Лидия Бернгардовна Шнейдер — профессор кафедры педагогического образования РосНОУ, доктор психологических наук, профессор.
Работа с гневом предполагает:
Общие рекомендации по преодолению тревожности:
Рекомендации по взаимодействию с агрессивным/гневливым/тревожным человеком (домочадцем):
Вопрос примерьте к себе. Вам бы понравилось? А пожилой родственник почему воспылал бы радостью? К тому же это может понуждать его к иным способам покинуть жилище (по крайней мере, добиться открытия квартиры). Очевидно, что таким образом можно спровоцировать беду.
Обсудите совместно с пожилыми родственниками все возможные «за» и «против» пребывания вне дома. Чаще всего суть в том, что они чувствуют себя покинутыми, никому не нужными.
Предложите им альтернативные, но приемлемые варианты:
Таким образом, ваша задача состоит не в том, чтобы «не пущать» (это самый простой, но и самый «дурной» метод), а в том, чтобы содействовать пожилым родственникам в преодолении кризисной ситуации в разных аспектах.
Cодействие биологическому выживанию:
Содействие социальному выживанию:
⇒ Индивидуальный, персональный подход на основе сотрудничества и уважения к старости.
⇒ Ненавязчивая устойчивая активность.
⇒ Терпение, терпение, терпение и обходительность.
⇒ Искренность, спокойствие и вдумчивость.
⇒ Не спешите и не вредите.
⇒ Обоюдно безопасное для жизни и здоровья общение.
Исход, как нормотипический, так и патологический никто гарантировать не может. Люди по-разному переносят одиночество, они отличаются темпераментом, привычками, способами совладающего поведения. У них разная степень жизненного опыта, психосоматической угрозы, разное отношение к сложившейся ситуации и к себе самому. Предполагаю, много трудностей будет у тех, кто в эти дни потеряет своих близких, которых толком даже похоронить не сможет. Сама по себе изоляция не есть угроза жизни. Это следует понять (или помочь понять) каждому.
Тактические и стратегические цели жизни обуславливаются характером признаваемого индивидом смысла жизни, плотского или духовного. Будучи ясно осознан или лишь бессознательно переживаем человеком, смысл жизни служит потаёнными хронометром индивидуальной экзистенции и личного бытия, посредством которого периоды истории собственной души и своего духа, так или иначе, оцениваются в форме трихотомии: истинная или неистинная, бессмысленная жизнь.
Иными словами, смысл жизни сопряжён с управляющим диагнозом душевного и духовного здоровья, понимаемого не узко психиатрически, но как притягательное, либо отталкивающее отношение человека к своему ничтожному, в сравнении с вечностью и всё-таки поддающемуся растяжению или сжатию и идущему вперёд или вспять внутреннему времени. Овладеть этим временем или потерять его — значит обрести цельную или разбитую душу, здоровый или больной дух.
(Любутин К. Н., Пивоваров Д. В.)
А будущее всегда неизвестно. Даже в стабильные временные периоды «человек предполагает, а господь располагает». Сейчас любят говорить о неопределённости, неизвестности, транзитивности. Но и раньше было то же самое. Жёстко фиксированы в жизни две точки — рождение и смерть. Причём, если первая уже известна, то вторая просто ещё не датирована. Остальное носит вероятностный характер.
И исходить надо не только из того, что потребует внешняя ситуация, а также из того, к чему вас тянет. Может быть, завтра потребуется ваше умение плести макраме, а может и нет. Может, ваши новые профессиональные навыки завтра будут не востребованы, а вот послезавтра окажутся очень уместными. Во всяком случае, если использовать ситуацию с толком, а не с причитаниями, то будет что предложить на рынке труда.
Сложности будут у всех, страхи обуревают многих, даже преуспевавших ранее. Но жизнь продолжается и в самоизоляции, и продолжится после карантина. Проранжируйте свои намерения, оцените, что вы можете предложить деловому миру, посоветуйтесь с окружающими. Может пора перестроить свою профессиональную жизнь? Может пора рывка уже настала? Превратите свою жизнь в зону реализованных, а не упущенных возможностей. И помните:
Глаза, замутнённые страхами перед несчастьями в будущем, ограничивают возможности человека видеть то, что окружает его в настоящем, и мешают его общению с другими людьми.
(В. Сатир)
— Дорогой, может, сходим куда-нибудь, посидим?
— Давай на диван?
— Отличный выбор!
Гулять можно даже в девятиметровой комнате. Везде можно построить свой Париж или сотворить свой Эверест. Сделайте за день 10 тысяч шагов в своей квартире — вот вам и Монблан! А упражнений, которые можно делать сидя или лёжа, вообще не счесть. Можно прыгать, танцевать, использовать в физических упражнениях стулья. Одна женщина в нынешних условиях совершает прогулки с палками для скандинавской ходьбы по квартире (трёхкомнатной) и весьма довольна и собою, и своим маршрутом.
С прикосновениями сложнее, если человек одинок, однако и самому можно себя поглаживать, похлопывать, делать лёгкий массаж подручными средствами. А уж если человек не одинок в квартире — обнимайтесь, поглаживайте друг друга (особенно детей, стариков) не менее восьми раз в день.
Попробуйте прикасаться к разным материалам или веществам (жидким, твёрдым), переберите ткани, книги, фотографии, верхнюю одежду, вдохните летучий аромат духов. Самоизоляция — не повод «протухнуть». Запахи можно получить и в ванной комнате, просто добавляйте ароматы в воду (хотя бы стружку от пахучего мыла или просто морскую соль) и наслаждайтесь!
А вы поищите сами: про космонавтов (месяцы, годы изоляции!), полярников (затворничество, да ещё и долгая полярная ночь), подводников (регулярно обрекающих себя в пучинах вод на полную изоляцию), про святую Марию Египетскую, более 40 лет проведшую в отшельничестве.
А вы смотрели все фильмы с последнего Каннского фестиваля? А давно перечитывали Грина? А Драйзера? В контексте Дня Победы вы не полистали книгу Полевого «Повесть о настоящем человеке»? И так далее. У каждого человека свои вкусы, интересы, пристрастия, ориентируйтесь на себя.
В интернете множество сообщений, что у людей ни с того ни с сего повышается температура или они чувствуют непривычную слабость. Это психосоматика? Можно ли определить: у тебя повышается температура, потому что ты себя «накрутил», или потому что ты действительно заболеваешь?
Фактом является только акт повышения температуры, а связать это можно с чем угодно. Конечно, нужна информация и комментарии врача, но свои мозги тоже включать надо. Если стоял час на неостекленном балконе при ощутимом ветре в лёгкой футболке, пил холодную воду — чего следует ожидать? Если ничего подобного не было, стоит свою «накрутку» проанализировать, а главное прояснить, для чего она вам нужна. Какую психологическую выгоду вы от этого получаете? Может, это ваш способ запросить поддержку от родных и близких? В общем, пораскиньте мозгами.
Отрицательный настрой, несомненно, превращает вас в жертву, позитивный подход к любой ситуации пробуждает желания, взращивает активность и стойкость. В науке известен и подтверждён эффект самореализующегося пророчества.
Что делать с повышенной тревожностью? Вот только ты успокоился, приехал курьер с продуктами, а он без маски и ещё и чихнул в твою сторону. И все мысли теперь о том, что всё, пора писать завещание. Как убедить себя, что всё будет хорошо?
А вы попробуйте поступить от обратного, парадоксальным образом. Напишите завещание, разрисуйте его всяческими безобразными способами, а потом порвите. Соберите свою «похоронную котомку», скинув туда из гардероба всё, от чего давно пора избавиться, и выбросьте в мусоропровод. Кстати, на это уйдёт уйма времени, ведь надо толком поразмышлять над завещанием, перебрать уйму вещичек. Закончив все эти несостоятельные и несвоевременные процедуры, спокойно, с чистой совестью отправляйтесь смотреть телевизор и слушать музыку. Да не забудьте в следующий раз забирать продукты бесконтактным способом, требуйте от курьера даже при соблюдении положенной дистанции носить маску и перчатки, без этого вообще не пускайте его в зону своей квартиры. Но при этом и сами без маски и (желательно) без перчаток тоже не покидайте квартиру, даже если идёте к мусоропроводу.
Кстати, знакомые рассказывают, что в немецких магазинах сейчас нередко можно встретить человека в маске, очках и перчатках. Человек идёт между полок, широко раскинув руки. Изображая птицу, он демонстрирует, что близко к нему приближаться нельзя. И никто не смеется над ним.
Решите и чётко заявите себе и окружающим, когда в вашем «домашнем офисе» рабочее время, а когда — свободное. Можете даже изготовить по такому случаю табличку и выставить её на всеобщее обозрение. И не забудьте перед началом рабочего времени сменить пижаму на рабочую одежду, причесаться и полностью привести себя в рабочее состояние.
Тот же ответ, что и по предыдущему пункту. Отсутствие запретов и границ сбивает всех (и вас самих) с толку.
Отдых — это не всегда пикник или поход в кино. Иногда это просто смена деятельности. Не работайте в эти дни, поиграйте с семьёй в карты, настольные игры. Устройте домашний праздник (утренник), чествование кого-то из членов семьи. Для творчества нет пределов, включите голову.
Конечно, можно. Но, во-первых, придётся ломать голову над тем, чем высвободившееся время занять. Во-вторых, есть масса прелестей в таком неконтактном способе получения образования. Каких именно — догадайтесь сами. В-третьих, поразмыслите над тем, было ли вам интересно учиться раньше. Может дело не в смене формата обучения, а в ваших установках?
Действительно, исчезли коллоквиумы, дискуссии, интерактивная составляющая обучения сократилась. Зато возможностей для самопредъявления не стало меньше. Напишите что-то приличное, творческое. Поройтесь в литературе. Сравните лекционный материал своего преподавателя с другими источниками. Ищите. Думайте.
Образование — это сотворение своего образа, а обучение — это движение. Куда движетесь вы? Какой образ себя видите на выходе?
Отдыхать. Соблюдать режимные моменты. Делу время, потехе — час, но час-то выдели и с толком его проведи. Можно и попрыгать, и подтянуться, и отжаться. Руками, ногами помахать. Поприседать. Не забывайте, и в неделе дистанционного обучения есть выходные. Используйте их с толком. Как это сделать, возможно, знаете только вы.
Дистанционное обучение — это не трансляция громкого чтения учебника. Всегда есть авторский способ изложения и содержательно-структурной подачи материала. Кроме того, устная речь отличается особым своеобразием. К хорошему учебнику тоже нужны комментарии. Даже тексты всемирно известных источников веками доводятся до верующих читателей посредством комментариев священнослужителей. Чем же светское обучение хуже?
И никто мешает его разнообразить, расширить и дополнить.
Вопросы задавали студентки второго курса Института психологии и педагогики РосНОУ
Виктория Полумордвинова и Мария Коршунова.