Идея совершить экскурсию в необычный музей возникла у преподавателя, доктора психологических наук, профессора Светланы Васильевны Феоктистовой. Таким образом можно получить в концентрированном виде информацию о психологической науке и понять, что её главная цель — развитие личности, считает профессор.
«Есть цветок — это ребёнок. За ним ухаживают заботливые садовники — это родители». Когда-то психолог Ольга Хлебодарова работала в школе и пыталась рассказать детям о науке-психологии понятным языком. Со временем ей пришла идея открыть Музей психологии.
В разделе музея, посвящённом бихевиоризму, участники экскурсии подробно узнали о поведенческой психологии и её основоположнике Джоне Уотсоне. А в разделе гуманистической психологии — углубили знания о знаменитой пирамиде потребностей Абрахама Маслоу. Экскурсия дала представление об истоках психологической науки и её направлениях.
Каждая из комнат музея по-своему интересна. Здесь хранятся не только труды психологов, но даже их личные вещи. Инсталляция-кушетка напоминает о том, как вёл приём психоаналитик Зигмунд Фрейд. Доктор предлагал пациенту занять место на кушетке, а сам садился у изголовья.
Инсталляции встречают гостей в пространстве гештальт-терапии. Здесь же — портрет Макса Вертгеймера, родоначальника направления.
В музейной галерее — портреты всех психологов-основоположников классических направлений науки.
— Мы услышали о трактате Аристотеля, в котором впервые систематически изложено учение о душе (психология), о возможностях обращения к собственному «Я» через разрушение старого восприятия и формирование нового. Узнали о структуре личности, изложенной в рамках концепции психоанализа Зигмунда Фрейда, незавершённости действий (гештальте), бихевиоризме и гуманистическом подходе, «реке жизни», перевесе эмоций над разумом, восполняемых и невосполнимых психологических ресурсах, обязательных этапах социализации, — рассказала Анастасия Мелешко.
Экскурсию провела директор музея Ольга Хлебодарова. Создательница музея вложила в него душу: оформление комнат выполнено безукоризненно, с точки зрения поступательности и осмысленности научного процесса, каждый экспонат способствует погружению в суть вопроса. Студенты отметили интересную подачу материала, непринуждённую манеру рассказа экскурсовода.
— Мы ожидали увидеть экспозицию документов с иллюстрациями, сухо повествующую о развитии психологии как науки в России. Однако два часа, проведённые в музее, стали для нас незабываемым путешествием в мир психологической мысли, от Аристотеля до Выготского и Лурии, — поделились впечатлениями участники экскурсии.