О
П
Д
Т
М
К

«Нужно учить студентов тому, что ИИ делать не может, — мыслить критически и творчески»

26 сентября 2025
Автор: Юрченко Алёна Александровна
EN
Владимир Зернов выступил на конференции «Человек и искусственный интеллект».

23-24 сентября в Московском кадетском корпусе «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ» прошла международная научно-практическая конференция «Человек и искусственный интеллект: тенденции развития образования в эпоху искусственного интеллекта».

Организаторы конференции: Главное управление кадров Министерства обороны РФ, Российская академия образования (РАО), «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ».

Секции конференции:

  • «Искусственный интеллект: педагогические и психологические аспекты»;
  • «Традиционные духовно-нравственные и семейные ценности в эпоху цифровизации и искусственного интеллекта»;
  • «Искусственный интеллект в образовательной деятельности: возможности и риски»;
  • «Практико-ориентированные технологии применения искусственного интеллекта»;
  • «Дидактика и качество образования в условиях цифровой трансформации» (секция прошла в Казанском суворовском военном училище МО РФ);
  • «Здоровьесберегающие технологии в условиях цифровизации образования» (секция прошла в Российской академии образования на базе Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена).

Академик-секретарь отделения философии образования и теоретической педагогики РАО Михаил Львович Левицкий отметил, что ИИ имитирует поведение, похожее на интеллектуальное, и обучается на человеческих алгоритмах, но при этом не мыслит и не чувствует.

Президент группы компаний Cognitive Technologies Ольга Анатольевна Ускова подчеркнула, что положение страны определяется уровнем развития высоких технологий, которыми обладает государство.

Академик РАО, декан факультета журналистики МГУ Елена Леонидовна Вартанова рассказала об осознанном медиапотреблении и понятии «цифровая свобода».

Директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Юлианович Себрант рассказал о пользе новой и массовой робототехники в повседневной жизни.

Ректор МАДИ Артём Иванович Ажгилевич призвал при обучении студентов не просто реагировать на изменения и вызовы настоящего, а создавать кадры будущего.

Академический директор образовательной технологической платформы «Яндекс Учебник» Роман Сергеевич Левин предложил организовать взаимодействие с нейросетями так, чтобы развивать у студентов и школьников чувство компетентности, причастности к важному делу и удовольствия от процесса.  

Ректор Российского нового университета (РосНОУ), академик-секретарь отделения профессионального образования РАО Владимир Алексеевич Зернов рассказал о том, как вузам нужно меняться на системном уровне, чтобы оставаться конкурентоспособными на глобальной арене. Он подчеркнул, что университет будущего — это не просто место передачи знаний, а центр развития критического мышления, креативности, навыков сотрудничества и лидерства, заявив о необходимости внедрения гибридных онлайн- и офлайн-форматов, создания индивидуальных образовательных траекторий с помощью ИИ и развития цифровой образовательной среды университета.

Чтобы университеты не остались в прошлом, им нужно кардинально пересмотреть свои подходы, они должны готовить специалистов, способных работать вместе с ИИ, создавать его и управлять им, а не конкурировать с ним. Искусственный интеллект — это не просто новый предмет, а вызов всей системе. Нужно учить студентов тому, что ИИ делать не может, — мыслить критически и творчески, а саму образовательную среду с помощью новых технологий делать гибкой и персонифицированной.

Владимир Алексеевич Зернов
академик РАО, ректор РосНОУ

Директор Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В. Д. Поленова Наталья Федоровна Поленова рассказала о вычислительном искусствознании: чтобы оживить картину, нейросеть должна её «понять».

Академик РАО, директор института педагогики и психологии образования МГПУ Александр Ильич Савенков заявил, что когнитивные способности детей, которые слишком часто обращаются к помощи нейросетей, снижаются, поэтому в каждой школе должен появиться педагог-психолог, который будет заботиться о ментальном здоровье и заниматься психогигиеной учеников.

Академик РАО, заведующий кафедрой истории и философии образования факультета педагогического образования МГУ Владимир Пантелеймонович Борисенков отметил, что в развитых азиатских странах, например, в Японии и в Сингапуре, преподаватели учитывают психологические особенности учащихся при интеграции ИИ в образовательный процесс, и этот позитивный опыт хорошо бы заимствовать и в России.

Начальник Московского кадетского корпуса «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ» Лариса Юрьевна Максимова рассказала об успешном опыте внедрения в их образовательном учреждении системы «Цифровой дом „Пансион воспитанниц“».

Академик РАО, научный руководитель лаборатории Центра воспитания и развития личности РАО Ольга Владимировна Гукаленко сообщила о невозможности замены педагога нейросетью в ближайшем будущем: «Искусственный интеллект не может передать нам духовно-нравственные ценности, научить наших детей эмпатии, эта область навсегда останется прерогативой человека».

Похожие записи
Горячая линия для студентов
Адреса и телефоны

Версия для слабовидящих

Настройка размеров шрифта
Настройка межбуквенных интервалов
Настройка цветовой схемы
О
П
Д
Т
М
К
С изображениями / Без изображений

Задать вопрос

Добавить соц. сеть

Удаление соц.сети

Вы хотите удалить этот профиль?
Это действие нельзя будет отменить