописи — иконы («икона» в переводе с греческого «образ, лик»), фрески (роспись по сырой штукатурке), мозаики и книжные миниатюры. Иконы изображали Христа, Богоматерь, апостолов, святых; использовались во внутреннем убранстве церквей. Храмы расписывали мастера из Византии.
Новый период в развитии русской культуры, ознаменовавший переход от иконописи к светскому искусству, наступил в первой половине XVIII века. Влияние на искусство оказали реформы Петра I, который привозил в Россию картины иностранных художников, привлекал их к преподаванию. В центре внимания светского искусства — человек, позднее — пейзаж. Живопись становится реалистичной.
Продолжил тему В. И. Рашкулёв. Владимир Иванович рассказал о появлении реализма и показал слайды с картинами великих русских живописцев. Исторические полотна Василия Ивановича Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»), работы бытового жанра Ильи Ефимовича Репина («Крёстный ход в Курской губернии», «Бурлаки на Волге»), пейзажи Ивана Ивановича Шишкина («Рожь», «Полдень. В окрестностях Москвы»).
Многие художники надеялись выгодно продать работы на аукционах, найти покупателей среди знатных особ. В. И. Суриков питал надежду, что его картину «Боярыня Морозова» приобретёт государь. Но было ли это возможно? Религиозный раскол на Руси — поистине драматическое событие: ощущение смятения и одновременно ужаса вызывает и лицо староверки-бунтарки, которую везут на допрос, и скованные от мороза пальцы босого юродивого, и нарочитый след от полозьев саней.
Затронул историк и тему социалистического реализма. Один из его представителей — Аркадий Александрович Пластов. На картине художника — убитый подросток-пастух, жухлая трава, лающая собака вслед удаляющемуся, еле заметному самолёту. Эту картину любил Сталин, она висела в его кабинете. Человек, благодаря которому страна победила в тяжелейшей битве с фашизмом, ставшей всенародной трагедией. — На картине Пластова «Фашист пролетел» мы особенно чётко прослеживаем связь искусства с самыми драматичными моментами в жизни страны. Сердце щемит, и дух захватывает, — сказал преподаватель.
Один из главных выводов, сделанный историком: искусство никогда не существует само по себе: — Искусство имеет неразрывную связь с политикой, отражает важнейшие исторические события. Почему был востребован реализм? Человек хотел видеть на картине то, что его окружает, а искажение реальности воспринимал как обман. Реализм воссоздавал образы с максимальной точностью.