В состав президиума вошли: член Комиссии Барасби Карамурзов, ректор Российского нового университета (РосНОУ) Владимир Зернов, вице-президент ВШЭ Ирина Карелина и генеральный директор Ассоциации составителей рейтингов Дмитрий Гришанков. Ректоры и президенты вузов, эксперты в сфере образования определили условия создания аналитического доклада о состоянии высшего образования в России. Следующий шаг — предложить регулятору мониторинг качества деятельности вуза.
Эксперты обсудили положение российских вузов в глобальных рейтингах. Многие отметили, что сегодня отечественные вузы фактически выключены из процесса глобального рейтингования. Необходимо развивать Московский международный рейтинг «Три миссии университета», поскольку, в отличие от зарубежных конкурентов, его цель — развитие системы образования России и работа на экономику страны. По мнению Дмитрия Гришанкова, даже при использовании разных методик анализа наша страна стабильно занимает в мире 5-6 место и 5 % рынка качественного высшего образования.
Данные рейтинга «Три миссии» верифицируемы и опираются на информацию из открытых источников. Вопрос — в признании регулятором роли рейтинга в оценке вузов. В целом, за последние 10 лет рейтинги стали играть значительную роль в академическом сообществе, но до момента признания Минобрнауки их значимости в оценке университетов рейтинги останутся лишь на уровне интереса ректорского корпуса, считают эксперты.
Безусловно, здесь есть свои сложности. Какие критерии конкурентоспособности вуза объективны? Как измерить качество преподавания? По мнению Барасби Карамурзова, ни один рейтинг этого пока не делает. Привлечь внимание к рейтингам не только академической общественности, но и абитуриентов и их родителей, органов государственной власти может объяснение механизма их составления, что и стало одной из подзадач круглого стола.
Как считает президент Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Роман Стронгин, любые задачи конкурентоспособности должны коррелировать с задачами страны на данном этапе развития. Продолжая тему, ректор Российского государственного университета народного хозяйства имени В. И. Вернадского Елена Певцова отметила, что оценивать вуз необходимо по его ключевым компетенциям. Например, университет имени В. И. Вернадского поставил перед собой задачу подготовить кадры для сельской территории, привлечь молодежь в малые города, где есть проблемы в приращении научными знаниями, создании инфраструктуры.
Тема критериев конкурентоспособности оказалась полемической. Каждый эксперт давал собственное определение. Но все согласились с тем, что вузы должны решать задачи, обеспечивающие технологический суверенитет страны, интегрировать свою деятельность в социально-экономические процессы региона, участвовать в формировании патриотического сознания молодежи, формировать конкурентную среду, повышать престиж отечественного образования.
Конкурентоспособность — это качество образования, прозрачность организации учебного процесса, процент трудоустройства выпускников. От конкурентоспособности системы образования зависят успехи страны в социально-экономической деятельности. Один из способов измерения качества работы любого вуза — рейтинг. Владимир Зернов назвал рейтинг «Три миссии университета» качественным инструментом для оценки эффективности деятельности вузов. Он отметил, что главные достоинства рейтинга — высокая верифицируемость данных и полная гласность:
Ректор РосНОУ предложил включить в проект решения использование итогов рейтинга при оценке деятельности вузов, а также оценке эффективности использования ресурсов. Он привел пример с космическим проектом СССР: ресурсы были ограничены, но в создании технологий нас до сих пор никто не может превзойти.
Технологии создают люди. Вопрос: когда человеческий капитал становится интеллектуальным? По мнению Сопредседателя Правления Национальной технологической палаты РАН Владимира Юртеева, в мире остро ощущается нехватка квалифицированного человеческого капитала. Было бы желательно, чтобы студенты не только защищали стартап как диплом, но и вносили вклад в развитие интеллектуального потенциала страны, еще на этапе обучения становились членами Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов.
На круглом столе были затронуты вопросы публикационной активности вузов и невозможности ее объективного измерения в нынешних условиях. По мнению экспертов, международные системы библиометрического анализа Web of Science и Scopus, принадлежащие крупным транснациональным корпорациям, игнорируют большую часть публикаций отечественных ученых в национальных научных изданиях. Поэтому необходимо — наряду с созданием рейтингов вузов БРИКС, ШОС, ЕАЭС — создавать альтернативную глобальную библиометрическую систему под эгидой этих организаций.
Подводя итоги, Барасби Карамурзов отметил, что на образовательном сегменте мирового рынка развернулось ожесточенное соперничество за единоличное владение всеми видами ресурсов. Но главная борьба ведется за возможность влиять на менталитет подрастающего поколения. Поэтому именно успехи в развитии системы образования определят то, кто одержит победу в борьбе за безраздельное экономическое мировое господство.