Ректор Российского нового университета (РосНОУ) Владимир Зернов выступил на X ежегодном форуме вузов «Будущее высшей школы», который состоялся в Москве 8 июня 2022 года.
На форуме RAEX («РАЭКС-Аналитика») представила одиннадцатый ежегодный рейтинг вузов России, в котором РосНОУ занял первое место в частном секторе высшего образования, обойдя конкурентов.
Работа форума проводилась в рамках пленарной дискуссии «Новые вызовы для высшей школы» и секций, посвящённых межвузовскому взаимодействию и развитию в университетах науки. Руководители вузов обсудили, какие вызовы ставит перед высшим образованием день сегодняшний и то, как эти вызовы меняют цели и ценности университетов.
Одним из основных вопросов обсуждения, в котором очно и онлайн приняли участие около 800 человек, включая 60 ректоров, более 100 проректоров и 58 представителей посольств разных стран, стало развитие высшего образования после отказа от Болонской системы. Прозвучали разные мнения, но все сошлись в одном: бакалавриат и магистратуру необходимо сохранить. — Предыдущие годы показали, что бакалавриат и магистратура работают хорошо, особенно в условиях быстрых изменений, — отметил Николай Кудрявцев, президент МФТИ. О том, что бакалавриат и магистратура оправдали себя, сказал и ректор Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Прокофьев.
Как заметил ректор ИТМО Владимир Васильев, в Японии, Китае, Индии Болонское соглашение не действует, но успешно работают и бакалавриат, и магистратура. Он предложил рассматривать специалитет приоритетным для тех направлений подготовки, которые не подвержены быстрым изменениям.
При этом в один голос говорилось об увеличении доли специалитета и расширении возможностей студентов благодаря этой форме получения образования. По мнению и. о. ректора МГТУ имени Н. Э. Баумана Михаила Гордина, 25 % студентов страны учатся на специалитете, доля которого в будущем будет расти.
Все участники дискуссии отмечали необходимость плавных изменений в образовании. Ректор РосНОУ Владимир Зернов заявил, что путь развития образования может быть только эволюционным и что обеспечить качество образования нашей стране в разные годы помогало сохранение его основ, независимо от влияния исторических событий — революции 1917 года, Великой Отечественной войны и других.
В качестве основы национальной системы образования Владимир Васильев предложил использовать систему подготовки «2+2+2», направленную на полноценное развитие системного, критического и креативного мышления. ректор Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Прокофьев предложил, прежде чем приступать к существенным изменениям, провести расширенный анализ сильных и слабых сторон вузов и создать новую систему целеполагания.
К очевидным минусам Болонской системы ректор Финансового университета отнёс включение аспирантуры в третий уровень образования, поскольку мотивация многих обучающихся сводится лишь к получению диплома об окончании аспирантуры. — Количество защит сократилось у нас в 10 раз, поступлений — в 4 раза, — сказал Прокофьев.
Рассматривая возможные изменения в системе образования, ректор НИТУ «МИСиС» Алевтина Черникова предложила каждому вузу выработать собственную ценностную модель, не теряя связи с фундаментальным образованием, и в рамках этой модели осуществлять своё движение, укреплять позиции отечественной высшей школы за счёт развития сетевого взаимодействия и академической мобильности.
Большое внимание участники обсуждения уделили вопросу наукометрии и публикационной активности. Несмотря на сложную обстановку, многие согласились с тем, что останавливать свою публикационную деятельность в международных журналах не следует.
Не снижать активность публикаций в международных научных журналах, чтобы «оставаться теми самыми 5-ю процентами мировой науки, пусть и в публикационной части», призвал руководитель центра научно-публикационной аналитики и международных рейтинговых исследований МГТУ имени Н. Э. Баумана Михаил Иванов. Проректор по научной работе МФТИ Виталий Баган отметил, что университеты научно-исследовательской деятельностью вносят больший вклад, чем РАН, а основные направления — «это искусственный интеллект, возобновляемая энергетика, генетика, квантовые технологии».
Многие отмечали роль вузовской науки в создании технологий. Затронул эту тему и Владимир Зернов, выступивший за ускоренную подготовку кадров по инженерным специальностям: