В день рождения великого ученого Сергея Петровича Капицы прошла презентация научных школ университета по всем направлениям под общим названием «Неочевидное — вероятное».
Заинтересовать студентов исследованиями, показать возможности современной науки с помощью увлекательного предметного общения и обмена идеями с теоретиками и практиками, воспитать потребность в постоянном совершенствовании — призваны научные школы. В РосНОУ их более двадцати, в «День влюбленных в науку» в рамках работы тематических секций студенты получили максимум информации о каждой.
На секции «Неочевидное вероятное в современной экономике» доктор экономических наук, профессор РосНОУ Татьяна Михайловна Регент работала с автором известной научно-просветительской телепрограммы и рассказала студентам о том, каким Сергей Петрович был в науке и в жизни.
Профессор РосНОУ, доктор экономических наук Валентин Владимирович Чайников посвятил свое выступление общим подходам и самым актуальным вопросам в своей области.
Во второй части секции солировали будущие ученые. Студентов разделили на три группы, у каждой было свое направление и ровно двадцать минут для того, чтобы сформировать видение ситуации и направлений научных исследований по предложенной тематике: «Комплексная оценка потенциала территорий для разработки и реализации стратегий социально-экономического развития»; «Направления развития финансово-экономической системы в целях экономического роста и обеспечения финансовой стабильности»; «Исследование проблем развития и оценка эффективности Евразийской экономической интеграции в условиях глобализации».
Выступления впечатлили участников и гостей. Они были яркими, креативными и очень глубокими. Участники продемонстрировали отличное знание материала и глубину. Итоги некоторых изысканий будут представлены на международной конференции РосНОУ «Цивилизация знаний» в апреле.
Участники секции, посвященной естествознанию, которую модерировал доктор физико-математических наук, лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники, заслуженный профессор РосНОУ Андрей Сергеевич Крюковский, узнали о перспективах исследований физики высоких давлений; проектировании и моделировании электронных систем, связанных с распространением и дифракцией радиоволн; и волновой теории катастроф.
«Волновая теория катастроф — это концепция, позволяющая строить лучевые структуры, волновые структуры полей, классифицировать их. Например, так можно изучать состояние ионосферы Земли. Это позволяет определять состояние связи, проводить дистанционное зондирование Земли, например, ледового покрова или лесных пожаров. Так что теория имеет конкретное практическое применение. Одна из тем на секции была посвящена компьютерному и математическому моделированию мониторинга природных сред. Наши органы чувств отражают только малую часть того, что нас окружают. Остальную информацию мы получаем за счет использования дополнительных приборов и устройств, математической и компьютерной обработки данных. Один из примеров — компьютерная томография. Мы получили информацию о работе систем организма и преобразовали ее в удобный и понятный для человека вид». — рассказал один из спикеров секции, кандидат физико-математических наук, доцент Дмитрий Владимирович Растягаев.
О практическом применении науки говорили и гуманитарии. Например, лингвистические инструменты можно использовать для решения одной из важнейших задач государственной политики страны — сохранения и укрепления семьи.
По статистике, в последние двадцать лет в России каждый второй брак заканчивается разводом. В судах применяют медиативный подход: в течение трех месяцев с помощью посредников супругов пытаются примирить — и чаще всего безуспешно. Нужен вспомогательный юрислингвистический материал для урегулирования семейных конфликтов, которым в судах просто не владеют. Тогда коммуникативные стратегии и тактики помогут в юридической практике, принесут пользу конкретным людям.
Лингвистическая безопасность — часть стратегии национальной безопасности, поэтому важно все: насколько богат язык, какими заимствованиями мы пользуемся, как учим детей, насколько грамотно и легко общаемся на самые разные темы. Чтобы прилечь в науку молодежь, нужно сделать самые актуальные научные направления популярными, рассказывать о них на языке, понятном школьникам, и это непростая задача.
В рамках четвертой секции «Неочевидное – вероятное и современный человек» были представлены и рассмотрены результаты работы научных школ, функционирующих на базе Гуманитарного института.
На секции выступили: доктор психологических наук, профессор, модератор секции Александр Сергеевич Огнев с докладом «Субъектогенетический подход к психологической саморегуляции личности»; доктор педагогических наук, профессор, Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования, академик МАНПО Людмила Степановна Подымова с докладом на тему «Развитие личности в инновационном образовательном пространстве»; доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заведующий кафедрой интеграционного и европейского права МГЮА им. О. Е. Кутафина Сергей Юрьевич Кашкин с докладом «Правовое регулирование интеграционных процессов на постсоветском пространстве»; доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии и психологии труда Валерий Сергеевич Агапов с докладом «Развитие концепции Я и самости субъекта в динамике социально-экономических преобразований России»; кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора Мемориального Музея космонавтики по научной работе Вячеслав Львович Климентов с докладом «Правовое образование, правовое просвещение, формирование правосознания населения и профилактика преступности»; кандидат филологических наук, кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного и уголовного права Лариса Николаевна Клоченко с докладом «Актуальные проблемы публичного права и уголовно-правовых наук в условиях конституционной модернизации современного общества»; заведующий лабораторией правовых исследований Вячеслав Владимирович Прядкин с докладом «Проблемы защиты прав потребителей».
На этой секции докладов и слушателей было много. Студенты с огромным вниманием слушали выступления об особенностях развития личности в инновационном образовательном пространстве и о проблемах защиты прав потребителей. Слово было также предоставлено гостям, завкафедрой интеграционного и европейского права (МГЮА им. Кутафина) Сергей Юрьевич Кашкин рассказал о правовом регулировании интеграционных процессов на постсоветском пространстве в связи с глобальными процессами в мировой политике и экономике.
Влюбленных в науку после таких тематических секций в РосНОУ точно стало больше. Но человеческие чувства тоже никто не отменял. Найти свою вторую научную половину и выучить формулы помогли студентам атомные валентинки.
Части разрезанных бумажных сердец с написанными физическими и химическими формулами раздавали в холле первого этажа всем, кто начал раннее утро с первой пары. Задача влюблённых в науку состояла в том, чтобы соединить разрезанную формулу и сердце одновременно.
Александр Сергеевич Огнев рассказал об исследованиях фундаментальных закономерностей и прикладных аспектов процессов целеполагания и целеереализации личности.
Шерлоков Холмсов и Альбертов Эйнштейнов в университете оказалось достаточно — 16 пар.
Первая формула сложилась у студенток Института бизнес-технологий и Института экономики, управления и финансов Полины Евстратовой и Юлии Карачебан.
Все получили подарки, а первым пяти победителям достались дополнительные сердца в виде брелоков РосНОУ.
В перерывах между научными дискуссиями соревновались любители интеллектуальных игр. Этот формат разработан в РосНОУ и уже хорошо известен в стране. Такие игры помогают сформировать системный подход к решению проблем, учат находить связи между явлениями из различных сфер и совершенствуют бесценный навык поиска информации. Все это очень пригодится будущим ученым и тем, кто хочет стать успешным.