О
П
Д
Т
М
К

Логопед Ольга Борисовна Сапожникова: «В начале работы необходимо определить тип речевого нарушения»

6 декабря 2023
Автор: Шигапова Мария Андреевна, пресс-секретарь
EN

Более 20 логопедов из развивающих центров Москвы проходят обучение по дополнительной профессиональной программе «Практикум по звукопроизношению» в Российском новом университете. Программа рассчитана на 36 часов.

3 декабря слушатели посетили 5-часовую лекцию старшего преподавателя-логопеда с 35-летним опытом, автора методических пособий и публикаций в профильных изданиях Ольги Борисовны Сапожниковой.

Они освоили методики работы с детьми, которые имеют речевые нарушения, способы постановки звуков, основы психологической подготовки.

В начале занятия Ольга Борисовна проверила техническую оснащенность специалистов — все ли взяли на занятие медицинские перчатки (логопед взаимодействует с ротовой полостью ребенка, первое правило — стерильные руки) и у всех ли на столе — зеркала. Зеркало для логопеда — рабочий инструмент.

Участники практикума провели репетицию занятия с ребенком: выполнили задания, на собственном примере оценили корректность «вызывания» звуков и эффективность методов механической работы.

Преподаватель предложила универсальный алгоритм взаимодействия логопеда, родителей и ребенка, в котором каждый нацелен на систематическую работу и достижение результата.

Прежде чем заниматься с детьми, узнайте у родителей: чего они ждут от занятий. От точности запроса зависит эффективность речевой коррекции. К тому же, мамы и папы часто просят логопеда помочь в развитии зрительного восприятия ребенка, его памяти, логического и ассоциативного мышления.

Ольга Борисовна Сапожникова
старший преподаватель Гуманитарного института РосНОУ

Следующий шаг — определение типа речевого нарушения. По мнению специалиста, некоторые звуки можно поставить только на основе артикуляционных наработок.

Если у вас задача поставить звук «ч» — сделать это можно только после отработки звуков «т» и шипящих. Поэтому для начала оцените речевое развитие ребенка. Звук «ч» сложный, чаще всего его неправильно произносят дети с дизартрией. Это проявляется в нарушении звукопроизношения, слабости артикуляционного аппарата или задержке речевого развития. На конце или в начале слов «Чайка», «ноЧь» трудностей с произнесением звука не возникает, а в середине слов — «мальЧик», — они встречаются.

Ольга Борисовна Сапожникова
старший преподаватель Гуманитарного института РосНОУ

Важную роль в занятиях играет подготовительная работа. Надо проводить упражнения по развитию мышечной силы языка. — Их много, — пояснила логопед. — Например, вы занимаетесь постановкой звука «р». Для этого хорошо подойдут упражнения «Грибок», «Гармошка», «Лошадка».

Ольга Борисовна рассказала о речевом развитии детей по онтогенезу Татьяны Борисовны Филичевой — одного из ведущих в России специалистов в области дошкольной и коррекционной педагогики, — назвала сроки формирования у ребенка отдельных звуков, перечислила полезные для работы учебные пособия.

Логопед подробно остановилась на постановке шипящих звуков «ш», «щ», сонорных «л», «р» и так называемых «аффрикатов» — «ц», «ч». Она рассказала о вспомогательных инструментах: шпатели с широким краем и их заменители (счетная или ватная палочка), зонды с шариком на конце, деревянные и металлические ложечки.

Рассказала преподаватель и о пользе интерактивных игр. Они всегда находят отклик у ребенка. Самые простые приспособления вызывают у детей бурный восторг. Многим нравится звенеть в колокольчик, когда звуки звучат правильно, а это приучает ребенка к нормативному произнесению, считает логопед.

Я работаю в частном развивающем центре. Практикум позволил мне углубить знания в профессиональной области, узнать об эффективных методах работы с детьми для преодоления речевых нарушений.

Дилбархан Бадалова
логопед

Знаний много не бывает! Если ты хорошо овладел теорией, то важно также подробно изучить практические методы работы. На практикуме удалось воочию увидеть процесс постановки звуков, поработать самостоятельно и в парах, понять свои ошибки при выполнении упражнений.

Елизавета Зубарева
студентка РосНОУ

На занятиях мы в деталях увидели процесс звукопроизношения, узнали характеристики звуков и особенности работы с детьми, посмотрели видеофрагменты с «вызыванием» у ребенка звуков, получили полезные рекомендации.

Ольга Чаругина
студентка РосНОУ
Вы смотрите
Логопед Ольга Борисовна Сапожникова: «В начале работы необходимо определить тип речевого нарушения»
6 декабря 2023
Похожие записи
Горячая линия для студентов
Адреса и телефоны

Версия для слабовидящих

Настройка размеров шрифта
Настройка межбуквенных интервалов
Настройка цветовой схемы
О
П
Д
Т
М
К
С изображениями / Без изображений

Задать вопрос

Добавить соц. сеть

Удаление соц.сети

Вы хотите удалить этот профиль?
Это действие нельзя будет отменить