О
П
Д
Т
М
К

Марина Новикова: «Если у человека прочный фундамент, то он способен развивать и совершенствовать свои профессиональные компетенции …»

29 декабря 2021
Автор: Шигапова Мария , пресс-секретарь
EN
30 лет — полёт нормальный. К юбилею Российского нового университета
Какая работа стоит за словами Human Resources — «управление человеческими ресурсами»? Подбор и адаптация персонала, кадровое делопроизводство, статистика, развитие корпоративной культуры… Спектр задач HR-специалиста постоянно расширяется в связи с изменением трудового законодательства, переводом документооборота в электронный вид, современными тенденциями в профессии.
Марина Михайловна Новикова, заведующая кафедрой управления персоналом Института бизнес-технологий Российского нового университета (РосНОУ), кандидат социологических наук, доцент — о том, как в 1990-е оказалась в новой для себя сфере в качестве методиста, а затем декана факультета и преподавателя, чем интересно управление персоналом, что надо знать и уметь для этой работы.

— Марина Михайловна, где вы работали до Российского нового университета?

— Я окончила МАТИ — Московский авиационный технологический институт имени К. Э. Циолковского, получила профессию инженера-конструктора-технолога радиоэлектронной аппаратуры. 15 лет проработала по специальности в электронной промышленности, на московском заводе «Эра».

Но жизнь изменчива. В 90-е годы на предприятиях сократились заказы, мы месяцами не получали зарплату, не ясны были цели и перспективы работы. Чтобы выжить, инженерам и техникам, которые столько лет осваивали сложнейшую специальность, пришлось искать подработку, идти в газетные киоски, соглашаться на низкоквалифицированную работу. На заводе нас не увольняли, но мы уходили оттуда сами. Это был развал военно-промышленного комплекса (ВПК).

Социально-экономические преобразования в России привели к высвобождению большого числа кадровых военных, инженеров, государственных служащих, управленческого персонала министерств и исполнительных органов, научных работников и других специалистов. Формирование нового правового, политического, информационного, экономического пространства вызвало потребность в специалистах в области юриспруденции, финансов, бухгалтерского учёта, аудита, психологии, туризма, гостиничного дела. Оставшиеся не у дел люди были вынуждены интегрироваться в новые социально-экономические отношения без должной поддержки государства, последствия экономического и структурного кризиса ощутила на себе большая часть населения страны.

Новикова Марина Михайловна, кандидат социологических наук, доцент

В 1996 году я начала работать в Российском новом университете методистом дополнительного образования.

— Как на изменения в стране реагировало образование?

— Первыми откликнулись негосударственные вузы, которые появились как раз в 1990-е годы. Они предоставляли возможность получать второе высшее образование и зачастую составляли серьёзную конкуренцию многим государственным вузам в области качества образования, освоения новых методов обучения, использования современной электронной и компьютерной техники, внедрения дистанционного обучения, повышения квалификации кадров.

В СССР практика получения второго высшего образования отсутствовала. Российский новый университет одним из первых в стране начал заниматься обеспечением второго высшего образования.

В 2001 году на базе отдела был сформирован факультет второго высшего образования. Хотелось бы отметить сотрудников, которые внесли значительный вклад в подготовку и переподготовку специалистов. С первых дней мне посчастливилось работать с Викторией Валерьевной Батколиной, которая прошла путь от методиста до исполнительного директора Гуманитарного института РосНОУ. На факультете в разное время работали Надежда Викторовна Суханова, Марина Николаевна Апатенкова, Мария Александровна Гореликова, Марина Николаевна Посевкина.

Первыми специальностями факультета были экономика и юриспруденция. Более тысячи слушателей прошли обучение по программам второго высшего образования, совершенствовали свою квалификацию без отрыва от основной деятельности, выбирали заочную, очно-заочную форму или группы выходного дня. В основном, слушателями были профессионалы, которые пришли к нам с предприятий ВПК, других промышленных предприятий, из министерств, образовательных организаций.

— Что бы вы могли сказать о своих первых студентах?

— Могу отметить их сплочённость. Группы были очень дружные, многие продолжили общение и по окончании учёбы.

Для меня и моих коллег были актуальны и интересны вопросы образования взрослых, в том числе получение второго высшего образования. Мы провели исследование с целью анализа причин профессиональной мобильности и отношения студентов к их новому профессиональному выбору. Основной задачей стало изучение проблемной ситуации, предшествующей смене профессии, а также характерных особенностей процесса профессиональной мобильности студентов.

Результаты исследования отражали реальную картину,

которая сложилась в последнее десятилетие XX века в экономике России: массовые сокращения в армии, развал ВПК, спад промышленного производства. Полное или частичное прекращение деятельности предприятий привело к тому, что десятки тысяч специалистов столкнулись с проблемами поиска новой работы и профессиональной невостребованности. Исследование показало, что 75,6% наших респондентов не работали по первой специальности.

Очевидно, что в такой ситуации актуализировались вопросы получения второго высшего образования, а развитие системы образования взрослых приобретало стратегическую значимость.

— Сегодня кажется, что чуть ли не каждый второй вуз готовит менеджеров. Нужны ли они стране в таком количестве?

— Я за фундаментальное, широкопрофильное образование. Если у человека прочный фундамент, он способен развивать и совершенствовать свои профессиональные компетенции, переучиваться с учётом меняющихся условий трудовой деятельности и находить себе применение.

Если человек умеет только на кнопки нажимать, наверное, его и подобных ему специалистов скоро заменят роботы. Мир очень быстро меняется. Конкурентным можно считать специалиста, который имеет явные преимущества благодаря личному и профессиональному потенциалу, способен выдерживать конкуренцию, преодолевать препятствия, добиваться успехов в жизни и профессии.

— Какие компетенции специалиста по управлению персоналом вы бы отметили?

—  Специалист по персоналу первым встречает будущего работника предприятия, от него в значительной степени зависит качество, конкурентоспособность персонала организации. Очень важно подобрать инструменты и определить критерии, позволяющие сделать правильный выбор.

Очень важная профессиональная компетенция — отличное знание трудового законодательства, кадрового делопроизводства, профессионального стандарта и всех сопутствующих вопросов. Я рекомендую постоянно обращаться к профессиональным интернет-ресурсам, которыми пользуюсь и сама: «Справочник кадровика», «HR-директор — директор по персоналу», «Охрана труда», «Кадровое дело» и другие, так как в этой сфере деятельности происходят очень быстрые изменения.

— К чему нужно быть готовым рекрутёру? Какие «подводные камни» у профессии?

— Профессиональное выгорание. Поэтому я рекомендую студентам находить стажировки в крупных компаниях, которые придерживаются кадровой политики, предусматривающей большие возможности для карьерного роста.

Важно менять вид деятельности: документационное обеспечение, поиск, привлечение, подбор и отбор, адаптация персонала, его оценка и аттестация, развитие персонала, корпоративная культура и социальная политика, мотивация и оплата труда. Собственно подбор персонала — это лишь часть работы специалиста по персоналу, в крупных компаниях у него очень много разных функций и совсем другой социальный лифт.

— Где работают выпускники РосНОУ?

— У нашего вуза хорошая репутация. Поэтому выпускники РосНОУ, как правило, не имеют проблем с трудоустройством, работают специалистами по персоналу в разных отраслях, в консалтинговых компаниях, рекрутинговых агентствах.

— Чем наш университет привлекает абитуриентов?

— В Российском новом университете очень доброжелательная атмосфера и много других плюсов. Те, кто окончил РосНОУ, приводят друзей и знакомых, как говорится, срабатывает «сарафанное радио».

— Чего вы ждёте от наступающего года? Какой подарок был бы самым желаемым?

— Хороших студентов на все формы обучения.

Новикова_2
Вы смотрите
Марина Новикова: «Если у человека прочный фундамент, то он способен развивать и совершенствовать свои профессиональные компетенции …»
29 декабря 2021
Похожие записи
Горячая линия для студентов
Адреса и телефоны

Версия для слабовидящих

Настройка размеров шрифта
Настройка межбуквенных интервалов
Настройка цветовой схемы
О
П
Д
Т
М
К
С изображениями / Без изображений

Задать вопрос

Добавить соц. сеть

Удаление соц.сети

Вы хотите удалить этот профиль?
Это действие нельзя будет отменить