— Ксения, в 2014 году вы окончили Российский новый университет. Почему выбрали именно этот вуз?
— Я должна была поступить в другой университет и на другую специальность — юриспруденцию. Срезалась на внутреннем вступительном испытании. Когда сказала об этом маме, она посоветовала съездить в РосНОУ — вуз, который нашла в интернете. Привлекли стоимость обучения, наличие общежития и сайт. И дала мне классную рекомендацию — ещё раз подумать, к чему у меня больше склонность: к юриспруденции или к пиару. И вот я здесь.
— Почему всё-таки остановили выбор на связях с общественностью?
— С детства получалось хорошо писать и говорить. Выбор специальности помог реализовать природные таланты.
— РосНОУ — частный вуз. У вас не было предубеждения перед частным образованием?
— Никогда. Рада, что выбрала частный вуз — в РосНОУ мне дали необходимую степень свободы: я получила качественное образование и возможность работать с первого курса. Большинство преподавателей на экзаменах проверяли именно знания, а не формальную посещаемость.
— Что вам дала учёба?
— Прежде всего возможность попробовать свои силы в профессии: работать без отрыва от производства. Творческую самореализацию — я была организатором и ведущей нескольких крупных мероприятий. Возможность наблюдать за деятельностью высококлассных управленцев, например, Владимира Алексеевича Зернова, и учиться у них.
— А чего вам не хватает? Что бы вы сегодня изменили в образовании специалистов по связям с общественностью?
— Больше практики, меньше теории. По трём причинам. Первая: знания сейчас очень быстро устаревают. Условные тренды в рекламе, которые вы обсудите на первом курсе, на последнем вообще будут не актуальны. Вторая: у нас очень практикоориентированная специальность. Можно прочитать целый учебник о том, как правильно писать пресс-релизы, но научитесь вы этому гораздо быстрее, когда самостоятельно напишете десять текстов. Третья: самое ценное, что вы можете сделать для собственного развития, — найти крутого наставника. У меня был такой наставник в РосНОУ — Игорь Евгеньевич Мытько. Он не жалел времени, чтобы объяснить и помочь. Мы часами просиживали над редактурой текстов, и по сей день я делаю хорошие материалы.
— Как сложился ваш профессиональный путь?
— Мой профессиональный путь начинался в редакции сайта РосНОУ. Затем работала в информационном агентстве Regnum, на телеканале «РЖД ТВ», в пресс-службе Сбербанка, руководила направлением внутренних коммуникаций в ГУ Банка России по Центральному федеральному округу. Сейчас работаю в отделе пресс-службы и PR Службы финансового уполномоченного.
— Вы работаете во внутренних коммуникациях. Расскажите, зачем они нужны.
— Внутренние коммуникации — это построение единого информационного поля для коллег. Представьте, что вы генеральный директор компании, в которой работают пять человек. Если вам нужно сообщить важные новости, вы соберёте всех в одной комнате и проинформируете. А если у вас 500 или 5000 сотрудников? Нужна система, обеспечивающая информирование сотрудников, чтобы все были в курсе актуальной информации и на её основе принимали эффективные решения.
— В чём, на ваш взгляд, основная разница между внутренними и внешними коммуникациями? В какой из этих сфер проще работать, в какой — интереснее?
— Внешние коммуникации предполагают возможность и желание брать на себя ответственность за репутационные риски и добиваться лояльности журналистов, партнёров. Есть многие коллеги, которые виртуозно, сохраняя достоинство, это делают. А у меня нет таланта продавать, и чувство, что я кому-то навязываюсь, тяготит. Естественным образом получилось, что я выбрала внутренние коммуникации. Там и заинтересованность сторон большая. Хотя, конечно, многим коллегам нужно пояснять, что это и зачем. Если подходить к своей роли неформально, появляется реальная возможность влиять на развитие команды и организации. Мне это интересно.
— Что вам нравится в работе? Что — нет?
— Нравится безграничный простор для самореализации. В PR ты един во всех лицах — журналист, организатор мероприятий, переговорщик, психолог. А если ты руководитель, то ещё несколько ролей добавляется. Сложность профессии в том, что зачастую нет универсальных критериев оценки твоего результата и всё сводится к непрозрачному критерию: «нравится — не нравится». Поэтому рекомендую выбирать организацию и руководителя, с которыми у вас совпадают ценности и чувство прекрасного.
А в 30 лет уже приходишь к тому, что надо беречь нервы и максимально сокращать количество сложностей.
— Расскажите о своих достижениях.
— Я с нуля выстроила направление внутренних коммуникаций в ГУ Банка России по ЦФО. Благодаря вкладу моей команды коллеги теперь взаимодействуют по-другому — более оперативно, открыто, неформально. Это классно, потому что в итоге повышается эффективность совместной работы.
— Пиарщик вынужден очень много общаться. Не устаёте от информации?
— Устаю и от общения, и от информации. У меня есть свои, наработанные годами, правила, своего рода эмоциональная гигиена. На выходных и в отпуске мой телефон в режиме «Не беспокоить». Если я с кем-то провожу свободное время, значит, общение с этим человеком представляет для меня большую ценность. Таких у меня человек пять.
Ну а лучший отдых — отпуск в одиночестве.