Доценты кафедры философии, кандидаты исторических наук Владимир Иванович Рашкулёв и Василий Иванович Кирмикчи рассказали историю нескольких столетий, объяснили суть последствий религиозного раскола на Руси, предпосылки которого сформировались ещё в 14 веке.
Лекторий прошёл на одном дыхании. Рассказ удовлетворил живое любопытство аудитории. В рамках лекционного курса теме отведено минимальное количество часов. А на занятии можно было получить колоссальный объём информации сразу от двух экспертов, облегчить себе подготовку к экзамену и посмотреть историко-приключенческий фильм-лидер проката 1971 года — «Последняя реликвия» с Александром Голобородько и Ингридой Андриней в главных ролях.
Василий Иванович Кирмикчи представил панораму исторических событий 17 века, когда официально было установлено крепостное право и появилась династия Романовых: перед правителем Алексеем Михайловичем встала задача укреплять власть, расширять связи во всех областях, проводить ряд преобразований. Духовная скрепа могла бы объединить общество, но новые церковные обряды были греческими и отличались от сложившихся на Руси. Не было и единства слова божьего: заимствованные тексты переписывались в русских монастырях «списателями», которые добавляли в них что-то своё, библейское повествование утрачивало первозданный вид. Преподаватель рассказал о противостоянии, возникшем между протопопом Аввакумом и патриархом Никоном, представил их подробные биографии и суть религиозного спора, вызвавшего церковный раскол и появление старообрядчества.
Русь была языческой, и появление в религиозной картине мира русского человека ещё одного, греческого, бога было чем-то противоестественным. — Установление христианства на Руси прошло тернистый и даже кровавый путь, — отметил Владимир Иванович Рашкулёв. — И сегодня вопрос религии — не рядовой. Это ключевой момент в истории России, в культуре любого народа. На Руси религиозный раскол носил прежде всего моральный, а во вторую очередь — политический характер.
Хотя и политики в этом вопросе было достаточно. Став патриархом всея Руси, Никон потребовал себе от царя титул великого государя, фактически, соправителя России. Царь согласился: ему нужна была стабильность в государстве, сплочённость народа. И в 1654 году потребовал принять реформы Никона, что положило начало религиозному расколу.
Вводились новые религиозные обряды: креститься тремя пальцами (символ трёх ипостасей бога), писать Исус с двумя «и», изменить клеймо на просвирах, использовать кресты с перекрестьем, указывающим дорогу в рай и ад. Однако староверы не понимали и не принимали церковных новшеств: если священные ритуалы, которые были, отменяются, значит они не священны? А если мы раньше не знали новых обрядов и должны вдруг их принять — значит, они не настоящие? Как можно быть верным богу дважды и по-разному? Это отказ от святости церкви. Насаждение новых церковных законов было поистине драматичным событием.
Рассказ сопровождался показом слайдов: портретов патриархов, участников событий религиозного раскола, и картин русских художников на тему спора о вере.
В конце лекции историк отметил, что в современной России мирно уживаются православие, католичество, ислам и индуизм, пожелал слушателям получить удовольствие от просмотра фильма и обратить внимание на мудрые реплики героев.