Как отметили организаторы, лидерами рейтинга становятся вузы, обеспечивающие наилучшие условия для получения качественного образования.
После представления итогов рейтинга ректоры вузов обсудили на пленарной дискуссии перспективы развития высшей школы, а также уровень научно-исследовательской деятельности, публикационную активность, востребованность выпускников, роль в обеспечении технологического суверенитета страны.
В условиях санкций обеспечить технологическую независимость можно только сообща. В этой ситуации связь «вуз-работодатель» особенно значима.
Ректор МИСИС Алевтина Черникова обратила внимание на решение задач общества благодаря «тесной и системной работе вузов с бизнес-партнерами». Сказал об этом и президент МФТИ Николай Кудрявцев.
Борис Чернышов предложил расширить роль проектной деятельности молодежи, тем более что есть интерес со стороны работодателей. Начальник управления организации практик и содействия трудоустройству выпускников РУДН им. Патриса Лумумбы Елена Дмитриева объяснила причины интереса нестандартными решениями студентов для развития компаний.
Ключевым вопросом форума стало положение высшей школы в новых геополитических реалиях. В целом, вузы к ним успешно адаптировались: — Интерес к российскому образованию в мире вырос, — отметил на форуме ректор РосНОУ Владимир Зернов в интервью телеканалу «НТВ». — Мы не почувствовали серьезных перемен, — сказал и. о. ректора МГТУ им. Н. Э. Баумана Михаил Гордин, — Мы изначально были ориентированы на работу с российской промышленностью.
Хотя, по мнению составителей рейтинга, нарушение международных связей ударило по публикационной активности университетов — число публикаций в международных журналах уменьшилось, а показатели цитирования российских вузов упали.
На форуме разгорелась дискуссия по поводу оценки наукометрических показателей университетов. — Основоположники отечественной космонавтики и ракетостроения Борис Евсеевич Черток и Борис Викторович Раушенбах были бы по наукометрии на уровне средних доцентов, но это не мешало им создать технологии, которые до сих пор используются во всем мире, — напомнил Владимир Зернов.
Участники согласились с оценкой результативности не по количеству опубликованных научных статей, а по созданию конкретных технологий.
— Вузы должны показывать свои разработки. Причем важна их открытость, особенно в IT-сфере, — сказал ректор ИТМО Владимир Васильев. Ректор УрФУ Виктор Кокшаров развил мысль об оценке прикладной науки: — Ее результативность можно оценить по тому, как вы продаете свои исследования. Если они превращаются в реальные технологии, и предприятия их у вас покупают, значит, вы успешно работаете.
По традиции, в дискуссии были затронуты не только проблемы образования, нашлось место и достижениям университетов. Неожиданно всех объединила тема транспорта, а конкретно — электробусов. Проректоры вузов рассказали, что передовая инженерная школа помогает Бауманке в создании техники, МФТИ — в разработке батарей для нее, ТУСУР готов подключиться к производству комплектующих, а РЭУ им. Г. В. Плеханова уже участвуют в создании маршрутных карт для электробусов.
Много внимания было уделено качеству обучения и содержанию образовательных программ. По общему мнению, в них необходимо усиливать практическую составляющую и включать мягкие навыки. Ведущие вузы, имеющие право самостоятельно разрабатывать образовательные программы, давно идут по этому пути.
Дилеммой стал вопрос: вуз должен подготавливать «универсальных специалистов» или учить учиться? По мнению президента МФТИ, задача университета — не снабдить студента полным багажом знаний, а вызвать у него интерес к обучению, «зажечь» его. При этом важна индивидуализация обучения. Проректор по научной работе и качеству образования МСПИ Ирина Шубина отметила, что именно индивидуальные образовательные траектории эффективны, поскольку природа человека индивидуальна.
Бурную дискуссию вызвала роль вузов в устойчивом развитии регионов.
Владимир Зернов получил право заключительного слова на форуме. Он высказал предложения по развитию образования и отметил, что вопрос критериев оценки эффективности деятельности вузов остается дискуссионным. По его мнению, генерация научных знаний, качество выпускников и эффективность использования ресурсов — главные показатели.