В РосНОУ в рамках экспериментального проекта «Кинопедагогика в действии» прошел второй междисциплинарный коллоквиум на тему: Gaudeamus. В нем приняли участие студенты разных направлений подготовки Института бизнес-технологий и Гуманитарного института.
Актуален ли для современной молодежи средневековый гимн? Вместе со студентами Российского нового университета вопрос изучили профессор Татьяна Александровна Голикова и доцент Ирина Александровна Таирова.
Преподаватели провели для первокурсников конкурс на знание истории, исполнение средневекового студенческого гимна Gaudeamus и мониторинг: нужен ли канонический текст сегодня? В группах разных институтов посмотрели выступления участников и выбрали лучших.
В первом туре будущие переводчики и издатели рассказывали об истории гимна в презентациях, пели или читали средневековый текст на латыни или в переводах.
История возникновения Гаудеамуса, латинская ученость, народная смеховая культура в поэзии вагантов, клерикальная литература на латыни и другие темы Средневековья стали предметом научной студенческой дискуссии. Помимо историко-культурных вопросов изучаемого периода, студенты затронули тему современности. Представили фрагменты лучших в истории мирового кинематографа фильмов: средневековый шедевр прозвучал на студенческих встречах, свадьбах и других важных в жизни человека событиях.
Голикова Татьяна Александровна
профессор РосНОУ
Выступления оценивало студенческое жюри. В его состав вошли пятикурсники Гуманитарного института Александра Алексеева и Елена Фомина.
Второй тур был театрализованным. Ведущий в шлеме рыцаря открыл средневековый театр. За спиной ведущего стояла театральная рампа ручной работы с обозрением первого тура междисциплинарного коллоквиума. Библия, сундучки с секретами и другие атрибуты-символы изучаемой эпохи помогли участникам и зрителям представить времена вагантов. Именно бродячим поэтам и музыкантам приписывают авторство Гаудеамуса.
Третий тур представлял собой мониторинг актуальности «Гаудеамуса» для современных студентов. «Как вам Гаудеамус, нужен ли он сейчас студентам? Голосуем!» — предложили руководители экспериментального проекта и раздали участникам бюллетени для голосования. Студенты проголосовали «за» или «против» средневекового песенного произведения в современном студенческом мире.
Из 70 опрошенных традицию исполнения Гаудеамуса одобрили 38 человек.
Результаты голосования с комментариями студентов.
+
–
«Гаудеамус — традиция. Без нее студент — не студент. Нарушать традицию — безнравственный поступок»
«Поется, может, и красиво, но кому он сейчас интересен?»
«...нужен для подъема общего духа», «...мотивирует студентов продуктивно учиться и стимулирует к саморазвитию»
«В наше время гимн теряет изначальную функцию поднятия духа и соединения людей, поэтому он не нужен»
«Исполняя этот гимн, студенты могут ощутить причастность к чему-то великому», «Нам, студентам, нужно стремиться вновь сделать страну «державой»
«У России слишком много заимствований... нужен только гимн своего вуза»
«Я считаю это веселой затеей», «Забавно, когда студенты пытаются выучить гимн на латыни»
«Музыка этого гимна кажется мне примитивной... Лучше не иметь рта, чем петь это»
«Гаудеамус — символ образования!»
«...он нужен, но не всем», «Кто хочет — тот выучит!»
«Гаудеамус нужен студентам, ведь этот гимн — символ многовековых трудов ученых всего мира»
«Нет, так как в нынешних учебных заведениях студентам не нужно общаться на латыни»
В конкурсе победили:
место разделили: Виктория Максимова — Гуманитарный институт, Ангелина Бурдюгова и Тимофей Петреченко — Институт бизнес-технологий
место — Анна Удод, Гуманитарный институт
место — Виктория Володина, Гуманитарный институт
Ведущий Тимофей Петреченко вручил победителям награды — памятные открытки с фразами на латыни, подписанные преподавателями и одногруппниками.