В Госдуме состоялся круглый стол «Болонская система: вход и выход», организованный фракцией КПРФ. В обсуждении принял участие ректор Российского нового университета (РосНОУ) Владимир Зернов.
Со вступительным словом выступил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин: — Для принятия решений необходимо погрузиться в историю вопроса. В 2007 году система «бакалавриат — магистратура» была навязана российским вузам в принудительном порядке. Сегодня участие наших вузов в Болонской системе приостановлено нашими западными партнёрами. Как выстроить систему отечественного образования?
Он отметил, что советская система образования пыталась формировать человека-творца, тогда как Болонская система формирует квалифицированного потребителя. Сказал он и о том, что главное — не только качественно подготавливать кадры, но и удержать их в стране. — При этом и Болонская система, и ЕГЭ не только способствуют утечке умов из России, но и существенно облегчают её. Получается, что наша система образования работает на формирование кадрового потенциала для наших партнёров, а не для нас самих.
Олег Смолин призвал не следовать чужим стандартам образования, которые ниже российских, изменить соотношение специалистов и бакалавров в пользу первых, ввести расширенный специалитет и подчеркнул, что образование специалиста более качественно, чем образование бакалавра. — Специалитет готовит будущего конструктора, а бакалавриат — будущего пользователя чужими разработками, — заявил он.
Участники круглого стола согласились с тем, что бакалавриат может быть сохранён для тех направлений, которые не требуют глубинной подготовки. Приемлема эта система обучения и для иностранных студентов. Было также отмечено, что наиболее приспособилось к Болонской системе педагогическое образование, сохранившее пятилетний срок подготовки бакалавров.
Статс-секретарь, замминистра науки и высшего образования Пётр Кучеренко предложил пересмотреть ряд принципов Болонской системы, включая поступление в магистратуру независимо от профиля предыдущего образования, что вредит российской экономике: — Как может политолог-бакалавр поступать в магистратуру на машиностроение?
Он также предложил рассматривать специалитет для таких направлений, как «Юриспруденция», «Инженерное дело», а бакалавриат и магистратуру — для подготовки кадров креативной индустрии.
Продолжая тему, ректор Института современного искусства Ирина Сухолет отметила, что обучение творческим специальностям сегодня является одним из наиболее дорогостоящих, на протяжении многих лет сохраняется неизменно высокий конкурс в творческие вузы, и предложила определить госзаказ на специалистов в этой области, во избежание перенасыщения рынка труда. Для ряда направлений подготовки (оперное искусство, хореография) она назвала Болонскую систему изначально неприемлемой, заметив при этом, что многие творческие профессии тем не менее легко приспособились к этой системе.
На круглом столе отмечалась необходимость пересмотра аспирантуры как уровня высшего профессионального образования: обучение в аспирантуре должно быть основано на научных достижениях и завершаться защитой диссертаций, что сегодня происходит далеко не всегда.
В целом, участники мероприятия предложили осуществлять системный и комплексный подход к изменениям в образовании для повышения его качества: сохранять лучшие традиции советского образования, создавать единую образовательную среду, формировать тесную связь школа-вуз. Владимир Зернов отметил, что разрывать цепочку среднее-высшее образование не только не эффективно, но и вредно для обеспечения конкурентоспособности выпускников, а также призвал сохранить основы фундаментальной подготовки, «взять лучшее от советской системы образования».