Актуален ли для современной молодежи средневековый гимн? Вместе со студентами Российского нового университета вопрос изучили профессор Татьяна Александровна Голикова и доцент Ирина Александровна Таирова.
Преподаватели провели для первокурсников конкурс на знание истории, исполнение средневекового студенческого гимна Gaudeamus и мониторинг: нужен ли канонический текст сегодня? В группах разных институтов посмотрели выступления участников и выбрали лучших.
В первом туре будущие переводчики и издатели рассказывали об истории гимна в презентациях, пели или читали средневековый текст на латыни или в переводах.
История возникновения Гаудеамуса, латинская ученость, народная смеховая культура в поэзии вагантов, клерикальная литература на латыни и другие темы Средневековья стали предметом научной студенческой дискуссии. Помимо историко-культурных вопросов изучаемого периода, студенты затронули тему современности. Представили фрагменты лучших в истории мирового кинематографа фильмов: средневековый шедевр прозвучал на студенческих встречах, свадьбах и других важных в жизни человека событиях.
Выступления оценивало студенческое жюри. В его состав вошли пятикурсники Гуманитарного института Александра Алексеева и Елена Фомина.
Второй тур был театрализованным. Ведущий в шлеме рыцаря открыл средневековый театр. За спиной ведущего стояла театральная рампа ручной работы с обозрением первого тура междисциплинарного коллоквиума. Библия, сундучки с секретами и другие атрибуты-символы изучаемой эпохи помогли участникам и зрителям представить времена вагантов. Именно бродячим поэтам и музыкантам приписывают авторство Гаудеамуса.
Третий тур представлял собой мониторинг актуальности «Гаудеамуса» для современных студентов. «Как вам Гаудеамус, нужен ли он сейчас студентам? Голосуем!» — предложили руководители экспериментального проекта и раздали участникам бюллетени для голосования. Студенты проголосовали «за» или «против» средневекового песенного произведения в современном студенческом мире.
Из 70 опрошенных традицию исполнения Гаудеамуса одобрили 38 человек.
Результаты голосования с комментариями студентов.
+ | – |
«Гаудеамус — традиция. Без нее студент — не студент. Нарушать традицию — безнравственный поступок» | «Поется, может, и красиво, но кому он сейчас интересен?» |
«...нужен для подъема общего духа», «...мотивирует студентов продуктивно учиться и стимулирует к саморазвитию» | «В наше время гимн теряет изначальную функцию поднятия духа и соединения людей, поэтому он не нужен» |
«Исполняя этот гимн, студенты могут ощутить причастность к чему-то великому», «Нам, студентам, нужно стремиться вновь сделать страну «державой» | «У России слишком много заимствований... нужен только гимн своего вуза» |
«Я считаю это веселой затеей», «Забавно, когда студенты пытаются выучить гимн на латыни» | «Музыка этого гимна кажется мне примитивной... Лучше не иметь рта, чем петь это» |
«Гаудеамус — символ образования!» | «...он нужен, но не всем», «Кто хочет — тот выучит!» |
«Гаудеамус нужен студентам, ведь этот гимн — символ многовековых трудов ученых всего мира» | «Нет, так как в нынешних учебных заведениях студентам не нужно общаться на латыни» |
В конкурсе победили:
Ведущий Тимофей Петреченко вручил победителям награды — памятные открытки с фразами на латыни, подписанные преподавателями и одногруппниками.