О
П
Д
Т
М
К

Как начать заниматься наукой

17 марта 2025
Автор: Юрченко Алёна Александровна
EN
Советы учёных РосНОУ увлечённым студентам.

ОТ ТЕОРИИ…

Для того чтобы понять, как сделать успешную карьеру в науке, надо вначале разложить понятие «успех» на компоненты, как рецепт вкусного блюда — на ингредиенты. В этом вопросе студентам помогает профессор, кандидат физико-математических наук, лауреат Государственной премии СССР, проректор по научно-инновационной работе РосНОУ Евгений Алексеевич Палкин.

Слово «карьера» предполагает «успех», а его каждый понимает по-своему. В науке вопрос денег отложен на отдалённую перспективу, на переднем плане — интерес к научным задачам. Учёный не существует без любознательности, которая во многом обусловлена средой, где человек учился и воспитывался, тем, какие были интересы у его родителей и учителей.

Для того чтобы быть успешным в науке, нужно чтобы у вас сформулировалась (это зависит и от вашего мыслительного процесса, и от окружения) задача или цель. Отрасль науки при этом не имеет значения.

Осознав задачу, ответьте на вопрос: насколько это мне интересно и почему это до сих пор не решено?

Далее надо выбрать хорошего наставника — человека, который тоже увлечён похожей задачей и знает, как это можно решить, который уже проходил этапы поиска.

Наконец, третий компонент успеха — титанический труд: чтобы научиться решать задачи, вам нужно постоянно это делать. Если нет дисциплины, через какое-то время вы бросите науку.

Евгений Алексеевич Палкин
проректор по научно-инновационной работе РосНОУ

Как только молодой учёный самостоятельно решит поставленную комплексную задачу, считает Евгений Алексеевич, он получит громадное удовлетворение, даже если позднее выяснится, что эту задачу ранее решили другие исследователи. Тут же начнут автоматически возникать ещё более сложные и более интересные задачи, и такая раскручивающаяся спираль может вывести исследователя за пределы области, с которой он начинал, привести к междисциплинарным исследованиям. Если интерес к решению новых задач у молодого учёного сохранится, он сможет стать успешным в науке, ведь он уже знает алгоритм решения задач и умеет им пользоваться. Позднее к исследователю придёт признание в научном сообществе, где собраны такие же люди, решающие новые, интересные, уникальные, а не типовые задачи.

В те времена, когда я начинал учиться на физтехе — 70-е годы прошлого века — в обществе наука поощрялась и популяризировалась. Учёных, например атомщиков, которые решили вопрос защиты страны, ставили на одну доску с космонавтами и считали героями, элитой общества, принадлежать к которой очень почётно. Мне лично повезло и с интересной задачей, которую хотелось решить, и с наставниками. Самое интересное, что человек, который дал мне мотивацию на занятие наукой, Иван Романович Геккер, так и не стал моим научным руководителем, но придал хороший толчок.

В МФТИ все преподаватели в совокупности научили нас работать много и упорно, и только так можно решать интересные задачи. Это достойно — заниматься наукой, не имеет значения, гуманитарной или естественной.

Кстати, при выборе научной сферы учтите, что естественные и точные науки хорошо формализованы: внутри них легко сформулировать новую задачу, она тоже формализована, а чётко поставленная задача — половина решения. Гуманитарные науки менее формализованы, в них сложнее поставить задачу так, чтобы не повторить путь исследователей, уже пройденный до вас.

Евгений Алексеевич Палкин
проректор по научно-инновационной работе РосНОУ
Иван Романович Геккер, краткая биография

Родился 4 марта 1927 года в Ленинграде, в семье палеонтологов. С детства ездил с родителями в научные экспедиции на поиски мамонтов. В школе он увлёкся физикой. В 1950 году окончил МЭИ и стал инженером-физиком. Работал в Институте автоматики и телемеханики в Москве, в Институте общей физики АН СССР, преподавал в МФТИ, читал курс «Физика плазмы и контроль термоядерной реакции».

Был специалистом по физике плазмы, радиоэлектронике и истории науки. Знал английский, французский, немецкий и итальянский языки.

Иван Романович Геккер — потомок Леонарда Эйлера в восьмом колене. В 1983 году стал научным секретарем Эйлеровского комитета АН СССР, занимался организацией юбилейных торжеств в Москве, Ленинграде, Берлине и Швейцарии.

Скончался 7 мая 1989 года, не успев защитить докторскую диссертацию по физике плазмы «Аномальное поглощение электромагнитных волн в плазме».

…К ПРАКТИКЕ

Что нужно сделать первокурснику, чтобы заложить прочный фундамент грядущих научных успехов? Об этом рассказывает главный специалист Гуманитарного института РосНОУ, научный сотрудник Научно-исследовательского центра Управления развития научной и инновационной деятельности и преподаватель кафедры частного права Вячеслав Владимирович Прядкин.

Для начала первокурснику надо разобраться, что собой представляет научно-исследовательская работа базово. Как правило, на 1‒2 курсах читается дисциплина, которая входит в общепрофессиональные компетенции и посвящена основам научно-исследовательской деятельности. Там даётся представление в том числе и о самой нелюбимой части работы учёного — следовании ГОСТ по оформлению списка литературы и цитирований. Научная работа должна быть составлена по чёткой и строгой формуле, которая включает актуальность, цели, задачи, методологию, научную обоснованность. Во введении ставится проблема, основная часть — обсуждение проблемы, предложение её решения и вывод. Если ещё более упростить: студент должен в рамках научной работы найти проблему и предложить её уникальное решение.

Вячеслав Владимирович Прядкин
главный специалист Гуманитарного института РосНОУ

Первокурснику, который поступил сразу после 11 класса, очень тяжело найти какую-то научную проблему, потому что у него нет углублённых теоретических или практических знаний, отмечает Вячеслав Владимирович. Вчерашний школьник получает необходимый для написания научной статьи объём теоретических базовых знаний ко 2–3 курсу, причём обязательно под грамотным научным руководством, иначе не избежать грубых ошибок.

Первым шагом в науку может стать участие первокурсников в работе дискуссионных клубов. В ходе дебатов происходит настройка речевого аппарата, мыслительной деятельности, грамотной импровизации, осуществляется поиск научной проблемы, аргументации к её решению и контраргументации для оспаривания чужих гипотез. Понятно, что в рамках дискуссионного клуба мы говорим не о выявлении принципиально новой научной проблемы и поиске доказательств под неё, но, как базовая подготовка, дискуссии оправдывают себя.

Следующий шаг — участие в ежегодных конференциях РосНОУ: декабрьской студенческой конференции и апрельской «Цивилизации знаний». На первом курсе можно прийти послушать доклады старших товарищей, а со второго курса — заявиться со своим докладом. Впрочем, если уже есть научный руководитель, можно выступить с докладом и на первом курсе.

Конкурс «Научный подход»
25 декабря 2020 – 30 апреля 2021
XXVI Международная научная конференция «Цивилизация знаний: российские реалии»
01–26 апреля 2025
Москва, ул. Радио, д. 22
Научные конференции и семинары РосНОУ

Затем студент под руководством своего наставника собирает материалы под отчёты по научно-исследовательской работе, затем проверяет техническую и проектную документацию на соответствие нормативным документам, потом становится ответственным исполнителем. Так и происходит карьерный рост в «добровольно-принудительном порядке». Уровень дисциплины и мотивации значительно повышается, когда для студента научная деятельность становится источником заработка.

Вячеслав Владимирович Прядкин
главный специалист Гуманитарного института РосНОУ

Наконец, научные публикации: они становятся преимуществом поступлении в магистратуру, либо обязательством — в аспирантуру. Желательно, чтобы публикации были по теме будущего магистерского исследования или кандидатской диссертации. На бакалавриате студент понимает, что будет изучать в магистратуре, и подгоняет под эту тематику свои публикации в научных журналах, желательно из списков Высшей аттестационной комиссии (ВАК). Рецензируемые ВАК журналы издаёт и Российский новый университет: это «Вестник РосНОУ» и «Высшее образование сегодня». При поступлении в аспирантуру требования к молодому учёному ужесточаются: ему уже необходим набор из двух ваковских публикаций и монографии без соавторства.

НАУЧНАЯ КАРЬЕРА: ИСТОРИИ УСПЕХА

«Именно системное знание позволяет оказывать наиболее эффективную психологическую помощь»

Рассказывает доцент кафедры общей психологии и психологии труда РосНОУ, кандидат психологических наук, практикующий психолог Ирина Владимировна Григорьева.

— Мне всегда были интересны люди — уникальность каждого, и как она проявляется в разных ситуациях и коллективах. Мое первое образование в сфере информационных технологий научило мыслить системно, и когда я увидела, что в психологии тоже всё упорядоченно, это меня очень вдохновило! Благодаря преподавателям-практикам, которые делились своими кейсами, стало ясно, что именно системное знание и понимание психических и психологических процессов позволяет оказывать наиболее эффективную психологическую помощь. В своей частной практике я всегда помню об этом и использую интегративный подход, включающий методы, эффективность которых доказана научными исследованиями. С моего первого дня в РосНОУ и до сих пор я работаю со Светланой Васильевной Феоктистовой, которая мягко ввела меня в мир науки. Под её руководством я писала первые курсовые, дипломную работу, а потом и научные статьи. Обладая аналитическим складом ума, эмпатией, любопытством, я с удовольствием веду научную деятельность и повышаю уровень мастерства.

Чтобы сделать успешную карьеру в науке, студенту достаточно выбрать сферу интересов и развиваться в ней, углубляться, изучать, что известно науке на эту тему, а что только изучается. Можно обратиться к преподавателю и вместе написать первую статью, провести исследование, сделать проект. В процессе этой деятельности будет и развитие, и профессиональное становление специалиста.

Я считаю, что человек будет успешен в любом деле, если он идёт за своим интересом. При знакомстве со студентами в первую очередь я узнаю их интересы и затем выстраиваю обучение так, чтобы их учесть. И тогда студенты включаются, у них загораются глаза, они хотят изучать психологию как науку. Вообще наши студенты инициативны и любознательны, им можно предлагать различные проекты, идеи, они с удовольствием интегрируются в процессы их разработки. Дальше их можно направлять, подсказывать, — всё основное они сделают сами. Порой им не хватает веры в себя, и тогда эту веру в них вселяет педагог, а первые результаты воодушевляют и вдохновляют продолжать.

«К первым консультациям готовилась по конспектам»
Ирина Владимировна Григорьева, доцент кафедры общей психологии и психологии труда РосНОУ, кандидат психологических наук, практикующий психолог.

«Приложив определённое количество усилий и проявив настойчивость в достижении цели»

Рассказывает преподаватель Института славянской культуры, кафедры лингвистики и иностранных языков РГУ имени А. Н. Косыгина, кафедры лингвистики и межкультурных коммуникаций Гуманитарного института Российского нового университета Олег Владиславович Тепликов.

— Я благодарен за пробуждение интереса к науке моим научным руководителям — заведующей кафедрой лингвистики и межкультурных коммуникаций Екатерине Валентиновне Клюевой и заведующей кафедрой теории и практики перевода Наталье Сергеевне Варфоломеевой, — рассказывает Олег Владиславович. — Мой путь в науку начался с бакалаврской работы, посвящённой переводу юридической терминологии с персидского языка на русский, поскольку профиль подготовки предполагал изучение двух иностранных языков: английского и персидского. Перевод столь далекой от нас ветви юриспруденции как исламское право на русский язык, сложен: важно грамотно передавать термины, шаблоны, структурные особенности документации. Как раз эта сложность меня и зацепила, положила начало научной деятельности, стала основой моей дальнейшей заинтересованности этой темой.

По окончании бакалавриата я стал работать педагогом, поступил в магистратуру и занялся диссертацией на тему обучения иностранным языкам в сфере юриспруденции как способа формирования профессиональных компетенций у студентов вузов в рамках освоения образовательных программ.

Параллельно с работой над ВКР магистра я опубликовал пять статей, включённых в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

В процессе их написания, осознавая алгоритмы создания, я смог выстроить ход действий и мыслей, необходимый для выработки критического мышления, тайм-менеджмента личного времени, понимания подхода к каким-то другим повседневным действиям.

Уже владея знаниями, полученными в ходе написания ВКР бакалавра и магистра, я принял решение поступить в аспирантуру РосНОУ на педагогику и писать кандидатскую диссертацию, уже соотносящуюся с профессиональной деятельностью педагогов на тему «Персонифицированная технология общепрофессиональной подготовки студентов». Сейчас я продолжаю научную деятельность, активно пишу статьи РИЦН и ВАК, кандидатскую диссертацию — это и есть моя текущая научная задача.

Я считаю, что сделать успешную карьеру в науке студент или выпускник может, приложив определённое количество усилий и проявив настойчивость в достижении цели. Безусловно, ему помогут стремление к пониманию определённых аспектов научной деятельности, выработка структурного тайм-менеджмента, чтобы успевать соотносить научную деятельность с основной работой, конечно же, нацеленность на результат и, пожалуй, доля везения.

«Полученное в процессе обучения пригодилось абсолютно всё»
Олег Владиславович Тепликов, преподаватель Института славянской культуры, кафедры лингвистики и иностранных языков РГУ имени А. Н. Косыгина, кафедры лингвистики и межкультурных коммуникаций Гуманитарного института РосНОУ.
Похожие записи
Горячая линия для студентов
Адреса и телефоны

Версия для слабовидящих

Настройка размеров шрифта
Настройка межбуквенных интервалов
Настройка цветовой схемы
О
П
Д
Т
М
К
С изображениями / Без изображений

Задать вопрос

Добавить соц. сеть

Удаление соц.сети

Вы хотите удалить этот профиль?
Это действие нельзя будет отменить