В дискуссии приняли участие:
- торговый представитель РФ в Южной Корее Алексей Александрович Сапетко;
- заместитель начальника отдела инфраструктуры департамента транспорта и инфраструктуры Евразийской экономической комиссии Канат Абдыгапарович Миршакиров;
- начальник отдела зарубежных проектов и международного сотрудничества АНО ДМТК (Дирекция международных транспортных коридоров) Наталья Сергеевна Задонская;
- сотрудник департамента экономического сотрудничества МИД РФ Тимур Наильевич Латыпов;
- заведующая кафедрой международного и интеграционного права ИПНБ РАНХиГС, кандидат юридических наук, доцент Екатерина Сергеевна Алисиевич;
- коммерческий директор Sapere aude Company Анна Викторовна Корчагина.
Модерировали ситуационный анализ кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории международных отношений РУДН, директор Центра прикладного анализа международных трансформаций РУДН Виталий Алексеевич Данилов и кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры таможенного дела ИЭУиФ РосНОУ Наталия Феликсовна Кислицына.
Участники обсуждали актуальные вопросы, связанные с реорганизацией логистических маршрутов, которые имеют решающее значение для внешней торговли России с развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки, с целью выработки предложений по улучшению государственной политики в области обеспечения логистической безопасности и, как следствие, национальной безопасности ряда государств.
По итогам проведенной дискуссии были обозначены следующие акценты и предложены решения:
- глобальный Юг становится одним из векторов; коридор «Север — Юг» — это гораздо больше, чем транспортная артерия;
- отношения РФ с Китаем, развитие коридора «Север — Юг» необходимо рассматривать с учётом геополитической ситуации;
- «Север — Юг» не является конкурентом остальным коридорам, все они рассматривается в рамках партнерских отношений.
После 20-летнего простоя международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг», благодаря инициативе Ирана, заработал. Многое сделано на местах: произошли глобальные изменения в системе управления морского порта Махачкалы, применяется система единого окна, используются более совершенные досмотровые комплексы и электронная очередь. Тем не менее, для малого и среднего бизнеса данный коридор не работает: большое количество брошенных поездов с грузами, не принимаются платежи в национальных валютах.
МИД РФ оказывает поддержку развитию МТК «Север — Юг», предполагает активное формирование большого евразийского партнерства и предлагает начать создание транспортно-логистического каркаса, в рамках которого главными осями будут МТК «Север — Юг» и МТК «Северный морской путь».
Участники дискуссии пришли к выводу, что у государства есть потребность в активном развитии всех существующих транспортных маршрутов, но реальных специалистов, способных оказать международную публично-правовую поддержку, критически не хватает. В связи с этим было предложено организовать более тесное взаимодействие органов власти, бизнеса и вузов Москвы с целью разработки программ подготовки специалистов.
По итогам ситуационного анализа РУДН планирует составить аналитическую записку и разослать её всем участникам мероприятия и заинтересованным министерствам и ведомствам.