При явных плюсах цифровизация негативно отразилась на правах человека и потребовала разработки новых правовых механизмов.
Пожалуй, эту мысль можно назвать основным тезисом открытой лекции заведующего кафедрой интеграционного и европейского права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), заслуженного юриста Российской Федерации, автора книги «Основы платформенного и экосистемного права», доктора юридических наук, профессора Сергея Юрьевича Кашкина. Профессор прочитал лекцию в Российском новом университете (РосНОУ) 27 мая 2022 года.
Большую университетскую аудиторию, предназначенную для масштабных мероприятий, заполнили студенты, обучающиеся на кафедре специального дефектологического образования, а также представители Института экономики, управления и финансов РосНОУ, что, вероятно, отражает сформировавшуюся в университете современную тенденцию к междисциплинарному научному и образовательному сотрудничеству.
Первыми же словами лектор захватил внимание аудитории. Он начал с того, что если проследить историю научно-технического прогресса, который существенно изменял характер производства, то очевидно, что ранее, с каждым очередным витком развития техники, человек не терял своей человеческой сущности. Появление же цифровизации не столько изменило характер производственных отношений, сколько повлияло на саму сущность человека, — отметил Сергей Юрьевич. — Люди невольно становятся рабами «цифры», мобильных телефонов и компьютеров, оказываются под их контролем. Цифровизация обезличивает человека, не позволяет ему сохранять лучшие человеческие качества, — пояснил лектор.
Цифровизация коснулась всего общества. В праве появилась теория выживания человечества, которое вынуждено искать пути самосохранения в условиях тотального цифрового контроля, а также осложняющейся военно-политической обстановки, голода, природных катаклизмов, неблагоприятной экологии, эпидемий. Ответом на вопрос, как обеспечить человечеству будущее, становится «теория устойчивого развития», включающая в себя обеспечение экологических, социальных условий жизни и эффективное управление.
— Эта теория выживания человечества базируется на ESG технологиях (экология, социальные вопросы, управление), которые призваны осуществить коллективное солидарное выживание человечества, — подчеркнул профессор. — Хорошее, сбалансированное управление всеми сферами жизни должно использовать «цифру», но «цифра» не должна подменять это управление и отношения между людьми.
Сергей Юрьевич подробно рассказал, как изменялось современное право. Сначала был изобретён компьютер, появилось информационное право. С появлением соцсетей возникло «сетевое право», ставшее механизмом управления людьми посредством социальных сетей. Затем, на основе платформенных экономических моделей с усложнением сетей и включением в новую систему искусственного интеллекта, появилось «платформенное право». Несколько платформ в результате межплатформенного взаимодействия, выхода на современные распределённые сети и более высокий уровень искусственного интеллекта формируют сегодня новое — «экосистемное право».
Если платформа представляет собой новый тип монополии, то экосистема — уже сама по себе супермонополия. — Сети, платформы и экосистемы, их интеграция представляют собой новейшие инструменты глобализации, влияющие на развитие современного мира, — сказал лектор. — Они в определённой степени начинают вторгаться и в прежде суверенные функции современного государства.
В свою очередь, экологические, социальные и управленческие проблемы развития современного общества потребовали поиска новых правовых механизмов обеспечения устойчивого развития нашей планеты как своеобразного коллективного инстинкта самосохранения человека, природы и Земли.
Сравнив эту идеологию с новомодной идеей устойчивого развития, специалист по интеграционному праву рассмотрел её применительно к проблеме прав человека и пришёл к глубокомысленным выводам:
— Либо будет найден правовой механизм создания инструмента солидарного коллективного выживания Человечества, либо правовое регулирование новейших технологий будут формулировать богатые страны, и они смогут полностью подчинить себе бедные. Всё зависит от того, кто и с какой целью будет пользоваться этими инструментами.
Если международные права человека будут формулировать богатые страны, то это сравнимо с тем, как если высокоразвитые государства будут создавать законодательство об устойчивом развитии: используя благородные идеи, они подчинят себе бедные страны. Бедным придётся «играть» по правилам богатых, то есть платить штрафы за несоответствие определённым экологическим требованиям, например, за работающие на угле электростанции — вместо установки ветряных мельниц, вырабатывающих электроэнергию. А приобретать эти устройства бедным придётся у богатых, становясь их должниками. В той или иной стране идею устойчивого развития вполне могут использовать и во вред человеку.
Профессор рассказал, что для выживания человечества в сетях, платформах и экосистемах можно было бы использовать элементы и понятия интеграционного права как инструмента поиска форм выживания. Суть его в том, что люди, которые вместе могут сделать больше, чем каждый в одиночку, находят взаимные интересы, намечают себе общую цель, продумывают путь к её достижению, средства и способы, с помощью которых каждая интегрирующаяся страна и все её граждане смогли бы получать выгоду.
— Однако за это они должны заплатить, — отметил Сергей Юрьевич. — Платой является создание общих органов управления, которым все соглашаются подчиняться, и передача им прежде суверенных полномочий государств.
В конце лекции студенты задали профессору вопросы, как создаваемые органы управления будут взаимодействовать с государственными органами управления и как в дальнейшем изменится право в связи с цифровой трансформацией всех сфер жизни общества.