О
П
Д
Т
М
К

Ректор РосНОУ выступил на форуме вузов

9 июня 2023
EN
Форум «Будущее высшей школы» состоялся в Москве. Гостям мероприятия были представлены итоги двенадцатого рейтинга 100 лучших вузов России. В первой тройке: МГУ, МФТИ и СПбГУ. В топ-сто вошёл Российский новый университет, в числе 33 участников-вузов Москвы. В рейтинг включены вузы из 29 регионов.

Как отметили организаторы, лидерами рейтинга становятся вузы, обеспечивающие наилучшие условия для получения качественного образования.

После представления итогов рейтинга ректоры вузов обсудили на пленарной дискуссии перспективы развития высшей школы, а также уровень научно-исследовательской деятельности, публикационную активность, востребованность выпускников, роль в обеспечении технологического суверенитета страны.

Важна не только экономическая мобилизация, импортонезависимость, но и образовательная мобилизация. Уход от формализации, обновление учебных программ с фокусом на требованиях рынка труда, работа с индустриальными партнерами.

Борис Чернышев
Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ

В условиях санкций обеспечить технологическую независимость можно только сообща. В этой ситуации связь «вуз-работодатель» особенно значима.

Ректор МИСИС Алевтина Черникова обратила внимание на решение задач общества благодаря «тесной и системной работе вузов с бизнес-партнерами». Сказал об этом и президент МФТИ Николай Кудрявцев.

Студенты Физтеха с 3-4 курсов значительное время проводят на рабочих местах. Вузам необходимо наладить более тесные контакты с производством и бизнес-сообществом.

Николай Кудрявцев
Президент МФТИ

Борис Чернышов предложил расширить роль проектной деятельности молодежи, тем более что есть интерес со стороны работодателей. Начальник управления организации практик и содействия трудоустройству выпускников РУДН им. Патриса Лумумбы Елена Дмитриева объяснила причины интереса нестандартными решениями студентов для развития компаний.

Ключевым вопросом форума стало положение высшей школы в новых геополитических реалиях. В целом, вузы к ним успешно адаптировались: — Интерес к российскому образованию в мире вырос, — отметил на форуме ректор РосНОУ Владимир Зернов в интервью телеканалу «НТВ». — Мы не почувствовали серьезных перемен, — сказал и. о. ректора МГТУ им. Н. Э. Баумана Михаил Гордин, — Мы изначально были ориентированы на работу с российской промышленностью.

Хотя, по мнению составителей рейтинга, нарушение международных связей ударило по публикационной активности университетов — число публикаций в международных журналах уменьшилось, а показатели цитирования российских вузов упали.

На форуме разгорелась дискуссия по поводу оценки наукометрических показателей университетов. — Основоположники отечественной космонавтики и ракетостроения Борис Евсеевич Черток и Борис Викторович Раушенбах были бы по наукометрии на уровне средних доцентов, но это не мешало им создать технологии, которые до сих пор используются во всем мире, — напомнил Владимир Зернов.

Участники согласились с оценкой результативности не по количеству опубликованных научных статей, а по созданию конкретных технологий.

— Вузы должны показывать свои разработки. Причем важна их открытость, особенно в IT-сфере, — сказал ректор ИТМО Владимир Васильев. Ректор УрФУ Виктор Кокшаров развил мысль об оценке прикладной науки: — Ее результативность можно оценить по тому, как вы продаете свои исследования. Если они превращаются в реальные технологии, и предприятия их у вас покупают, значит, вы успешно работаете.

По традиции, в дискуссии были затронуты не только проблемы образования, нашлось место и достижениям университетов. Неожиданно всех объединила тема транспорта, а конкретно — электробусов. Проректоры вузов рассказали, что передовая инженерная школа помогает Бауманке в создании техники, МФТИ — в разработке батарей для нее, ТУСУР готов подключиться к производству комплектующих, а РЭУ им. Г. В. Плеханова уже участвуют в создании маршрутных карт для электробусов.

Много внимания было уделено качеству обучения и содержанию образовательных программ. По общему мнению, в них необходимо усиливать практическую составляющую и включать мягкие навыки. Ведущие вузы, имеющие право самостоятельно разрабатывать образовательные программы, давно идут по этому пути.

Дилеммой стал вопрос: вуз должен подготавливать «универсальных специалистов» или учить учиться? По мнению президента МФТИ, задача университета — не снабдить студента полным багажом знаний, а вызвать у него интерес к обучению, «зажечь» его. При этом важна индивидуализация обучения. Проректор по научной работе и качеству образования МСПИ Ирина Шубина отметила, что именно индивидуальные образовательные траектории эффективны, поскольку природа человека индивидуальна.

Бурную дискуссию вызвала роль вузов в устойчивом развитии регионов.

Что мы делаем для регионов? Развиваем технологическое предпринимательство и ведем подготовку востребованных IT-специалистов. РосНОУ стал провайдером федеральной программы «Код будущего» Минцифры России. В рамках программы с господдержкой мы бесплатно обучаем современным языкам программирования школьников и студентов колледжей, а также подготавливаем преподавателей информационных технологий.

Зернов Владимир Алексеевич

Владимир Зернов получил право заключительного слова на форуме. Он высказал предложения по развитию образования и отметил, что вопрос критериев оценки эффективности деятельности вузов остается дискуссионным. По его мнению, генерация научных знаний, качество выпускников и эффективность использования ресурсов — главные показатели.

Фотографии предоставлены RAEX.

Похожие записи
Горячая линия для студентов
Адреса и телефоны

Версия для слабовидящих

Настройка размеров шрифта
Настройка межбуквенных интервалов
Настройка цветовой схемы
О
П
Д
Т
М
К
С изображениями / Без изображений

Задать вопрос

Добавить соц. сеть

Удаление соц.сети

Вы хотите удалить этот профиль?
Это действие нельзя будет отменить