19 февраля 2021 года состоялось заседание рабочей группы Российского союза ректоров, посвящённое программе стратегического академического лидерства.
На заседании были рассмотрены аспекты академического лидерства, вопросы влияния современной науки и образования на развитие экономики страны, а также подходы к совершенствованию московского международного рейтинга «Три миссии университета» (MosIUR), которые отвечали бы глобальным задачам государства и общества.
Председательствовал президент Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, вице-президент Российского союза ректоров (РСР) Роман Стронгин. Он отметил, что важно конвертировать интерес работодателей к перспективным выпускникам в создание консорциума университетов и предприятий с целью обеспечения условий для занятий научной деятельностью.
Он назвал рейтинг «Три миссии университета» инструментом ориентации вузов на осознаваемые обществом, отражаемые в государственных программах задачи.
Роман Стронгин также подчеркнул, что академическое лидерство зависит от обеспечения прорыва в подготовке кадров:
На заседании отмечалось, что улучшение кооперации вузов и работодателей является одной из задач московского международного рейтинга. Генеральный директор рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика) Дмитрий Гришанков выразил надежду на то, что университеты станут активнее использовать рейтинг как инструмент анализа рынка.
Вице-президент РАН Алексей Хохлов рассказал о необходимости привлекать к работе в академических институтах, наукоёмком бизнесе тех студентов, которые нацелены на продолжение научной карьеры.
Ректор МИФИ Михаил Стриханов предложил взять за основу федеральные и отраслевые задачи, реализуемые в сотрудничестве со значимыми работодателями (Росатом, Роскосмос, Ростех), что позволит усилить влияние вузов на экономическое развитие страны.
Ректор МАИ, руководитель Комиссии по развитию высшего образования и науки Общественной палаты Российской Федерации Михаил Погосян согласился с необходимостью укрепления сотрудничества вузов с промышленностью, расширения возможностей прохождения студенческой практики на предприятиях. Отметил он и смещение оценочного баланса многих международных рейтингов в сторону публикационной активности, а не практических достижений.
Продолжая тему, председатель совета Ассоциации частных образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций России (АНВУЗ России), ректор РосНОУ Владимир Зернов предложил оценивать учёных не только по индексу Хирша, но и по вкладу в создание реальных технологий:
На заседании много говорилось и о необходимости создания предметных, отраслевых и даже региональных рейтингов университетов, которые, в частности, позволили бы руководителям федеральных округов лучше представлять проблемы и потенциал местных вузов.
Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Светлана Кочетова отметила актуальность предложений рабочей группы, отражающих цели российского образования и интересы общества, и выразила заинтересованность ведомства в их реализации.
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев обозначил необходимость национального рейтинга университетов. Его внедрение поможет принять новую реальность и требования к университетам, будет способствовать их развитию.
Многие выступающие отмечали, что важно сделать рейтинг «Три миссии университетов» мерилом развития вузов и ориентации абитуриентов на постсоветском пространстве.
Владимир Зернов напомнил, что в своё время президент IREG Ян Садлак отмечал: отсутствие рейтинга вузов на постсоветском пространстве противоречит всем канонам образования. Как один из вариантов это может быть предметный, институциональный рейтинг и, конечно, рейтинг постсоветского и постсоциалистического пространства.
О необходимости продвигать рейтинг «Три миссии университетов» в регионы рассказал академик Российской академии образования (РАО) Барасби Карамурзов.