— Марина Михайловна, где вы работали до Российского нового университета?
— Я окончила МАТИ — Московский авиационный технологический институт имени К. Э. Циолковского, получила профессию инженера-конструктора-технолога радиоэлектронной аппаратуры. 15 лет проработала по специальности в электронной промышленности, на московском заводе «Эра».
Но жизнь изменчива. В 90-е годы на предприятиях сократились заказы, мы месяцами не получали зарплату, не ясны были цели и перспективы работы. Чтобы выжить, инженерам и техникам, которые столько лет осваивали сложнейшую специальность, пришлось искать подработку, идти в газетные киоски, соглашаться на низкоквалифицированную работу. На заводе нас не увольняли, но мы уходили оттуда сами. Это был развал военно-промышленного комплекса (ВПК).
Социально-экономические преобразования в России привели к высвобождению большого числа кадровых военных, инженеров, государственных служащих, управленческого персонала министерств и исполнительных органов, научных работников и других специалистов. Формирование нового правового, политического, информационного, экономического пространства вызвало потребность в специалистах в области юриспруденции, финансов, бухгалтерского учёта, аудита, психологии, туризма, гостиничного дела. Оставшиеся не у дел люди были вынуждены интегрироваться в новые социально-экономические отношения без должной поддержки государства, последствия экономического и структурного кризиса ощутила на себе большая часть населения страны.
В 2001 году на базе отдела был сформирован факультет второго высшего образования. Хотелось бы отметить сотрудников, которые внесли значительный вклад в подготовку и переподготовку специалистов. С первых дней мне посчастливилось работать с Викторией Валерьевной Батколиной, которая прошла путь от методиста до исполнительного директора Гуманитарного института РосНОУ. На факультете в разное время работали Надежда Викторовна Суханова, Марина Николаевна Апатенкова, Мария Александровна Гореликова, Марина Николаевна Посевкина.
Первыми специальностями факультета были экономика и юриспруденция. Более тысячи слушателей прошли обучение по программам второго высшего образования, совершенствовали свою квалификацию без отрыва от основной деятельности, выбирали заочную, очно-заочную форму или группы выходного дня. В основном, слушателями были профессионалы, которые пришли к нам с предприятий ВПК, других промышленных предприятий, из министерств, образовательных организаций.
— Что бы вы могли сказать о своих первых студентах?
— Могу отметить их сплочённость. Группы были очень дружные, многие продолжили общение и по окончании учёбы.
Для меня и моих коллег были актуальны и интересны вопросы образования взрослых, в том числе получение второго высшего образования. Мы провели исследование с целью анализа причин профессиональной мобильности и отношения студентов к их новому профессиональному выбору. Основной задачей стало изучение проблемной ситуации, предшествующей смене профессии, а также характерных особенностей процесса профессиональной мобильности студентов.
Очевидно, что в такой ситуации актуализировались вопросы получения второго высшего образования, а развитие системы образования взрослых приобретало стратегическую значимость.
— Сегодня кажется, что чуть ли не каждый второй вуз готовит менеджеров. Нужны ли они стране в таком количестве?
— Я за фундаментальное, широкопрофильное образование. Если у человека прочный фундамент, он способен развивать и совершенствовать свои профессиональные компетенции, переучиваться с учётом меняющихся условий трудовой деятельности и находить себе применение.
Если человек умеет только на кнопки нажимать, наверное, его и подобных ему специалистов скоро заменят роботы. Мир очень быстро меняется. Конкурентным можно считать специалиста, который имеет явные преимущества благодаря личному и профессиональному потенциалу, способен выдерживать конкуренцию, преодолевать препятствия, добиваться успехов в жизни и профессии.
— Какие компетенции специалиста по управлению персоналом вы бы отметили?
— Специалист по персоналу первым встречает будущего работника предприятия, от него в значительной степени зависит качество, конкурентоспособность персонала организации. Очень важно подобрать инструменты и определить критерии, позволяющие сделать правильный выбор.
Очень важная профессиональная компетенция — отличное знание трудового законодательства, кадрового делопроизводства, профессионального стандарта и всех сопутствующих вопросов. Я рекомендую постоянно обращаться к профессиональным интернет-ресурсам, которыми пользуюсь и сама: «Справочник кадровика», «HR-директор — директор по персоналу», «Охрана труда», «Кадровое дело» и другие, так как в этой сфере деятельности происходят очень быстрые изменения.
— К чему нужно быть готовым рекрутёру? Какие «подводные камни» у профессии?
— Профессиональное выгорание. Поэтому я рекомендую студентам находить стажировки в крупных компаниях, которые придерживаются кадровой политики, предусматривающей большие возможности для карьерного роста.
Важно менять вид деятельности: документационное обеспечение, поиск, привлечение, подбор и отбор, адаптация персонала, его оценка и аттестация, развитие персонала, корпоративная культура и социальная политика, мотивация и оплата труда. Собственно подбор персонала — это лишь часть работы специалиста по персоналу, в крупных компаниях у него очень много разных функций и совсем другой социальный лифт.
— Где работают выпускники РосНОУ?
— У нашего вуза хорошая репутация. Поэтому выпускники РосНОУ, как правило, не имеют проблем с трудоустройством, работают специалистами по персоналу в разных отраслях, в консалтинговых компаниях, рекрутинговых агентствах.
— Чем наш университет привлекает абитуриентов?
— В Российском новом университете очень доброжелательная атмосфера и много других плюсов. Те, кто окончил РосНОУ, приводят друзей и знакомых, как говорится, срабатывает «сарафанное радио».
— Чего вы ждёте от наступающего года? Какой подарок был бы самым желаемым?
— Хороших студентов на все формы обучения.