Более 20 логопедов из развивающих центров Москвы проходят обучение по дополнительной профессиональной программе «Практикум по звукопроизношению» в Российском новом университете. Программа рассчитана на 36 часов.
3 декабря слушатели посетили 5-часовую лекцию старшего преподавателя-логопеда с 35-летним опытом, автора методических пособий и публикаций в профильных изданиях Ольги Борисовны Сапожниковой.
Они освоили методики работы с детьми, которые имеют речевые нарушения, способы постановки звуков, основы психологической подготовки.
В начале занятия Ольга Борисовна проверила техническую оснащенность специалистов — все ли взяли на занятие медицинские перчатки (логопед взаимодействует с ротовой полостью ребенка, первое правило — стерильные руки) и у всех ли на столе — зеркала. Зеркало для логопеда — рабочий инструмент.
Участники практикума провели репетицию занятия с ребенком: выполнили задания, на собственном примере оценили корректность «вызывания» звуков и эффективность методов механической работы.
Преподаватель предложила универсальный алгоритм взаимодействия логопеда, родителей и ребенка, в котором каждый нацелен на систематическую работу и достижение результата.
Важную роль в занятиях играет подготовительная работа. Надо проводить упражнения по развитию мышечной силы языка. — Их много, — пояснила логопед. — Например, вы занимаетесь постановкой звука «р». Для этого хорошо подойдут упражнения «Грибок», «Гармошка», «Лошадка».
Ольга Борисовна рассказала о речевом развитии детей по онтогенезу Татьяны Борисовны Филичевой — одного из ведущих в России специалистов в области дошкольной и коррекционной педагогики, — назвала сроки формирования у ребенка отдельных звуков, перечислила полезные для работы учебные пособия.
Логопед подробно остановилась на постановке шипящих звуков «ш», «щ», сонорных «л», «р» и так называемых «аффрикатов» — «ц», «ч». Она рассказала о вспомогательных инструментах: шпатели с широким краем и их заменители (счетная или ватная палочка), зонды с шариком на конце, деревянные и металлические ложечки.
Рассказала преподаватель и о пользе интерактивных игр. Они всегда находят отклик у ребенка. Самые простые приспособления вызывают у детей бурный восторг. Многим нравится звенеть в колокольчик, когда звуки звучат правильно, а это приучает ребенка к нормативному произнесению, считает логопед.