О
П
Д
Т
М
К

Анна Балыкина: «Изучать информатику на шаблонных примерах психологам не интересно»

20 июля 2022
Автор: Шигапова Мария Андреевна, пресс-секретарь
EN

Цифровой образовательный ресурс IPR Media провёл Всероссийский конкурс «Библиотека цифрового университета». В конкурсе приняли участие преподаватели Российского нового университета (РосНОУ), чьи работы уже стали достоянием общественности: вошли в фонд электронной библиотеки и научную электронную библиотеку Elibrary.ru

О своей научной работе, построенной на материале кандидатской диссертации, о цифровых технологиях и подходе к преподаванию сложных технических дисциплин студентам разных направлений подготовки рассказывает участница конкурса, заведующая кафедрой основ математики и информатики Российского нового университета (РосНОУ) Анна Балыкина.

— Анна Михайловна, опубликованное исследование связано с Вашей профессиональной деятельностью?

— Конечно. Я руковожу общеуниверситетской кафедрой, веду информационные дисциплины для студентов всех направлений подготовки. И когда сталкиваюсь с гуманитариями — на протяжении 19-ти лет моей работы в вузе — слышу от них один и тот же вопрос: «Мы гуманитарии. Зачем нам информатика?». Чтобы не отвечать студентам избитой фразой: «Так написано в учебном плане», я показываю им на практических примерах, для чего нужны компьютерные технологии людям тех или иных профессий. Так что в конкурсе участвовала не ради завоевания денежных призов — мне это было не интересно. Хотелось, чтобы мои материалы увидели свет. Думаю, они носят важный мотивационный характер.

— Как мотивировать студентов изучать информатику?

— В материалах рассказано, в каких областях и как именно используются информационные технологии, информационные и компьютерные системы. Это служит студентам глубокой мотивацией для того, чтобы изучать

в новость 1

предмет с интересом. Ведь если предлагать им изучать информатику на шаблонных примерах, то, скажем, психологам это будет не интересно. Чтобы развить у них тягу к предмету, я предлагаю им информацию, которая действительно полезна. Например, психологические выборки. Я объясняю, как работать с этими выборками, как их обрабатывать — а это то, что нужно психологам в их будущей работе.

— Кто ещё сможет использовать материалы Вашей работы?

— Работа может быть использована в образовании — студентами любых направлений подготовки. Кроме этого, мой труд может быть полезен психологам-консультантам. Заявляю это со 100 %-ной уверенностью, поскольку я не только заведующая общеуниверситетской кафедрой, но и дипломированный психолог-консультант, имеющий право применять психотерапевтические методы. Материалы работы имеют важное практическое значение, поскольку описывают индивидуальный подход к различным социальным группам — людям разного статуса, возраста.

Поскольку выборки построены на статистическом анализе и приведён алгоритм математического аппарата для обработки большого массива данных, материалы могут пригодиться и экономистам — как студентам, для формирования представления об алгоритме, так и профессионалам.

Мою работу также могут использовать преподаватели, которые ведут информационные дисциплины, и исследователи — в качестве ссылки на свои научные труды.

— Работа в свободном доступе?

— Да. Скачать её могут зарегистрированные в IPR Media пользователи, читать онлайн могут все.

computer-with-code-in-office

— Согласно условиям конкурса, работа должна быть посвящена сквозным цифровым технологиям. Расскажите о них.

— Цифровыми технологиями принято считать всё, что связано с компьютером. А на самом деле это любой электронный гаджет. Даже пропуска на терминалах и турникетах, например, для входа в университет — это цифровые технологии. Сквозные цифровые технологии характеризуются универсальностью применения: могут использоваться в промышленности, образовании, государственном и муниципальном управлении. Весь современный мир построен на этих технологиях.

— Какие цифровые технологии Вы представили?

— Те, которые применяю в преподавательской работе. Это программное обеспечение, которое я разработала на базе стандартного программного обеспечения Microsoft и которое автоматизирует обработку большой

базы данных. Математический аппарат позволяет обработать большой массив данных и получить интерпретацию результатов. Цифровая технология универсальна и может быть использована как на персональном компьютере, так и в мобильном устройстве.

Новый алгоритм автоматизирует работу с большими базами данных и минимизирует время, которое может быть затрачено на получение результатов, а главное — их интерпретацию. Потому что когда мы говорим об обработке информации, то применить формулу легко, а вот интерпретировать полученные результаты — сложно. Представленное ноу-хау в будущем я собираюсь осветить в своей докторской диссертации.

— Почти два десятилетия Вы преподаёте математику и информатику. Изменился уровень компьютерной грамотности абитуриентов?

— Безусловно. Хотя бывает, что лингвисты, психологи уступают в компьютерной грамотности тем же экономистам, я уже не говорю об «информационщиках». Но благодаря введению в школах цифровых технологий уровень компьютерной грамотности абитуриентов — умения обращаться с компьютером, искать информацию, работать с шаблонами данных, — год от года растёт, и сегодня этот уровень у студентов разных направлений подготовки примерно одинаков.

Похожие записи
Горячая линия для студентов
Адреса и телефоны

Версия для слабовидящих

Настройка размеров шрифта
Настройка межбуквенных интервалов
Настройка цветовой схемы
О
П
Д
Т
М
К
С изображениями / Без изображений

Задать вопрос

Добавить соц. сеть

Удаление соц.сети

Вы хотите удалить этот профиль?
Это действие нельзя будет отменить