9 декабря в Гуманитарном институте Российского нового университета (ГИ РосНОУ) состоялось заседание секции «Психология и психолого-педагогическое образование» VI Всероссийской ежегодной декабрьской научно-практической студенческой конференции. Модератором секции выступил доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии и психологии труда ГИ РосНОУ Валерий Сергеевич Агапов.
Студенты бакалавриата, специалитета, магистратуры и аспирантуры, а также преподаватели ГИ РосНОУ представили доклады по актуальным вопросам современной психологии и педагогики.
Старший преподаватель кафедры общей психологии и психологии труда ГИ РосНОУ Дмитрий Владимирович Рожков представил доклад «Развитие инициативности студентов в процессе обучения». Он подчеркнул, что возможные проблемы в развитии инициативности личности в обучении — недостаток мотивации, авторитарный стиль преподавания, недостаточная поддержка со стороны окружения. Дмитрий Владимирович упомянул и способы преодоления возможных проблем в развитии инициативности, например, создание безопасной среды, признание достижений и применение демократического стиля преподавания. Образовательная среда, подчеркнул психолог, может оказывать влияние на инициативность личности с помощью активных методов обучения — кейсов, дискуссии групповой работы, особенно тренингов на сплоченность — и посоветовал коллегам чаще прибегать к использованию этих методик.
Андрей Бурмако, третьекурсник аспирантуры, выступил с докладом на тему «Особенности организации тренинга по развитию мировоззрения старшеклассников». Не только студенты, но и школьники, особенно старшеклассники, нуждаются в персональном подходе с учетом особенностей возрастной физиологии. Мотивация старшеклассников чаще всего связана с развлечением, поэтому работать с ними лучше всего с помощью подвижных игр, физических упражнений. Также специалист включает в программу тренингов терапевтические беседы, настольные игры, интервью на свободную тему, психологические консультации в форме игры.
Виктория Казанбаева, второкурсница аспирантуры, зачитала доклад «Выявление семейных ценностей современных студентов с помощью анализа русских пословиц». Немаловажную роль в определении, какой позиции придерживается человек проблемной ситуации, играет восприятие им русских пословиц и поговорок. Понимая пословицу, человек склоняется к тому или иному полюсу разрешения конфликта. Самой выбираемой респондентами пословицей оказалась «Умел дитя родить, умей и научить», своим отношением к которой они обозначили в качестве важных для себя такие ценности, как забота, уважение, послушание детей родителям, милосердие, сострадание, любовь, доброта и соответствие нормам традиционного общества.
Полина Шереметьева, аспирантка-второкурсница, выбрала в качестве темы доклада «Психологические особенности гендерной идентичности и влияние на личностное развитие спортсменов». Полина отметила, что в современном социуме наблюдается устойчивая тенденция к преодолению традиционных гендерных границ в спортивной сфере. С увеличением активности женщин в традиционно мужских видах спорта наблюдаются изменения и в интересах мужчин к спортивным дисциплинам. А культурные стереотипы, навязывающие определённые качества и способности только одному полу, препятствуют формированию инклюзивной и поддерживающей спортивной среды. Следовательно, спортивные программы и тренерские практики, считает Полина Шереметьева, должны быть адаптированы к разнообразию гендерных идентичностей и обеспечивать равные возможности для участия и поддержки.
Центральное место в докладе второкурсницы бакалавриата Алёны Цой заняли манипуляции. Студентка рассказала о природе манипуляций, пояснила, как развитие критического мышления помогает людям распознавать манипулятивные техники, формировать устойчивость к внешнему давлению и принимать обоснованные решения в условиях неопределённости. Понимание психологии критического мышления не только обогащает личный опыт, но и способствует созданию информированного и ответственного общества.
Ирина Чхеидзе, третьекурсница магистратуры заочной формы обучения, рассказала об инновационных подходах к обучению, направленных на преодоление школьных трудностей. Среди инструментов, рекомендованных экспертом, оказались программа Google Classroom, проектный метод обучения, игровое обучение с внедрением цифровых технологий, интеграция междисциплинарных подходов, индивидуализация обучения и сотрудничество с семьями учеников. Всё перечисленное, с точки зрения Ирины, позволяет преодолевать трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, и повышает их интерес к предмету.
Студентка первого курса аспирантуры Диана Комарова посвятила доклад перспективам и рискам влияния цифровых технологий на профессиональное самоопределение. Спикер и слушатели подискутировали о том, каким будет растущий сейчас человек, как долго будет происходить его становление, зачем люди сравнивают себя с другими (и с машиной), насколько сильно повлияют цифровые технологии на профессиональное самоопределение, на жизнь современных взрослых и подрастающего поколения и каковы перспективы техногенного процесса.
Сергей Миронов, аспирант второго курса, выступил с докладом «Развитие эмоционального интеллекта на примере визуально-кинетического моделирования». Во время пандемии, уверен психолог, наше сознание сместилось в цифровую плоскость, и визуальный канал восприятия стал ведущим. Тактильный голод при этом приводит к повышенному уровню стресса. В процессе визуально-кинетического моделирования можно применять специальный кинетический песок: он помогает осознать эмоции через когнитивно-поведенческие реакции, включение осязания. Работа с песком может снижать уровень стресса в 3‒5 раз.