О
П
Д
Т
М
К

Обратная сторона первого полёта

15 апреля 2021
EN

Всему миру известна дата 12 апреля 1961 года, когда лётчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на корабле «Восток-1» совершил первый полёт в космос. Он провёл в космическом пространстве 108 минут и вернулся на Землю героем. Об этом прорыве для всего человечества нам рассказывают в школе на уроках истории, каждый год Гагарину посвящают передачи, документальные фильмы, книги.

Но, как и любого явления, у первого полёта была и своя обратная сторона. С какими техническими трудностями и рисками столкнулся первый человек на орбите? Что могло пойти не так и почему? Получилось ли справиться с нештатными ситуациями на борту корабля?

Об этом — в статье студенческого медиацентра E-NOTE.

Во-первых, кто если не Гагарин?

Юрий Гагарин был не единственным претендентом на полёт, изначально кандидатов было 20. Из них отобрали шестерых: Ю. А Гагарин, Г. С. Титов, Г. Г. Нелюбов, А. Г. Николаев, В. Ф. Быковский, П. Р. Попович. Все шестеро успешно прошли испытания в январе 1961 года. Но как выбрать из шести достойных лётчиков того, кто навсегда войдёт в историю человечества? Главным соперником Юрия Гагарина был Герман Титов, выпускник Сталинградского военного авиационного училища, лётчик-истребитель. Именно он стал дублёром Гагарина. Титов был выносливым, сильным физически и духовно и обладал необходимым опытом. Он идеально подходил и по техническим параметрам. Но очерёдность, в какой лётчики отправятся в космос, комиссия утвердила именно такую: Гагарин, Титов, Нелюбов (он, кстати, в космос так и не полетел), Николаев, Быковский, Попович.

Почему Титов не стал первым космонавтом? Юрий Гагарин в своей книге «Дорога в космос» писал: «Он был тренирован так же, как и я, и, наверное, способен на большее. Может быть, его не послали в первый полёт, приберегая для второго, более сложного». Действительно, Герман Титов 6 августа 1961 года совершил полёт в космос продолжительностью 25 часов 18 минут. Герман Титов стал вторым человеком в космосе, но первым человеком, который провёл там более суток.

photo_2021-04-13_12-40-42
Непредвиденные ситуации на борту

На самом деле было не исключено, что Юрий Гагарин летит в один конец. Во время первого полёта человека в космос произошло около десятка нештатных ситуаций, но ни одна из них не стала фатальной и не повлияла на успешный исход.

Не закрылся люк

После посадки Юрия Гагарина в корабль «Восток», утром 12 апреля 1961 года, было обнаружено, что один из трёх контактов посадочного люка не замкнулся. Состояние данного контакта было критически важным: именно благодаря ему на спуске после отстрела крышки люка должен был запускаться таймер катапультирования космонавта. По указанию генерального конструктора Сергея Королева люк был открыт, контакт поправлен, а люк закрыт заново.

Слишком высокий полёт

При запуске выведение корабля на орбиту проходило в штатном режиме, но один из приборов сломался, и команда на выключение двигателя центрального блока ракеты не прошла. Выключение прошло по запасному варианту с запозданием на полсекунды и превышением расчётной скорости на 22 м/с. В результате, когда закончила работу третья ступень, корабль оказался на нерасчётной орбите с апогеем (высшая точка орбиты) на 85 км выше, чем планировалось. «Восток» должен был оказаться на орбите с параметрами 182,5 км в перигее на 217 км в апогее, но её параметры составили 175 на 302 км. Штатная орбита была рассчитана так, чтобы корабль мог вернуться на Землю за счёт трения об атмосферу примерно за четверо суток, если не сработает тормозная двигательная установка. На достигнутой орбите корабль мог находиться до месяца, в то время как системы жизнеобеспечения «Востока» были рассчитаны максимум на 10 суток. Если бы не сработала тормозная двигательная установка, первый космонавт бы погиб.

photo_2021-04-13_12-22-22
Экстремальный спуск

Во время спуска корабль пошёл по более пологой траектории, чем было рассчитано. Это произошло потому, что тормозная двигательная установка потеряла часть топлива из-за неполного закрытия обратного клапана наддува бака горючего. Так скорость корабля «Восток-1» удалось снизить лишь на 132 м/с, а не на 136 м/с, как было запланировано. Корабль был раскручен до значительной угловой скорости, затем долго не происходило отделение приборного отсека. «Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Получился «кордебалет»: голова-ноги, голова-ноги с очень большой скоростью вращения. Всё кружилось. То Африку вижу, то горизонт, то небо…», — вспоминал потом Гагарин.

Сильные перегрузки

Первый космонавт во время спуска корабля испытал огромные перегрузки — такие, от которых вполне мог потерять сознание. Юрий Гагарин вспоминал: «Был такой момент, примерно секунды 2–3, когда у меня начали „расплываться“ показания на приборах. В глазах стало немного сереть», — вспоминал космонавт. Потеря фокуса зрения и потемнение в глазах явный признак того, что дело идёт к потере сознания. Гагарин смог выдержать и это испытание.

Незапланированное приземление

Приземлиться Гагарин должен был в Хвалынском районе Саратовской области. Однако из-за неполадок, описанных выше, Гагарин не долетел до обозначенной точки посадки 180 километров. Когда кресло с Гагариным катапультировалось из спускаемого аппарата, космонавт увидел не запланированную для посадки местность. «Я сразу увидел большую реку. И подумал, что это Волга. Больше других таких рек нет в этом районе», — вспоминал Гагарин.

Без воздуха

Гагарин спускался на Землю в герметичном скафандре. После раскрытия основного парашюта космонавт должен был открыть клапан, чтобы можно было дышать атмосферным воздухом, но открывающий трос затерялся в складках одежды. Из-за этого Гагарин шесть минут не мог достать клапан и только с помощью демаскирующей оболочки и зеркала вытащил трос и смог открыть клапан.

photo_2021-04-13_12-22-21
На двух парашютах

После катапультирования над Гагариным последовательно раскрылись тормозной и основной парашюты, а затем из нагрудного ранца вышел и запасной парашют. Такое было предусмотрено схемой спуска, хотя и представляло некоторую опасность. Сначала запасной парашют провалился вниз, не раскрывшись. Гагарин вспоминает: «Я стал спускаться на основном парашюте. Опять меня развернуло к Волге. Затем раскрылся запасной парашют, раскрылся и повис. Так он и не открылся. Произошло только открытие ранца. Спустя какое-то время раскрылся второй парашют. Дальше я спускался на двух парашютах…».

Без лодки и пистолета

Носимый аварийный запас (НАЗ) — 30-килограммовая укладка с самым необходимым для выживания, включая надувную лодку — должна была спускаться под ногами космонавта, прикреплённая длинной стропой к скафандру. Но во время спуска НАЗ выпал.

«Открылся НАЗ и полетел вниз. Через подвесную систему я ощутил сильный рывок и всё. Я понял, НАЗ пошёл вниз самостоятельно. Вниз я посмотреть не мог, куда он падает, так как в скафандре это сделать нельзя — жёстко к спинке привязан», — вспоминал Гагарин. К счастью, потеря тридцати килограммов груза сделала космонавта легче, и его отнесло от берега.

Несмотря на все трудности первого полёта, посадка Юрия Гагарина была мягкой. Советский космонавт прилетел из космоса и попал в Саратовскую область, а заодно и на страницы истории.

Мы по праву можем гордиться тем, что наши соотечественники первыми во всём мире сделали полёт человека в космос возможным, и верить, что сфера ракетостроения и космонавтики в нашей стране будет развиваться и не стоять на месте.

photo_2021-04-13_12-22-23
Похожие записи
Горячая линия для студентов
Адреса и телефоны

Версия для слабовидящих

Настройка размеров шрифта
Настройка межбуквенных интервалов
Настройка цветовой схемы
О
П
Д
Т
М
К
С изображениями / Без изображений

Задать вопрос

Добавить соц. сеть

Удаление соц.сети

Вы хотите удалить этот профиль?
Это действие нельзя будет отменить