— Наталья, расскажите об истории рейтинга.
— В 2010 году Российский новый университет выпустил пилотный проект. Это был конкурс «Лучший школьный сайт», в котором за три месяца приняли участие около 400 школ, представивших свои сайты. Интернет-активность российских образовательных учреждений подтвердила востребованность внешней оценки качества школьных ресурсов, и в феврале 2011 года организатор и генеральный партнёр конкурса, РосНОУ и издательство «Просвещение» (сейчас — ГК «Просвещение»), учредили Общероссийский рейтинг школьных сайтов. Хочу отметить, что на тот момент подобных проектов не было. Несколько раз рейтинг проводился дважды в год. В этом году вышел «юбилейный», 15-й рейтинг.
— Зачем участвовать в рейтинге? Как поддерживаете интерес к нему?
— Участие в рейтинге позволяет сотрудникам образовательных организаций посоревноваться между собой, сравнить себя с другими, а конкуренция — это всегда хорошо. Прохождение самообследований и общение с экспертами — возможность взглянуть на свои интернет-ресурсы под другим углом, исправить неточности, усовершенствовать структуру подачи информации. Это делает сайты более удобными для пользователей: становится проще искать и находить необходимые сведения.
Мы каждый год совершенствуем свои критерии, чтобы «старичкам»-участникам с нами было интересно, а новички стремились бы достичь уже качественно новых показателей. Да и всегда приятно видеть у себя на сайте значок «Победитель Общероссийского рейтинга», который актуализируется и обновляется ежегодно.
— В какой-то момент все школьные сайты были унифицированы.
— Да, унификация сайтов учебных заведений произошла сравнительно недавно, об этом свидетельствует приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 14.08.2020 N 831. Но ещё до этого появились компании, которые предложили образовательным организациям размещение информации на их унифицированных порталах. Если углубиться в наш рейтинг, то такие сайты можно легко распознать, они идентичны по структуре. Но не все сайты выглядят одинаково. Многие делают порталы самостоятельно, просто руководствуясь приказом, но хуже от этого сайты не становятся (улыбается).
— Сколько школ сегодня участвует в рейтинге? Из каких регионов?
— На данный момент у нас 8790 участников из 84 регионов, которые разделены по шести категориям: сайты детских садов, школ, колледжей, дополнительного образования, общешкольной тематики, персональные сайты учителей. Примечательно, что больше всего участников из Московской области (3000), Москвы (766), Севастополя и Крыма (313). Самые крупные группы — школы и детские сады, за ними уверенно следуют персональные сайты учителей.
— Чем учителям интересен проект?
— Как показывает практика, у учителей самый интересный контент. У них есть свои методики преподавания, учебные пособия, которыми они охотно делятся именно на персональных страницах. Когда творчески и одновременно ответственно подходишь к работе, всегда греет мысль, что плодами твоего труда могут воспользоваться другие, кому это может пригодиться в ежедневной деятельности, и что твой труд может оценить на высокий балл независимый эксперт, благодаря чему можно занять первое место в категории.
— Чем проект дорог лично Вам?
— Я очень много лет работаю в образовании и понимаю, насколько контент важен для всех, кто задействован в процессе обучения, будь это родители, педагоги, дети или проверяющие инстанции. Очень приятно видеть, что благодаря нашему рейтингу многие сайты исправляют неточности или ошибки, и информация становится более структурированной и качественной.